Золотой ключ 2019
Axalta

Системная безопасность

Автор: Михаил МАШИН


Разнообразные электронные системы обеспечения безопасности становятся непременным элементом оснащения современного автомобиля. К сожалению, даже несмотря на всю важность задач, стоящих перед ними и их высокую технологичность, они все равно подвержены поломкам и потому нуждаются в правильном диагностировании и ремонте.

Безопасность во главе угла

Российские автомобилисты придают большое значение безопасности транспортных средств. Компания Bosch совместно с AC Nielsen провела в нашей стране социологическое исследование на предмет изучения отношения водителей к активным системам безопасности — антиблокировочной системе тормозов (ABS) и программе электронной стабилизации (ESP). Полученными результатами поделился заместитель генерального директора ООО «Роберт Бош», региональный директор по продажам автомобильных комплектующих Вальтер Шёпф:

— Российские автомобилисты считают безопасность автомобиля определяющим показателем при покупке машины. При этом среди главных систем безопасности в первую очередь называют подушки и ремни безопасности — пассивные средства, которые способны лишь уменьшить негативные последствия аварии. И гораздо меньшее количество опрошенных проявило осведомленность об активных системах, призванных предотвратить ДТП. А между тем 92% водителей применяли когда-либо в своей жизни экстренное торможение. При этом 69% из числа респондентов, имевших опыт экстренного торможения, пытались таким образом избежать столкновения с другим автомобилем; в 61% случаев причиной торможения был пешеход.

В резюме к исследованию отмечается: «недостаточное практическое знакомство российских автовладельцев с активными системами безопасности сказывается на точности знаний о них. Несмотря на то что водители уделяют большое внимание как собственной безопасности, так и защите пассажиров, многим до сих пор неизвестны преимущества активных систем безопасности. Например, из 94% респондентов, знающих о существовании ABS, только 43% смогли правильно назвать функции антиблокировочной системы. В этой связи возрастает роль автопроизводителей и государства. Важнейшими шагами в этом направлении могут стать внедрение активных систем безопасности в стандартный набор автомобильного оборудования и закон об их обязательном применении.

Результаты исследования говорят о готовности российских автомобилистов к подобным мерам. Так, 81% опрошенных, которым известно о преимуществах ABS, считают, что антиблокировочная система должна стать стандартным оборудованием для автомобилей в России. А 74% из них убеждены, что обязательное применение систем безопасности, таких как ABS и ESP, должно быть утверждено на законодательном уровне».

Но пока этого не произошло, обслуживанию электронных систем необходимо уделить первостепенное значение. Особенно учитывая, что эти системы постоянно совершенствуются и модернизируются.

Прогресс неумолим

Впервые активные системы безопасности автомобиля, основанные на технологии ABS, были представлены на рынке компанией Bosch в 1978 г. Главное преимущество ABS — безопасное торможение. ABS предотвращает блокировку колес при аварийном торможении, обеспечивая управляемость и устойчивость транспортного средства. Автомобиль обходит препятствия, оставаясь под контролем водителя; тормозной путь при этом сокращается. Эта функция особенно важна при торможении в экстремальных условиях, например, на влажной или обледеневшей дороге. Программа электронной стабилизации ESP появилась позже — в 1995 г. Она была подготовлена к серийному производству компанией Bosch в содружестве с Mercedes Benz (первоначально ESP устанавливалась на модели Mercedes S-класса).

Эта система помогает водителю почти в любой критической ситуации на дороге, выполняя функции антиблокировочной (ABS) и антипробуксовочной (ASR) систем, а также решая целый ряд других задач. ESP распознает начало заноса и активно предотвращает это явление. Система определяет желаемое направление по углу поворота рулевого колеса, а датчики на всех колесах измеряют скорость их вращения. Одновременно датчики угловой скорости измеряют перемещение транспортного средст­ва вокруг вертикальной оси и его боковое ускорение. На основании этих данных блок управления вычисляет фактическую траекторию движения, которая 25 раз в секунду сравнивается с желаемым направлением. Если значения расходятся, система немедленно реагирует на ситуацию без какого-либо вмешательства со стороны водителя, снижая мощность двигателя и восстанавливая стабильность автомобиля. Если этого недостаточно, ESP дополнительно подтормаживает каждое колесо. Возникающее вращательное движение противодействует заносу настолько, насколько позволяют законы физики, и автомобиль остается на безопасной траектории движения.

В начале 2010 г. Bosch запускает в серийное производство ABS и ESP 9-го поколения. Системы будут на 30% меньше и легче своих предшест­венниц — самыми компактными и легкими на рынке: ABS весит всего 1,1 кг, ESP — 1,6 кг. Благодаря модульной технологии новое поколение систем предлагает эффективные решения для всех типов транспортных средств: как для машин компакт- и люкс-классов, так и для легких коммерческих автомобилей.

Необходимость обязывает

Для организации на своем предприятии услуги по диагностике и ремонту систем безопасности необходимо приобрести соответствующее диаг­ностическое оборудование и пройти специализированное обучение. Рассмотрим каждый из этих пунктов подробнее. Итак, оборудование.

Если автосервис уже занимается электронной диагностикой, в его распоряжении наверняка есть определенный диагностический набор: сканер, мотор-тестер, осциллограф, манометры и т. д. Как правило, современные сканеры многофункциональны и позволяют проводить всевозможные операции с совершенно разными системами автомобиля, в том числе и с системами безопасности. Поэтому здесь все ясно: если у вас есть диагностический прибор, способный распознавать блок управления ABS и работать с ним, то ничего дополнительно приобретать не надо. Если нет — обращайтесь к поставщикам оборудования. Единственное пожелание, не такое уж и обязательное, но все-таки не лишенное смысла: использовать сканер, изготовленный той же компанией, что и ABS, которую предстоит диагностировать. Например, для диагностики чрезвычайно распространенных систем фирмы Bosch, несомненно, лучше всего подходят сканеры Bosch серии KTS.

А вот чего может и не оказаться у СТО, так это тормозного стенда, который также необходим для обслуживания систем безопасности. Дело в том, что подавляющее большинство систем безопасности, применяемых в настоящий момент в оснащении автомобиля, взаимодейст­вуют с тормозными системами. Вот как раз для проверки эффективности работоспособности всего комплекса безопасности в целом такой стенд и будет нужен.

Теперь о подготовке персонала. Сегодня многие компании и образовательные центры проводят курсы по диагностике электронных систем безопасности автомобиля. Преимущественно эти курсы организуются фирмами-поставщиками диагностического оборудования и связаны непосредственно с особенностями использования продаваемых ими приборов. При этом не всегда диагностика систем безопасности выделяется в отдельный блок и идет в совокупности с другими системами.

Что здесь можно посоветовать? В любом случае качественная программа включает в себя общие основы и принципы диагностики, которые можно реализовать на абсолютно любом оборудовании. Однако все равно лучше выбирать те курсы, а вернее, те компании, с которыми в дальнейшем авторемонтное предприятие планирует тесное сотрудничество. В частности, Bosch как разносторонняя организация предлагает партнерам полный спектр услуг, включающий и автокомпоненты, и технологическое оснащение, и обучение. На курсе «Электронные тормозные системы ABS — SBC» изучаются физические основы динамики движения относительно системы ABS; функции систем ABS 2S, 2E, 5.0, 5.3, 8.0 в гидравлике и электрике; действие компонентов в системе; методы диаг­ностики; практический поиск неисправностей в автомобиле с использованием мотор-тестеров и системного тестера KTS; системы ASR и ESP, включая системы сторонних производителей.

К тому же даже на авторизованных сервисных станциях предпочитают получать информацию, что называется, «из первых рук». Поэтому нередко организовывают обучение своих сотрудников не просто в тесном сотрудничестве с автопроизводителем, но и с участием тренеров из тех компаний, которые непосредственно занимаются производством систем безопасности, устанавливаемых на машинах обслуживаемой марки.

В борьбе за безопасность

Электронные системы достаточно надежны: блоки защищены специальными реле и предохранителями, но и они могут выходить из строя. Одна из основных причин преждевременной поломки обусловлена конструктивными особенностями систем и спровоцирована нарушением автовладельцем определенных рекомендаций.

Датчики — главные элементы системы, ответственные за получение информации электронным блоком управления, — часто расположены в местах, скажем так, не очень благоприятных для работы. Например, датчики ABS, регистрирующие скорость вращения колес, находятся вблизи вращающихся деталей ступицы или полуосей. Здесь много различных загрязнений, вызывающих их сбои. Датчик поперечного ускорения системы ESP может быть установлен в салоне под напольным покрытием. Датчик крена оси ведущих колес — рядом со стойками амортизаторов. То есть в основной своей массе датчики испытывают крайне негативное стороннее воздействие.

Кроме того, значение имеет и состояние аккумулятора. При уменьшении напряжения ниже определенной величины ABS может запросто отключиться. Недопустимое увеличение напряжения также способно вывести блок из строя. Поэтому уместна будет рекомендация автовладельцу избегать запуска двигателя методом «прикуривания», равно как и предоставление для этих целей своей машины. Помимо этого, нельзя разъединять электрические разъемы при включенном зажигании.

О возникновении неисправности чаще всего свидетельствует загорание контрольной лампы на приборной панели — после включения зажигания и проведения системой самодиагностики она должна обязательно погаснуть. Если же лампочка периодически загорается и гаснет в процессе движения, скорее всего, проблема с контактами в электроцепи. Здесь следует учитывать, что в системах нередко применяются весьма хитрые разъемы, которые можно запросто сломать при неправильном обращении.

Порядок диагностики электронных систем безопасности во многом схож с диагностикой любой другой системы. Но существуют и свои особенности. Вначале нужно убедиться, что причина проблемы кроется именно в электронной составляющей системы, и проверить исправность механических элементов: колодок, суппортов и т. д., а также напряжение в цепи, давление в шинах, состояние подвески и проч. В дальнейшем следует руководствоваться инструкциями производителя и проводить диагностические операции в установленном порядке. Эти инструкции различаются в зависимости от марки/модели автомобиля, поколения и типа электронной системы. Разобраться во всех нюансах работы позволит предварительное обучение, о необходимости которого говорилось выше.

В общем и целом ничего сверхсложного в диагностике и ремонте электронных систем безопасности автотранспортных средств нет. Соответствующая подготовка специалистов сервисной станции и адекватное техническое оснащение станут надежным залогом успешного выполнения работ и позволят авторемонтному предприятию, расширив спектр оказываемых услуг, получить неплохую дополнительную прибыль. А главное — повысить безопасность на дорогах нашей страны.


Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.