Золотой ключ. Выбор СТО

Вязкость моторных масел и тонкости выбора

Вязкость моторных масел и тонкости выбора Автор: Роман Ильягуев


В предыдущих статьях мы рассматривали основные свойства, которыми должны обладать все без исключения качественные моторные масла, но на одной характеристике необходимо остановится подробнее. Речь идет о вязкости масла, которая существенно влияет на эффективность работы системы смазки, играет роль главного индикатора качества масла и во многом определяет моторесурс двигателя.

Такая разная вязкость

Как уже говорилось выше, стандарт SAE J300 описывает вязкостно-температурные характеристики масел, но при этом принадлежность к тому или иному классу не является индикатором их качества. Важнейшую роль в данном случае играет индекс вязкости – количественный показатель, иллюстрирующий зависимость вязкости от температуры. Если рассматривать усредненные значения, то максимальным индексом вязкости (170–190) обладают масла с синтетической основой, а самым низким (120–140) – с минеральной. Однако в одном и том же классе могут оказаться масла совершенно разного качества, и при этом они будут соответствовать всем требованиям стандарта.

Улучшить показатели низко- и высокотемпературной вязкости для некачественного моторного масла с дешевой основой позволяет комплекс присадок. Но чем хуже основа и больше присадок, тем выше склонность такого «коктейля» к механической и термодеструкции. Проще говоря, в процессе эксплуатации масло достаточно быстро изменит свои вязкостно-температурные характеристики, что негативным образом скажется на ресурсе двигателя.

Главные неприятности в данном случае влечет за собой значительное снижение смазывающих свойств при высоких температурах и нагрузках. Нагрев некачественного масла приводит к его разжижению. В результате толщина масляной пленки в зоне роста температур становится все меньше, и, как следствие, она не способна обеспечить надежную защиту трущихся деталей. В первую очередь, от износа страдают цилиндры, поршни и подшипники коленвала – зоны, в которых температура может достигать 180–200°C.

Повышенное трение и неспособность масла эффективно отводить тепло вызывает перегрев и разрушение защитной масляной пленки. В определенных условиях следствием этого может быть «клин» двигателя. Такая возможность опровергает распространенное мнение о том, что последствия использования некачественного масла проявляются только через несколько десятков тысяч пробега. Также снижение высокотемпературной вязкости вызывает падение давления в системе смазки, масляное голодание, которое способствует износу двигателя и в краткие сроки приводит к выходу из строя турбокомпрессора.

Однако есть и другие последствия: при работе мотора даже с небольшим перегревом некачественное масло, помимо потери высокотемпературной вязкости, быстро разлагается. Этот процесс приводит к образованию осадков, зашлаковыванию ДВС и засорению системы смазки, последствия которых мы рассматривали в статье в прошлом номере. Необходимо также упомянуть еще об одной особенности некачественных масел с низким индексом вязкости: они существенно осложняют холодный пуск мотора при температурах, близких к минимальным для их класса.

Экспертный подход к оценке качества: API и ACEA

Оценку эксплуатационных характеристик моторных масел, на основании которой можно сделать заключение об их качестве, предлагают классификации API и ACEA. Первая была разработана в 1947 году Американским институтом нефти, и с тех пор она постоянно изменялась и совершенствовалась. Согласно системе API, все масла подразделяются на три категории: «S» (service) – масла, предназначенные для бензиновых двигателей; «С» (commercial) – для дизельных моторов; «EC» – энергосберегающие масла, характеризующиеся низкой вязкостью и легкой текучестью.

Категории «S» и «C» подразделяются на три класса: SL, SM, SJ и CJ-4, CI-4, CH-4, а в категории «EC» – только один класс SJ/EC. По характеристикам моторное масло, отнесенное к определенному классу, строго соответствует списку требований, которые предъявляет стандарт API, и подходит для двигателей конкретного типа. Число в маркировке говорит о возможности использования масла в двух- или четырехтактных моторах, а двойной индекс, например SJ/SF-4, – о том, что оно подходит как для бензиновых ДВС, так и для дизелей.

Чтобы выбрать масло, которое подходит для конкретного силового агрегата по API, специалист автосервиса должен иметь представление о требованиях стандарта и соответствии классов типам ДВС. С современными двигателями особых проблем не возникнет, однако для моторов автомобилей, сошедших с конвейера до 2001 года, могут быть рекомендованы масла, соответствующие устаревшим классам. На сегодняшний день можно насчитать 8 таких классов в категории «S», 9 в категории «С» и 2 в категории «EC». Подобрать масло для этих ДВС не представляет затруднений, но для этого нужно располагать информацией о совместимости.

Вторую подробную «классификацию качества» приняла в 1996 году Европейская ассоциация автомобильных представителей. Последняя редакция ACEA, действующая с 2008 года, делит масла на три категории: «A/B» –для бензиновых и дизельных моторов, «С» – масла для бензиновых и дизельных ДВС, которые соответствуют нормам «Евро-4» и совместимы с современными катализаторами и сажевыми фильтрами, а также «Е» – для тяжелых грузовиков, автобусов и спецтехники с нагруженными дизельными двигателями.

По аналогии с API каждая категория включает несколько классов. Для категории «A/B» это классы A1/B1, A3/B3, A3/B4 и A5/B5, для категории «С» – классы С1-С4, а для категории «E» – E4, E6, E7 и E9. В данном случае каждый класс также рекомендован для применения в ДВС различного типа. Кроме того, по пробелам в маркировке видно, что отдельные классы устарели. Как и в случае со стандартом API, на смену им пришли другие, поэтому подобрать масло к двигателям поддержанных машин можно, руководствуясь сведениями о соответствии.

Но есть и другие нюансы. В частности маркировка масел в предписаниях производителей по классификации ACEA, например A3/B4-98, практически всегда включает год. Это указывает, на какую именно редакцию стандарта ACEA ориентировались разработчики двигателя. Учитывая, что с каждой редакцией требования становились все жестче, при рекомендации производителя заливать масло с допуском A3/B4-98 его спокойно можно заменить на A3/B4-08, но не наоборот.

Дело в том, что за соответствием своей продукции последним стандартам качества и экологическим нормам следят европейские производители. В других странах могут изготавливать масла по устаревшим требованиям ACEA, характеристики которых не будут соответствовать условиям эксплуатации в современных ДВС. Другой нюанс касается изменений классификации, произошедших в 2004 году. Ранее вместо категории «A/B» существовало две отдельных категории: «A», включавшая масла только для бензиновых двигателей, и «B» – масла для малонагруженных дизелей. Сегодня при соответствии допусков масла «A/B» успешно заменяют масла обеих категорий, но на канистрах некоторых производителей еще можно встретить старую маркировку.

В заключение необходимо еще раз отметить важность владения специалистами автосервисов оригинальной технической информацией, которая относится к наиболее широко распространенным стандартам SAE, API и ACEA. Только в этом случае, а также руководствуясь предписаниями и допусками производителей, можно гарантировать грамотный выбор масла для конкретного двигателя. При этом ориентироваться только на одну классификацию ошибочно. Нужна комплексная оценка предлагаемого продукта, т. к. вероятность подобрать масло, не соответствующее мотору по качеству, вязкостно-температурным или другим характеристикам, при поверхностном подходе остается достаточно высокой. И, к сожалению, практика работа многих российских сервисных центров сегодня только доказывает это утверждение.



Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.






ВОЛИН


3M





Подписка на новости

Ваш e-mail