Раскоксовка двигателя
23 мая 2023
У водил моего поколения было понятие «дать движку про...» — ну, продышаться, скажем так. Помимо самого удовольствия от езды в режиме «газ в пол» на безопасных участках, разумеется — это одна из мер по профилактике такого неприятного явления, как закоксованность двигателя. Другая мера профилактики — менять моторное масло раньше установленных в инструкции регламентов.
Особенно это актуально для автомобилей, двигатели которых истосковались по скоростному шоссе в удушливой атмосфере городских пробок.
Показания к проведению раскоксовки двигателя
На малых оборотах моторное масло интенсивнее вырабатывает свой ресурс и изменяет свои физико-химические параметры, естественно не в лучшую сторону. По мере выработки масло начинает буквально выгорать, в нём истощается запас очищающих и стабилизирующих щелочных присадок, что приводит к понижению, так называемой, температуры вспышки масла. В результате масло становится неспособным противостоять коррозионному износу и формированию отложений. На рабочих поверхностях начинают формироваться отложения из твёрдых фракций (лаков, нагаров и шлама), что и называется закоксованностью двигателя.
Симптомы закоксованности двигателя:
- повышенные расходы масла и топлива;
- чёрный дым из выхлопной трубы;
- ненормальные значения компрессии;
- снижение мощности двигателя;
- детонация и нехарактерные вибрации при запуске двигателя и в процессе движения.
Эти симптомы характерны не только для закоксованности мотора, поэтому необходимость проведения раскоксовки двигателя устанавливается по результатам инструментальной диагностики.
Этапы диагностики для определения целесообразности раскоксовки ДВС
- Замер компрессии позволяет специалисту сделать выводы о состоянии компрессионных и косвенным образом — маслосъёмных колец.
- Оценка состояния системы вентиляции картерных газов на предмет наличия масла и посторонних отложений в системе.
- Оценка состояния элементов системы смазки ДВС на предмет посторонних включений.
- Видеоэндоскопия цилиндров. Профессиональный эндоскоп позволяет произвести наиболее информативную и качественную диагностику степени закоксованности поршневых колец (вплоть до их «залегания»), камеры сгорания, турбины (при её наличии) и других конструктивных элементов мотора.
Итак, только по совокупности прямых и косвенных диагностических признаков закоксованности мастер принимает решение о раскоксовке двигателя.
Раскоксовка двигателя автомобиля: методы и технологии
Задача раскоксовки двигателя — нейтрализация вредоносных отложений продуктов сгорания на внутренних рабочих поверхностях ДВС, не прибегая к его разборке (механический метод), которая может как финансово, так и по времени потянуть на объем капремонта.
Методики раскоксовки мотора различаются по способу доступа к поршневой группе и составу веществ, устраняющих нагар и т.п. По этим признакам различают следующие виды манипуляций:
- Раскоксовка водородом, при которой топливно-воздушная смесь обогащается газом Брауна (ННО), имеющим большую скорость сгорания и обеспечивающим тем самым уничтожение нагара. Многие специалисты сходятся во мнении, что водородная раскоксовка — это скорее профилактическая очистка, малоэффективная в запущенных случаях.
- Раскоксовка через цилиндры, при которой активный химический состав заливается через свечные колодцы или через колодцы форсунок и выдерживается необходимое количество времени. Мишенями очистки являются днище поршня, поршневые кольца и их канавки, дренаж поршня, верхняя часть камеры сгорания, клапаны и плоскости их прилегания.
- Раскоксовка через масло. При этом методе химический состав смешивается с маслом и циркулирует вместе с ним по системе смазки ДВС. Метод достаточно эффективен, так как все значимые элементы мотора контактируют со смазкой, но для очистки запущенного нагара на компрессионных кольцах и в дренаже поршней, присадок в масло может оказаться недостаточно.
- Раскоксовка через впуск химией по способу доставки действующего вещества идентична раскоксовке водородом. Мишенями выступают днища поршней, компрессионные кольца, клапаны и верхняя часть камеры сгорания. Ни химия, ни водород при раскоксовке через топливо воздушную смесь не очищают маслосъёмные кольца, что собственно и ограничивает применение этой методики.
Настоятельно не рекомендуется заниматься дедовскими способами раскоксовки — с использованием керосина и кустарно смешанной бытовой химии. Это, как минимум, не эффективно.
Выводы
Современные и качественные моторные масла обладают достаточным очистительным эффектом, главное — менять их каждые 7000-10000 км пробега в зависимости от условий эксплуатации автомобиля и штатной прожорливости его движка по маслу.
Совет: меньше времени проводить в пробках, больше — на трассе (звучит несколько издевательски для жителей мегаполисов, но тем не менее).
Решение о необходимости и способах раскоксовки двигателя нужно принимать на основе диагностики, проведённой квалифицированным механиком-двигателистом.
Здоровья вам и вашему автомобилю. Удачи на дорогах!
Еще никто не оставил свои комментарии. Ваш комментарий будет первым.