пространство
профессионалов
авторемонта

Нюансы замены колодок в системе с «плавающим суппортом»

24 мая 2021, Евгений Бочканов

Фраза «замена колодок» для слуха механика звучит примерно как «заработать немножко, но и работа простая». За этой простотой часто замена колодок ограничивается демонтажом старых и установкой новых колодок, тогда как множество важных операций остается пропущенным, что способствует нарастанию проблем с тормозной системой. Обычно последствия таких недоработок замечают уже в следующих сервисах.

Разберем ключевые нюансы, которые нужно учитывать при обслуживании тормозов с «плавающим суппортом».

Снятие направляющих суппорта, очистка и смазка

Часто состояние пыльников направляющих механики либо не оценивают вовсе, либо если и смотрят, то даже при наличии их повреждений — оставляют как есть. В итоге даже новая смазка достаточно быстро набирает грязь.

Очистка деталей от старой смазки — не менее важный пункт при обслуживании тормозных механизмов. Каждый мало-мальски опытный механик видел направляющие, на которых нанесено по несколько слоев разноцветной смазки. Этот «коктейль» набирается, когда необходимостью смазки направляющих не пренебрегают, а вот очисткой старой смазки — как раз-таки да.

Однако недостаточно очистить и смазать механизм, важно использовать при этом соответствующий смазочный материал. Не один и не два сервиса на просторах нашей Родины используют для смазки направляющих большую банку литола и кисточку. Весьма условным плюсом такого подхода можно назвать изобилие смазки. Как говорится, не кончаются две вещи в мире — снег в Арктике и литол в сервисе. В минусе — все остальное. Во-первых, от литола пыльники разбухают и деформируются, превращаясь в довольно ветхую и бесформенную резинку. Во-вторых, сам литол со временем превращается в подобие пластилина, не столько смазывая, сколько фиксируя направляющую в скобе.

Еще одним интересным подвидом этой проблемы можно назвать суппорта системы ATE, в которых направляющая (рис. 1) не двигается внутри скобы, а жестко зафиксирована относительно нее. Суппорт же двигается по направляющей, будучи установленным на нее через резиновые втулки. Сервис-мануалы таких систем (и документация на комплектующие) явно запрещает смазывать направляющие чем бы то ни было. Но все равно все смазывают, исходя из соображений «не, ну а почему бы не смазать?».

1. Направляющая_суппорта. Тот случай, когда смазка на направляющей суппорта вполне сохранила свои свойства, спустя долгий пробег

Очистка пазов колодки в скобе суппорта

Это вообще основная причина обращений с поводами «что-то посвистывает при езде» и «неравномерный износ колодок». Как известно, двигаться относительно скобы должен не только суппорт, но и колодки. Несмотря на это, многие не обращают внимания, тяжело ли ходят колодки в скобе, и едва ли не забивают их молотком при установке. Между тем, из фотографий ниже вполне понятно, из-за чего они заходят тяжело (рис. 2).

2. Направляющие колодок 3. Проставки 4. Это довольно умеренное количество ржавчины. Тем не менее ее наличие уже «поджимает» колодки, мешая им двигаться свободно

Данная проблема решается и надежно профилактируется десятью минутами работы щеткой и при необходимости напильником. Правда, при экстремально низкой цене замены колодок всякая мотивация тратить даже одну лишнюю минуту у механика исчезает, что достаточно логично.

Чистые направляющие колодок 5. Чистые направляющие колодок. Визуально это выглядит как небрежно почищенные направляющие пазы, но на деле — потенциальные проблемы с подклиниванием колодок надежно спрофилактированы на весь пробег до следующей замены колодок

Кстати, уже упомянутые тормозные механизмы ATE этой проблемы лишены ввиду отсутствия проставок между скобой и колодкой — там подобная проблема возможна разве что в случае, когда владелец специально поставил себе задачу достичь такого состояния.

Забота о пыльнике поршня

Несмотря на высокопарное название, по-другому назвать это сложно — никаких сложных работ пыльник поршня не требует, только немного простого внимания.

Во-первых, в обязательном порядке надо тщательно осмотреть его на предмет трещин и надрывов и сообщить об их наличии владельцу, обозначив и потенциальные проблемы с ним. Во-вторых, очень многие специалисты пренебрегают удалением воздуха из-под поршня после его вдавливания (рис. 6).

6. Воздух под пыльником поршня

Из-за лишнего воздуха, не удаленного после вдавливания поршня, при рабочем ходе поршня возможна ситуация, когда пыльник будет зажат между поршнем и колодкой. Скорее всего, такого пыльник не выдержит и порвется, обрекая владельца на скорую переборку суппорта или покупку нового.

Избежать этого очень просто — надо всего лишь аккуратно поддеть пыльник, отделив его от поршня, после чего не менее аккуратно установить его обратно. Выглядит это примерно так (рис. 7).

7. Удаление воздуха 8. Воздух из-под пыльника удален

«Блиц-переборка» суппорта

Нередко процедура «по-быстрому поменять колодки» утыкается в преграду в виде упорно не желающего вдавливаться обратно поршня. Вообще, правильнее в таких случаях незамедлительно отправлять автовладельца на полноценную переборку суппорта. Но эта рекомендация скорее для идеального мира. В мире же реальном это невозможно, если эта услуга не оказывается этой же СТО. Вот и приходится прибегать к «экспресс-переборке».

В подавляющем большинстве случаев проблема вызвана коррозией на поршне суппорта, поэтому процедура несложная — на «висящем» суппорте выдавить поршень многократными нажатиями на педаль тормоза, почистить снятый поршень с помощью наждачки «нулевки», поставить его на место, собрать все, прокачать тормоза и отправить владельца автомобиля на полноценный ремонт суппорта, взяв с него дополнительно еще около 50–100 % от стоимости замены колодок на одной оси.

Важное уточнение: «отправлять на полноценный ремонт суппорта» рекомендуется с формулировкой вида «мы произвели восстановление поршня, и суппорт будет работать. Однако данная мера является вынужденной, так как согласно всей технической документации в этом случае необходима замена поршня и комплекта уплотнений суппорта. Их мы и рекомендуем произвести в ближайшее время, не откладывая». Разумеется, если по какой-то причине в распоряжении СТО оказался ремкомплект именно на данный суппорт, следует просто произвести замену поршня и уплотнений, которая в этом случае и будет окончательной.

Механику на заметку

Подводя черту под этим перечислением важных нюансов, хочется заметить: речь в данном случае не столько о технических моментах как таковых, сколько о необходимости обеспечить внимание механиков к ним. Кроме того, в периодически возникающих дискуссиях с клиентом на тему «почему так дорого?» бывает полезно перечислить весь перечень выполняемых работ, акцентировав внимание на важности каждой из них.

Комментарии

Еще никто не оставил свои комментарии. Ваш комментарий будет первым.

отправить

Рекомендованные статьи