Золотой ключ. Выбор СТО

СТО на трассе

СТО на трассе Автор: Борис ГРИШИН


Тема придорожного сервиса в России непростая – такое направление в автомобильном бизнесе есть, но его специфика и перспективы зачастую еще более туманны, чем у обычных городских СТО. Тем не менее мы нашли немало интересных примеров из современной практики: это и маленький независимый сервис, который уже много лет успешно развивается, и крупный мультибрендовый дилер, обслуживающий и легковушки, и коммерческий транспорт вплоть до седельных тягачей, и, конечно, сетевые сервисы. В отдельных регионах страны власти уже поняли серьезность проблемы и начинают развивать придорожный сервис на уровне региональных программ.

На Западе практически при всех крупных заправочных станциях находятся боксы для проведения ремонтных работ. Такие СТО имеют достаточно серьезную оснастку и персонал, подготовленный соответствующим образом. Однако и там не проводят сложные работы, но помогут вызвать или предоставить. В России, как правило, придорожные сервисы имеют в своем ассортименте один или два подъемника и персонал два-три человека. Обслуживают почти все марки и модели машин, что уже не внушает доверия, качество услуг зачастую не на высоте. Есть, правда, и исключения, о которых как о положительном опыте мы расскажем на страницах журнала.

В основной своей массе придорожные сервисы занимаются мелким ремонтом подвески, слесарными работами и шиномонтажом. Сервис у дороги, как правило, успешно справляется с такими работами и по цене возьмет недорого. Одной из основных проблем для придорожных сервисов является нехватка запчастей. Логистику организовать зачастую непросто, особенно если сервисная станция находится на большом удалении от крупных городов. Как правило, такие СТО ориентированы на ремонт отечественных автомобилей, а вот для иномарок запчастей не хватает.

Сервис у дороги – дело нужное и востребованное, но в России этот вид услуг пока не развит должным образом, и водителям, особенно иномарок, надо быть более осмотрительными и стараться подготовиться перед дорогой как следует. Владельцы отечественных авто здесь в явном преимуществе: и магазины с запчастями встречаются чаще, и сервисы охотнее берутся за эти машины. А по прибытии в другой город или вернувшись домой, необходимо обязательно показать свой автомобиль специалисту крупной СТО для проверки, ведь не всегда ремонт у дороги может оказаться качественным. Как говорится, доверяй, но проверяй!

Государственный подход к придорожному сервису

К вопросу автомобильного обслуживания на междугородних автотрассах можно подходить по-разному. В основном это вопрос частной инициативы на местах: какие-то бизнесмены строят на трассе серьезные комплексы, кто-то не идет дальше небольшой гаражки с услугами по шиномонтажу и мелкому ремонту. На Кубани развитию придорожного сервиса уделяют большое внимание на уровне краевых властей. О том, что и как делается здесь в этом направлении, специально для читателей журнала «Кузов» рассказал Владимир Мостовой – начальник отдела торговли и обслуживания автотранспортных средств департамента потребительской сферы Краснодарского края

– Расскажите подробнее о программе по упорядочению и развитию объектов дорожного сервиса в Краснодарском крае. Правда ли, что во многом она связана с проведением XXII зимних Олимпийских игр в 2014 году и матчей чемпионата мира по футболу в 2018 году?

– Комплексное решение проблем придорожного сервиса осуществляется в Краснодарском крае не только в связи с проведением крупных международных спортивных мероприятий. Дорожная инфраструктура – важная составляющая туристического комплекса нашего региона. В сезон у нас отдыхает больше 12 млн человек, и значительная их часть приезжает на личных автомобилях. Летом нагрузка на транспортную систему значительно возрастает: на некоторых участках дорог трафик достигает 50 тыс. машин в сутки. Это одна из важных причин, по которой придорожному сервису на автомагистралях края уделяется большое внимание. Соответственно сезонные колебания спроса оказывают существенное влияние на рынок придорожного автосервиса. Появился и такой фактор, как сезонная миграция автомехаников, которые в курортный сезон приезжают работать в краевые автосервисы из других регионов. Кроме того, и собственный автопарк в крае ежегодно растет на 5–7%, в связи с чем ощущается нехватка СТО. По нашим оценкам, емкость рынка края составляет до 50 новых станций в год, в том числе треть от этой потребности – на основных автомагистралях.

В начале 2010 года в Краснодарском крае была создана краевая межведомственная комиссия по анализу состояния придорожного сервиса. В ее состав вошли все дорожные службы, ГИБДД, Роспотребнадзор, департаменты архитектуры и туризма, органы местного самоуправления и многие другие структуры. Перед комиссией поставлена задача обеспечить правильное направление развития придорожного сервиса в регионе, мы стремимся к созданию придорожной инфраструктуры по европейским стандартам. Заседания межведомственной комиссии проходят регулярно, в частности – перед курортным сезоном. Существуют трассы, которым уделяется особое внимание: это М-4 «Дон», М-27 «Джубга – Сочи», «Краснодар – Новороссийск», «Адлер – Красная Поляна» и другие.

В 2012 году администрацией Краснодарского края разработан проект концепции развития дорожного сервиса, который включает целый ряд направлений. У нас в стране одна из проблем, связанных с инфраструктурой автомагистралей, – несогласованность многих государственных органов, которые работают в этой сфере. Например, у Росавтодора одни требования, у региональных архитектурных органов – другие, у департамента курортов и туризма – третьи. Причем даже такое понятие, как комплекс дорожного сервиса, который является основополагающей единицей в этой концепции, у разных структур именуется по-разному. Например, у федеральных и региональных кураторов туризма это называется «туристский кластер». У дорожников – «многофункциональная зона». У ряда других структур – «комплекс дорожного сервиса». Названия разные, но суть задачи одна – создать концентрацию объектов дорожного сервиса в виде не точечно рассыпанных вдоль дорог разнообразных объектов, а многофункциональных комплексов, где клиент мог бы получить в одном месте все необходимые услуги с гарантией их высокого качества. Безопасность дорожного движения и общественный правопорядок также ставятся во главу угла. Находиться такие сервисы должны на удалении примерно 30–40 километров друг от друга. Ряд таких объектов уже сформировался по трассе М-4 «Дон», в частности в станице Кущевской, в Крыловском, Павловском и других районах. Важно также отметить, что под отдельно стоящие СТО тяжело подвести коммуникации, обеспечить безопасность. Наша задача – все это упорядочить и включить подобные объекты в планы реконструкции дорог.

В этой работе большая роль отводится органам муниципальной власти. Важно, чтобы сами муниципалитеты понимали, что придорожный сервис для нас должен быть в приоритете, и готовили инвестиционные площадки под реализацию подобных проектов именно на тех участках, где это запланировано.

Роль автосервисов в составе придорожных комплексов трудно переоценить, они являются одним из обязательных условий их запуска. Главная цель – предоставить людям качественные услуги по ремонту и обслуживанию автомобилей на трассе, ведь здесь это особая задача. Когда у человека возникают проблемы с автомобилем километров в дали от дома, в чужом регионе, наличие поблизости приличной СТО, способной надежно и быстро обеспечить качественный ремонт автомобиля, приобретает большое значение. В дальней поездке сломанный автомобиль из средства передвижения превращается в колоссальную обузу, и в условиях большого трафика отсутствие или недостаток придорожной ремонтной инфраструктуры превращается в проблему не только для конкретного автовладельца, но и для всего региона в целом.

Станции технического обслуживания должны находиться в каждом комплексе придорожного сервиса. Планируется также создать единую информационную базу по придорожным СТО, развивать систему дорожных знаков по информированию участников движения о расположении объектов автосервиса и ремонта транспортных средств.

– Какого рода компании являются основными игроками на этом рынке? Предполагаются ли сетевые сервисы, какую роль могут сыграть официальные дилеры?

– Официальным автодилерам придорожный сервис, как правило, менее интересен, поскольку они пока ориентированы на продажи новых автомобилей, а магистрали для этого не самое подходящее место. Тем не менее, многие автопроизводители строят свои дилерские центры на трассах, но вблизи крупных населенных пунктов, жителям которых было бы удобно приобретать и обслуживать в таком месте свои автомобили. При этом и транзитные пассажиры могут пользоваться услугами их сервисных центров. Например, в Горячем Ключе есть крупный дилерский центр Mercedes, в Кущевской есть дилер ТагАЗа и др. И, разумеется, Краснодар, где вдоль трассы М-4 «Дон» расположены дилерские центры практически всех представленных в России марок. Есть также фирменная сеть станций обслуживания автомобилей ВАЗ. Когда в свое время АвтоВАЗ рассматривал вопрос о сокращении их числа, реструктуризации, оптимизации и т. п., мы принципиально поставили вопрос таким образом, чтобы все предприятия? расположенные вдоль дорог (ст. Северская, Кореновск, Геленджик), сохранились и развивались. Но в основном придорожные сервисы организуются местными независимыми компаниями. Они намного свободнее в выборе формата станции и ее мощности, не обязаны подчиняться корпоративным стандартам одного отдельно взятого бренда. Для бизнеса на трассе это важно, поскольку на дороге сервис или ремонт может потребоваться самым разным автомобилям.

Краснодарский рынок открыт для самых различных компаний и брендов, сейчас разрабатываются планы по созданию различных франчайзинговых сетей крупных российских компаний. Для фирм, которые занимаются развитием своей франчайзинговой или дилерской сети, дочерних предприятий в сфере автосервиса, у администрации края есть соответствующая база инвестиционных предложений.

– Какую поддержку оказывает администрация края предпринимателям, работающим в сфере автосервиса?

Практика показывает, что сейчас спрос на услуги автосервисов растет, и в финансовом плане они быстро поднимаются. У нас существуют разнообразные краевые программы, которые поддерживают малый бизнес, в частности предлагается субсидирование процентных ставок по кредитам. Но по большому счету для предпринимателей главное – чтобы им не мешали. А наша основная задача – создать для всех равные условия. Большой проблемой являются различные нелегалы, недобросовестные предприниматели. Не платя налоги, не обеспечивая гарантии качества, безопасности, санитарных норм они предлагают свои услуги по демпинговым ценам, снижая рентабельность легальных, добросовестных бизнесменов. Наша задача – пресечь деятельность нелегалов ради интересов развития цивилизованного автобизнеса, помочь тем, кто желает честно работать и развиваться.

Одной из насущных проблем для автосервиса является нехватка квалифицированных кадров. Для ее решения запущена программа профориентации для студентов ВУЗов и колледжей. Существует соглашение между нашим департаментом, учебными заведениями и автосервисными предприятиями о прохождении практики, благодаря которым молодые специалисты могут обеспечить себе трудоустройство в перспективном бизнесе. Для студентов и частных предпринимателей проводятся также экскурсии в образцовые СТО.

– Оказывается ли какая-либо поддержка или консультации при выборе поставщика оборудования на СТО?

– Рынок Краснодарского края открыт для входа любым поставщикам качественного, сертифицированного оборудования. Спрос на него сейчас заметно вырос. Руководители СТО самостоятельно осуществляют выбор, исходя из потребностей своего бизнеса, планов его развития. Администрацией края для поставщиков оборудования в автосервисы создано несколько площадок, благодаря которым они могут найти в нашем регионе своих покупателей и партнеров. Для руководителей СТО мы регулярно проводим региональные зональные конференции, на которых обсуждаются вопросы развития бизнеса. Согласно утвержденному плану, в этом году пройдет четыре конференции: в Сочи, Кропорткине, Выселках и ст. Брюховецкой. Причем основной упор делается как раз на авторемонтное и сервисное оборудование. В регионе традиционно пройдут две крупнейшие отраслевые выставки Юга России: автомобильные форумы «СОЧИ» (с 4 по 6 октября в Сочи) и «MOBI» (с 25 по 28 октября в Краснодаре), на которых представлены обширные деловые программы для сотрудников СТО. Кроме того, в крае ежегодно издается «Справочник руководителя автосервиса», который также позволяет поставщикам представить свою продукцию.



Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.






ВОЛИН


3M





Подписка на новости

Ваш e-mail