Возрождение. Шаг за шагом

Автор: Леонид КРУГЛОВ


Peugeot Bebe при своем рождении относился к легким автомобилям, называвшимся на французский манер «вуатюретками». Автомобиль, прямо скажем, не был редкостью, да и в наши дни его можно встретить в нескольких музеях. Обратите внимание: «в музеях», где экспонатами регулярно занимаются реставраторы-профессионалы. Мы же говорим о Bebe, находящемся в руках частного коллекционера, который к тому же является и ее реставратором.

По современным меркам, оснащение машины очень скромное. Бензин подается самотеком из бака, закрепленного вверху за сидениями. Из-за этого крутой подъем машина преодолеть не могла. Карбюратор с восходящим потоком крепится с правой стороны по ходу мотора. Рядом на специальной площадке крепилось магнето, соединенное зубчатой муфтой с валиком, общим с помпой водяного насоса, с шестернями механизма газораспределения. Мотор от салона отделяет фанерная стенка, на которой закреплен бак с маслом с выведенной наружу крышкой. На стенке под баком закреплен лубрикатор — устройство для дозированной подачи масла в двигатель по трубкам по мере его выгорания. С левой стороны двигателя находится выпускная система, не оборудованная глушителем.

Примененная здесь конструкция блока двигателя в настоящее время не встречается. Камера сгорания Т-образной формы, т. е. всасывающий и выхлопной клапаны размещены с противоположных сторон, а сам блок отлит из чугуна совместно с головкой. Для установки клапанов выполнены отверстия большого диаметра, закрытые винтовыми крышками с уплотнениями из медной фольги с асбестом. В крышках над всасывающими клапанами установлены свечи зажигания с резьбой 18 мм, которые в то время легко было найти. В трех крышках над выхлопными клапанами установлены краники с чашечками наверху. Четвертая крышка глухая. Эти краники обеспечивали запуск холодного двигателя. Для этого наливали бензин в чашечки, а затем открывали краники, давая возможность бензину попасть в цилиндры. После этого краники закрывали и, вращая заводную ручку, заводили мотор с помощью заводной ручки, которая надевается на выступающую ось. К счастью, эта заводная ручка сохранилась.

Сцепление настоящее коническое, объясняющее выражение «выжать конус». Внутри маховика установлен подпружиненный конус, обтянутый верблюжьей кожей, сохранившейся до настоящего времени. В маховике имеется квадратная выемка, в которую входит квадратная головка валика, соединяющего его с коробкой скоростей. Коробка скоростей соединена с трубой, закрепленной на корпусе заднего моста. В этой машине нет шарнира Гука, а его функцию выполняют квадратная головка валика и квадратная выемка.

Машина имеет только одну дверь, причем со стороны пассажира. Руль расположен справа, т. к. на заре автомобилизма на первом месте стояла забота о пешеходе. Последовательность расположения педалей управления несовременная. Слева — сцепление, далее — педаль газа, а потом уже тормоза. Рукоятка ручного тормоза расположена справа около стенки кузова. Тормоза механические, только на задние колеса. Ножной тормоз при повороте кулачка раздвигает толстую упругую ленту внутри тормозного барабана, а ручной тормоз затягивает ленту поверх барабана.

Автомобиль Peugeot Bebe был куплен Иваном Ефимовичем Хлупновым ровно 70 лет назад, в 1940 году, самостоятельно передвигаться машина не могла. Жизнь сложилась так, что заняться ремонтом времени не было, поэтому машина стояла в большом сарае в Перовском проезде. Учитывая, что во время войны у Peugeot Bebe разрушилась крыша, машина более 10 лет оставалась практически под открытым небом. Во второй половине 50-х гг. автомобиль перевезли в гараж в Климентовском переулке, чтобы всерьез заняться его восстановлением. Впрочем, изначально речь шла не о восстановлении. Сначала бродила идея переделать машину так, чтобы она могла перевозить четырех человек — всю семью. Для этого прежде всего надо было менять мотор. К счастью для истории, второй мотор найти не удалось. Под капот пытались поставить двигатель от знаменитого американского джипа Willis или мотоцикла BMW R 75, но прорисовка показала, что это невозможно. Мог подойти миниатюрный четырехцилиндровый двигатель от итальянской микролитражки FIAT 500, но его найти не удалось.

После этого решили восстановить машину в оригинальном виде, но столкнуться с проблемами пришлось с первых шагов. Взять хотя бы капот и крылья, которые пропали еще в военные годы. Получить тогда подробную техническую информацию об этом необычном автомобиле было просто нереально. Оставалось подобрать что-нибудь более или менее подходящее. Выбор пал на крылья от автомобиля Adler, которые удалось найти и подогнать. От этого же автомобиля переделали и поставили капот. На колесах были смонтированы покрышки 26 х 3,25 от отечественного довоенного мотоцикла Л 300.

Тогда же была проведена первая реставрация двигателя. Его перебрали, но оказалось, что к двигателю с чугунными поршнями просто невозможно подобрать ничего из современного арсенала, даже поршневые кольца. Пришлось ограничиться минимальными реставрационными работами, после которых, впрочем, машину удалось завести без труда.

В таком виде автомобиль принимал участие в съемках нескольких кинофильмов, а в 1966 году стал участником знаменитого парада, посвященного Дню автомобилиста. В колонне из более чем трехсот автомобилей различных типов Peugeot Bebe под номером 102 прошел по Садовому кольцу и Большой Пироговской до Лужников, где стал украшением экспозиции антикварных автомобилей.

Достаточно интенсивная эксплуатация, к которой антикварный автомобиль явно не был готов, отразилась на его «самочувствии». К началу 70-х гг. встал вопрос о более серьезной реставрации машины. На сей раз начали со сбора максимально доступной информации. В руках у А. Хлупнова оказалось несколько книг, по которым стало возможно точно определить внешний вид машины. Настоящим подарком от компании Peugeot стала копия оригинальной инструкции по обслуживанию Bebe.

Изучение собранных материалов показало, что при рождении автомобиль имел абсолютно другие крылья, и их надо было возрождать обязательно. За 60 лет технология в автомобилестроении ушла далеко вперед, и возродить ее теперь было не так-то просто. Чтобы точно воспроизвести форму крыльев, пришлось изготовить оправки и специальное приспособление для получения зигов. Стойки для крепления передних крыльев и бугель пришлось изготавливать заново, используя фотографии, присланные из музея Пежо.

Другими должны были стать и колеса. Для них использовали заготовки 16-дюймовых ободьев от отечественного мотоцикла К175. Заготовки обода не имели отверстий для крепления спиц (так как их должно было быть 36), а у автомобиля на передних колесах их должно было быть 40, на задних — 48. Поэтому заготовки были заказаны и получены с Ковровского мотоциклетного завода. Новые колеса были собраны с использованием родных ступиц. Сложнее оказалось с покрышками. Ближайшей к родному размеру 550 х 65 бортовых покрышек оказалась отечественная мотоциклетная резина 3,25 х 16. На этих колесах машина приняла родные пропорции. Трогаться с места стало проще, чем на колесах с резиной 26 дюймов. Следует заметить, что трогается машина очень мягко.

Bebe как яркий представитель своего времени имеет деревянный каркас, который на редкость хорошо сохранился. Пришлось менять только доски пола. Сохранился и каркас тента, а вот сам тент пришлось шить заново. Поскольку оригинальное ветровое стекло, толщина которого составляла целых 10 мм, раскололось, пришлось менять и его. При этом стекло было простым, а не каленным. Заново были изготовлены сидения и обивка салона.

Машина досталась с рулем от ГАЗ-А, при этом на фотографиях и оригинальных чертежах руль был меньше. Пришлось изготовить самостоятельно руль с деревянным ободом. Для этого было изготовлено металлическое основание из стали толщиной около 4 мм. К центральной втулке с помощью четырех спиц приварили стальное кольцо. На этом кольце с помощью винтов закрепили деревянные накладки так, чтобы не было видно головок винтов. Магнето оставили оригинальное, хотя можно было использовать аналогичное, но более «молодое» фирмы Bosch.

При реставрации стремились сохранить «родные» детали, если только их еще можно было использовать. Например, фанерная стенка, отделяющая салон от мотора, внизу подгнила, но ее оставили.

К ХХI веку автомобиль Bebe принял облик, практически ничем не отличавшийся от оригинала почти 100-летней давности. По крайней мере настолько, насколько этого смог добиться непрофессиональный реставратор, для которого этот автомобиль был не просто средством передвижения, а членом семьи, бок о бок с которым он провел, по сути, всю свою жизнь.

Следует отметить, что эта машина является широко известной малолитражкой, которую считают родоначальницей полноценных легких автомобилей, а поэтому ее с радостью включают в экспозиции музеев и различные книги по истории автомобилестроения. Конструктором этой машины является легендарный Этторе Бугатти, что повышает ценность экспоната. Более того, это единственный экземпляр подобного автомобиля в Европе, вероятно, именно поэтому Bebe сейчас экспонируется в Политехническом музее.



Фото Александра ХЛУПНОВА 


Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.






ВОЛИН


3M





Подписка на новости

Ваш e-mail