Тенденции в сфере кузовного ремонта

Автор: Татьяна Акимова


Основные тенденции рынка кузовного ремонта в России нам обозначил Александр Груздев, генеральный директор компании GiPA Russia. В целом факторы, которые определяют развитие этого сектора обслуживания автомобиля, не изменились. Погоду здесь делать такие критерии как сезонность спроса, метод работы страховых компаний, уровень доходов потребителей и другие.


По мнению Александра, рынок кузовного ремонта в России развивается путем эволюционного роста, каких-либо революционных изменений в области не предвидится. Данный сектор автобизнеса напрямую связан с объемом парка автомобилей, эксплуатируемых в стране. И пока по этому показателю есть, хотя и не такой высокий, как в предыдущие годы, прирост, кузовные цеха, и дилерские, и независимые, будут иметь ресурсы для работы, а значит и для увеличения своей прибыльности. «По статистике GiPA Russia, количество машино-заездов на сервисные станции увеличивается на незначительные доли процента, хотя и такой прирост – это уже хорошо,  отмечает Александр.  Парк новых автомобилей в стране растет, а значит, увеличивается и объем послегарантийных машин, что поддерживает в положительных показателях всю сферу послепродажного обслуживания. Кроме того, увеличение объема ремонтного ресурса обеспечивается также и количеством проданных три года назад автомобилей, которые сейчас переходят в послегарантийный парк».

Другой фактор, который необходимо принимать при оценке объема ремонтного ресурса, это уровень дорожной аварийности в стране. Для всех очевидно, что качественных изменений в состоянии российских дорог не происходит. При том, что качество дорог оставляет желать лучшего, в целом по стране растет плотность автомобильного потока, а значит, больше происходит, в том числе, и мелких аварий. И такие дорожные условия – дополнительный фактор «снабжения» кузовных станций ремонтным ресурсом.

Говоря о статистике по этому сегменту рынка, необходимо уточнить, что в терминах агентства GiPARussia станцией кузовного ремонта называется независимый автосервис, который получает свыше 50% своего оборота от кузовных работ и имеет в своем арсенале окрасочную камеру.

«По данным GiPA Russia, по средним показателям в канале кузовных станций на одно такое предприятие приходится 7,3 работника сервисной зоны, три рабочих поста и 4,8 клиента в день, уточняет Александр.  Показатели средней мощности обычного независимого сервиса иные: 9 работников, 3,5 поста, 7,8 клиентов в день, соответственно. Такая разница по количеству клиентов свидетельствует о том, что в технологии, используемые в процессе кузовного ремонта, традиционно требуют больше времени, а значит, пропускная способность таких станций ниже, чем обычных СТО».

Говоря о присутствии дилерских предприятий в сфере кузовного ремонта, Александр подчеркивает, что все дилеры заявляют свою готовность принять автомобиль на «кузовщину», при этом только 83% из них смогут выполнить такие работы у себя в автоцентре. А еще 17% передают такой автомобиль, либо на отдельную станцию кузовного ремонта, входящую в структуру дилерского предприятия, либо отдадут по аутсортингу на партнерскую станцию.

Анализируя тенденции в сфере кузовного рынка, нельзя, конечно же, обойти вниманием и страховые компании, которые по-прежнему являются основными поставщиками ремонтного ресурса на сервисные станции. Александр подчеркивает такую тенденцию: далеко не все независимые кузовные станции стремятся стать партнерами страховых компаний. В особенности, это справедливо в отношении небольших станций, которые имеют достаточно ограниченные производственные мощности или не способны их быстро увеличить, чтобы обслужить дополнительный поток клиентов, которых к ним может направить страховые компании. К тому же станции, которые стремятся к качеству в работе с клиентами (а к этому стремятся все те предприятия, которые нацелены на стабильный рост), рано или поздно вступают в конфликт со страховой компанией, которая не желает доплачивать сервису дополнительные временные расходы или расходы материалов, требуемые для выполнения ремонта согласно правильной технологии, обеспечивающей высококачественный результат.  Но есть и другие причины, по которым независимые кузовные станции не считают страховщиков выгодными партнерами. Работать напрямую со страховой не выгодно и потому что это не приносит быстрых денег, выплаты по ремонту занимают, порой, приличный срок, что для небольших станций, которым нужны оборотные средства, является самым невыгодным вариантом.  «В основном сектор независимых станций кузовного ремонта живет на счет частных клиентов,  считает Александр.  Исключение составляют крупные предприятия, которые имеют сертификацию у страховых компаний. Но таких немного. И пока у наших автовладельцев будет возможность получать денежное возмещение по ОСАГО, эта ситуация вряд ли изменится. Ведь имея на руках деньги от страховой компании, автовладелец сам может выбрать станцию для обслуживания. И зачастую его выбор останавливается на независимой станции кузовного ремонта, где он рассчитывает получить услуги оперативно и с качественным результатом». Поэтому при умелом подходе, а также с учетом внимательной работы с каждым клиентом такие станции имеют возможность иметь стабильный клиентский пул и зарабатывать.  Александр отмечает и другую тенденцию: растет доля автовладельцев, которые, получив денежное возмещение от страховой компании, не торопятся обращаться на станцию кузовного ремонта. Некоторые вообще «копят» повреждения, а потом ремонтируют их все «оптом», в надежде на то, что это сэкономит им деньги.

Об отношении автовладельца к кузовному ремонту своего автомобиля можно поговорить чуть подробнее. При том что средний срок владения автомобилем незначительно, но вырос, автомобилисты по-прежнему не готовы тратить время и деньги в качественное и профессиональное обслуживание и ремонт своего авто. Тут даже не срабатывает такая логика: я вкладываю деньги в автомобиль, чтобы максимально сохранить его состояние, для того, чтобы затем его выгоднее продать. А все потому, что на вторичном рынке состояние автомобиля, зачастую, не принимается во внимание при ценообразовании. Для оценки важны марка, модель, год выпуска и пробег, а вилка цен определяется по базе данных одного известного автомобильного портала. И такой подход широко применяется и при продаже б/у автомобилей и в дилерских компаниях.

Стоит также отметить, что в целом кузовной ремонт в канале дилерских станций не меняется в сторону клиентоориентированности. Не смотря на все громкие заявления, дилеры вовсе не дорожат каждым клиентом, который приехал к ним за кузовным ремонтом. «Пока у нас в стране дилеры обслуживают на кузовном ремонте страховые автомобили, это отношения вряд ли улучшится кардинальным образом, уверен Александр. – Ведь по их логике получается, что вероятность того, что этот конкретный клиент повторно приедет в сервис по направлению страховой, минимален. А пока в дилерском центре работает отдел продаж новых автомобилей, при котором есть отдел продаж страховок, приток новых клиентов обеспечен».

И такую логику в действии можно увидеть, а в частности, и в организации загрузки дилерской кузовной станции. Под загрузкой в этом контексте понимается создание многомесячной очереди на ремонт. А все потому, что кузовной ремонт по страховке выполняется оперативно и охотно только за «живые» деньги, потому что в этом есть прямой экономический интерес самого дилера.  

Определять вектор дальнейшего развития рынка кузовного ремонта в стране можно, исходя из прогнозов по развитию рынка продаж новых автомобилей. «Если прогнозировать уменьшение продаж, то будет уменьшение автопарка, а рынок ждет продолжительная стагнация продаж, то емкость парка сохранится,  уточняет Александр. – То есть при стагнации, доля автомобилей-клиентов кузовных станций будет иметь стабильный объем.  При условии сохранения определенного количества авторизированных автоцентров в стране дилеры также будут иметь стабильный объем ресурса для кузовного ремонта. Возможно, между ними будут перераспределяться доли этого ресурса, однако, сокращения в количестве клиентов не предвидится». 

В завершении хотелось бы отметить одну печальную тенденцию, которая существенно не меняется из года в год. Кузовной бизнес почти повсеместно не умеет применять для оценки конкурентной среды и собственного роста статистические данные и сбор собственной внутренней статистики. Таким образом, на рынке наблюдается почти полное отсутствие статистической базы, которая могла бы дать четкое понимание тенденций его развития, а также дать станциям кузовного ремонта тот «материал», на основе которого они могли бы осуществлять свое долгосрочное планирование. Печально и то, что большого спроса на такую статистику также нет. Статистика аварийности, которую предоставляет ГИБДД в этом смысле не самый лучший ориентир. Так как ГИБДД учитывает только те аварии, в которых пострадали люди, а мелкие ДТП при этом в учет не принимаются. То есть опираться на такую статистику для расчета объема ремонтного ресурса  и планирование загрузки решение неразумное. Наиболее полную статистику по рынку послепродажного обслуживания автомобилей предоставляет сейчас агентство GiPA.

Данные об этой сфере рынка будут представлены в рамках конференции «Кузовной ремонт, статистика и увеличение продаж», которую агентство GiPA при поддержке журнала «КУЗОВ» проведет 26 августа в дни выставки «MIMS powered by Automechanika Moscow».

 

 

 

 



Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.








ВОЛИН





Подписка на новости

Ваш e-mail