Золотой ключ. Выбор СТО

В объединении — сила

Автор: Михаил МАШИН


История объединения участников рынка в профессиональные/отраслевые союзы уходит своими корнями в глубокое прошлое. Еще в средневековой Европе был чрезвычайно распространен институт так называемого цехового братства: ремесленники одного вида деятельности создавали некое подобие общины, чтобы корпоративно, сообща решать возникающие проблемы.

Ты помнишь, как все начиналось?

Бизнес ставит задачи. Бизнес создает проблемы. Многие из этих задач и проблем в одиночку решить физически невозможно. Вы никогда не задавались вопросом, как при отсутствии единого стандартизирующего органа наши предки умудрялись создавать сложные механические устройства, учитывая, что производство в ту пору велось практически индивидуально? Кто-то делал, скажем, гайки, кто-то болты, и как получалось, что в результате эти гайки свободно накручивались на болты? Ничего удивительного! Каждый из участников процесса договаривался со своим смежником о том, какими должны быть параметры изделия. В нашем примере это касается шага резьбы, диаметра и т. д. В противном случае покупатели просто никогда бы не смогли навинтить гайки одного изготовителя на болты другого. Подобным образом формировался механизм стандартизации. И государство не принимало в этом практически никакого участия. Местные князьки в той же феодальной Европе были озабочены совершенно другими проблемами: завоевания, пополнение казны, наследственные притязания… Какие там еще гайки и болты?..

Приведенный пример довольно примитивен, но весьма нагляден. Если проследить дальнейшее развитие событий, то, несомненно, в один прекрасный момент находился некий недовольный гражданин, которого по тем или иным причинам не устраивало качество приобретенного продукта. Возникший конфуз надо было как-то разрешать. Жаловаться князю? Да он тебя сразу на плаху пошлет, чтобы не отвлекал по мелочам. Подкараулить темной ночью ремесленника? Вариант. Но кто же тогда исправит его ошибку и изготовит подходящее изделие? Лучше как-нибудь договориться миром. Так в список задач, стоящих перед производителями, вошло разбирательство с придирчивыми потребителями. А заодно и со смежниками, ведь неясно, по какой причине покупателя не устроил приобретенный товар. Может, все дело не в гайках, а в болтах?

А чтобы торговать не только в своем маленьком городишке или княжестве, но и за его пределами, нужно было найти общий язык с иноземцами. И опять же, легче это сделать всем своим профессиональным сообществом, возможно, используя в своем товаре что-то из произведенного коллегами-чужестранцами.

И пошло-поехало. Профессиональные сообщества осуществляли разработку технологических требований и стандартов, регламентацию производства и сбыта, механизмы выхода из конфликтных ситуаций, выполняли надзор за соблюдением профессиональной этики, чтобы никто из членов сообщества не опорочил его честь. С той же целью определяли квалификационные требования к участникам объединения — «краснеть» за своего партнера никому не хочется. Цеховые уставы устанавливали время и условия работы мастеров, характеристики закупаемого сырья и готовых товаров и т. д.

Поняв всю прелесть единства, в цеха стали собираться и другие слои городского населения: купцы и розничные торговцы (помните, может быть, из отечественной истории: купец Иван Иваныч Иванов такой-то гильдии — это как раз об этом), рыбаки, садовники, врачи, юристы, музыканты и проч. А власть, следя за происходящим с высоты своего положения, вмешивалась во внутренние дела союза, только когда происходило что-то экстраординарное, разобраться с чем сами ремесленники уже не могли.

В процессе развития данный институт претерпел множество изменений, он совершенствовался, мужал, но базовые принципы оставались неизменными: предприниматели самостоятельно и ответственно занимаются своей деятельностью, определяя все необходимые условия для ее успешного и эффективного ведения. Государственные органы осуществляют лишь общий надзор.

Совместными усилиями

Эта схема, основанная на самоуправлении и саморегулировании, в том или ином виде существует практически во всех областях общественных отношений всех экономически развитых государств. Авторемонтная отрасль — не исключение. Довольно трудно подсчитать, сколько в мире на данный момент существует объединений авторемонтников. Крупные и мелкие ассоциации, трансконтинентальные и локальные, ассоциации ассоциаций — многообразие форм, методов достижения поставленных целей и способов взаимодействия позволяет системе расти, вовлекая в свою структуру все новые и новые компании. А это в конечном итоге обеспечивает эффективное и прогрессивное развитие отрасли в целом.

Рассмотрим самые крупные из этих организаций. В Новом Свете можно выделить две самые серьезные и масштабные организации. NADA (National automobile dealers association) — Национальная ассоциация автодилеров — старейшая. Она была основана в 1917 г. и сейчас объединяет более 60 тыс. членов — компаний, специализирующихся на продаже автотранспортных средств. В сферу ее деятельности входит индивидуальное юридическое консультирование и представление интересов участников ассоциации в общих юридических органах; лоббирование интересов членов ассоциации в Конгрессе; проведение исследований и представление статистической информации касательно продаж, послепродажного обслуживания автомобильной индустрии США; обучение.

ASA (Automotive service association) — Автомобильная сервисная ассоциация — моложе. Год ее создания — 1951. Членами ассоциации являются 12 тыс. авторемонтных мастерских. По мере своих сил ASA занимается обучением сотрудников автосервиса, лоббированием интересов участников в Конгрессе и оказанием всех необходимых услуг для успешного ведения бизнеса.

Европейские коллеги тоже не сидят без дела. В 1970 г. была образована AIRC (Association Internationale des Reparateurs en Carrosserie) — Международная ассоциация предприятий авторемонтной сферы, объединяющая ведущие национальные автосервисные ассоциации. Она работает на глобальном уровне, ставя цели интернационального позиционирования авторемонтной отрасли для международного экономического и политического лоббирования, а также межгосударственного обмена опытом и сотрудничества.

Первоначально AIRC, сформированная в тот момент, когда производство автомобилей достигло невиданных размеров под влиянием тенденций к объединению Европы, занималась исключительно защитой интересов участников ассоциации. Однако в определенный момент возникла необходимость в расширении сферы деятельности. К тому же к ней проявили интерес профильные объединения из США и Японии. В итоге в 2001 г. была создана структура, объединяющая американское, азиатское и европейское подразделения.

Сегодня AIRC внимательно отслеживает события, происходящие в автосервисной отрасли. Она обеспечивает европейские органы власти информацией о протекающих в этой отрасли процессах, о перспективных технологиях и тенденциях в области ремонта и обслуживания транспортных средства, дает советы, принимает участие в консультациях и оказывает помощь в исследованиях в рамках подготовки новых или изменения старых законодательных и нормативных актов. AIRC постоянно участвует в заседаниях Европейской комиссии, Европейского парламента, важных международных лоббистских организаций, формируя эффективную связь между органами различных ветвей власти и членами ассоциации.

Весьма примечательно то, что AIRC открыла в Цюрихе собственный центр изучения данных по времени, затрачиваемому на ремонт. Автопроизводители обязаны представлять данные на сопутствующие работы с целью определения реальных нормативов времени. AIRC постоянно лоббирует право независимых авторемонтников получать от автопроизводителей полное техническое описание ремонта для новых автомобилей.

CECRA (Conseil europeen du Commerce et de la Reparation Automobiles) — Европейская ассоциация в сфере торговли и ремонта автомобильного транспорта — насчитывает рекордное количество участников: 350 тыс. В нее входят автодилеры; компании, осуществляющие торговлю автозапчастями; независимые автомастерские, национальные ассоциации торговли и ремонта, европейские дилерские федерации и проч. — практически все участники авторынка. Миссия ассоциации — изучение и защита интересов членов ассоциации во всем, что касается автомобильной индустрии и смежных отраслей в ЕС. Кстати, CECRA совместно с AIRC ведет программу AFCAR (Альянс за независимый ремонт автомобилей), целью которой является недопустимость ущемления прав независимых авторемонтных мастерских и поставщиков запасных частей.

Существуют и другие ассоциации. Простое их перечисление займет не одну страницу журнального текста. Такое количество профильных союзов позволяет каждому из участников рынка выбрать наиболее подходящий, соответствующий его целям и задачам, обеспечивающий решение его собственных, персональных проблем.

На выходе

Результаты деятельности международных ассоциаций в автомобильной индустрии хорошо известны, хотя мало кто знает, что это именно ассоциации выступали когда инициаторами, когда проводниками/разработчиками, а когда и обоими звеньями сразу при принятии тех или иных законодательных актов, технологических регламентов и т. д. Это именно посредством ассоциаций регулируются протекающие в отрасли процессы, проводятся исследования и тесты, выполняются разнообразные функции по охране окружающей среды и обеспечению безопасности дорожного движения.

Всем известна аббревиатура TÜV — Technischer Überwachungsverein — «Объединение по техническому надзору». На протяжении всей истории объединения TÜV функционировали регионально, но в процессе либерализации рыночных отношений региональное деление было упразднено. Сегодня существуют три больших холдинга: TÜV SÜD, TÜV Rheinland и TÜV Nord. Объединения TÜV зарегистрированы на гражданско-правовой основе. Их членами являются преимущественно коммерческие предприятия, деятельность которых связана с эксплуатацией оборудования и устройств, нуждающихся в техническом контроле. Важнейшие направления деятельности — проведение сертификации, консалтинга, испытаний, тестов и экспертиз, а также обучения. Периодическое техническое обслуживание транспортных средств в Германии выполняется не государством, а исключительно «ТЮФовцами».

Другой пример — популярные краш-тесты, оценивающие безопасность автомобилей по системе EuroNCAP. У ее истоков стояла Международная автомобильная федерация (FIA) — некоммерческая структура, основанная 20 июня 1904 г. для представления интересов автомобильных организаций и владельцев автомобилей. Она состоит из 213 национальных организаций-членов в 125 странах по всему свету. Широкой общественности FIA наиболее известна как управляющий орган по автомобильным гонкам. Но не только гонки — прерогатива FIA. В ноябре 1996 г. Международная автомобильная федерация совместно со Шведской национальной администрацией автомобильных дорог, «Международным тестированием» и Научно-исследовательским центром ремонта и страхования автомобилей (MIRRC) стали первыми организациями, присоединившимися к программе оценки новых автомобилей (NCAP). Так был сформирован EuroNCAP. Его торжественное заседание, посвященное открытию, было проведено в декабре 1996 г. Постепенно количество членов EuroNCAP увеличивалось. Позднее к нему присоединились Всеобщий немецкий автомобильный клуб (ADAC) и Ассоциация британских страховщиков — некоммерческие объединения участников рынка (каждый в своей области).

Да чего там говорить, экологические нормы Euro или перевод европейских автосервисов на использование только водоразбавляемых лакокрасочных материалов — тоже плоды деятельности профессиональных ассоциаций.

Но ассоциации работают не только на глобальном уровне. Они не забывают своих членов и свято охраняют их законные права и интересы. Общеевропейский регламент по либерализации рынка автомобилей и их сервисного обслуживания BER 1400/2002 — тоже во многом результат деятельности профессиональных сообществ.

В 2006 г. Европейская комиссия провела расследование, инициированное жалобой отраслевых ассоциаций, в отношении двух крупных международных автопроизводителей — BMW AG и General Motors Corp. В результате этого расследования выяснилось, что уважаемые компании использовали различные методы, ограничивающие свободу бизнеса их дилеров. Помимо прочего, они запретили использовать для ремонта несертифицированный инструмент и, по их мнению, недопустимые (читай — «неоригинальные») запчасти. Дилеры BMW и GM из Франции, Германии, Испании и Италии посредством профессиональных союзов подали жалобы в Еврокомиссию, и она обязала автомобильные компании изменить свою политику, приведя свою деятельность в соответствие с законодательством и, в частности, с регламентом BER 1400/2002. Заявление представителя Евросоюза Джонатана Тодда было озвучено на autonews.ru: «Жалобы касались только BMW и GM, и я рад отметить, что другие производители строго соблюдают европейское антимонопольное законодательство».

В 2005 г. обвинения в нарушении правил свободной конкуренции на рынке послепродажного обслуживания автомобилей были предъявлены ведущим европейским концернам DaimlerChrysler и Fiat, а также японской Toyota. Несмотря на заявление последней о том, что она не понимает, о чем речь, по всем фирмам проводилось крупномасштабное расследование о попытках монополизации в автопроме.

Показательной является и история, произошедшая в конце 2003 г. Некорректная рекламная компания услуги «Express Service» Mercedes Benz привела к тому, что федерация FIGIEFA (Federation Internationale des Grossistes, Importateurs & Exportateurs en Fournitures Automobiles — Международная федерация оптовиков, импортеров и экспортеров автомобильных компонентов) была вынуждена подать жалобу в Еврокомиссию. Это было обусловлено тем, что, пропагандируя свой сервис, DaimlerChrysler утверждал, что ее дилеры должны использовать только оригинальные запчасти Mercedes Benz. А это в соответствии с регламентом BER 1400/2002 — прямое ограничение свободы сервисных центров в применении качественных автозапчастей независимых производителей. Еврокомиссия направила (и поддержала) жалобу Германскому федеральному комитету по конкуренции, куда Германская ассоциация дистрибьюторов автозапчастей (GVA) параллельно направила также и свои претензии.

В результате во избежание неприятных последствий DaimlerChrysler внес необходимые коррективы в свою рекламу и отказался от каких-либо рекомендаций эксклюзивного использования оригинальных запчастей Mercedes Benz. Кроме того, DaimlerChrysler обязался не препятствовать своим дилерам (не налагать на них никаких взысканий), если они будут приобретать качественные запчасти вне рамок официальной системы дистрибуции, то есть у других поставщиков — независимых компаний сегмента послепродажного обслуживания.

Вот так живет бизнес за рубежом. Как видим, отраслевые объединения участников рынка играют чрезвычайно важную роль в обеспечении его функционирования и развития. Ведь именно они являются гарантом действительно Свободного (несомненно, с большой буквы) и ответственного предпринимательства. 


Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.






ВОЛИН


3M





Подписка на новости

Ваш e-mail