Взгляд на автобизнес России через призму кризиса

Автор: Михаил МАШИН


Конференции в автобизнесе стали хорошей традицией. Весной этого года в Москве состоялась I Национальная конференция «Автобизнес России 2009», но по сути это не первая конференция, а очередная. В подобных мероприятиях участвуют люди, заинтересованные в развитии автомобильной отрасли. В основном, конечно, представители автопроизводителей и дилеров. Независимые сервисмены, как правило, в меньшинстве. А вокруг — консалтинговые компании, страховщики, банки, СМИ, рекламные агентства, различные автомобильные ассоциации — все, кто пытается заработать на автобизнесе.

Пресс-релизы таких конференций чаще всего похожи, как близнецы-братья, проблемы обсуждаются из года в год одни и те же. Однако хочется верить, что выступления и обсуждения не проходят бесследно, ведь встречи на таких конференциях — хороший повод пообщаться с коллегами и конкурентами, завести новые контакты и возобновить старые. Настоящая конференция отличалась одним: все темы рассматривались через призму кризисной ситуации. Мы пропустим доклады, носящие рекламный характер. Рассмотрим особо яркие выступления, обсуждавшиеся в зале и кулуарах.

Многих интересовали прогнозы. Секретарь стат-комитета НП «Объединение автопроизводителей России» Александр Порошин представил цифры, отражающие рост продаж легковых автомобилей в России в 2008 году: 18% (3,626 млн штук). Производство легковых автомобилей в России выросло на 14%. Оптимистический сценарий на 2009 год по Александру Порошину — это сокращение продаж до 3,050 млн автомобилей. Пессимистический — снижение продаж на 25%, то есть до 2,730 млн автомобилей. Директор журнала «Автобизнес» Татьяна Арабаджи выложила перед слушателями свои статистические данные, наглядно показавшие, что 2008 год был последним годом роста продаж автомобилей. Графики, на которых сравниваются среднемесячные продажи начала 2009 года с продажами 2008 года, наводят на удручающие мысли. Кроме того, она прогнозирует в ближайшее время закрытие некоторых дилерских центров.

После разбора статистики зал взбудоражил эмоциональный доклад Виктора Похмелкина, председателя Общероссийского общественного движения «Движение автомобилистов России». Резкая критика деятельности органов государственной власти — обязательный компонент таких конференций. Остановимся на четырех пороках, так умело разобранных Виктором Похмелкиным. Первый – это отсутствие у государства четких целей и приоритетов, стратегических ориентиров по отношению к автопрому. «Чего хочет наше государство? – рассуждает Виктор Похмелкин. – Вывести отечественную автомобильную промышленность на мировой уровень? На один уровень с Америкой или Японией? А может, признания нашей безнадежной отсталости? Кстати, и то, и другое — вполне нормальное, обоснованное кредо… Но сказать, что государство придерживается хоть чего-либо, нельзя, потому что периоды бездействия часто сменяются непонятными резолюциями и постановлениями. Что, естественно, серьезно лихорадит автобизнес и вызывает совершенно ненужную напряженность».

Второй порок — отсутствие системности и комплексного подхода к регулированию автопрома. В частности, докладчик остановился на проблеме безопасности отечественных автомобилей. Никого не заботит тот факт, что люди в отечественных автомобилях не защищены должным образом, что приводит к их гибели. Третий порок – непоследовательность принятия решений, четвертый – почти полное отсутствие публичности и открытости. Не хватает широкой общественной дискуссии с участием всех заинтересованных лиц автобизнеса.

Начальник управления контроля промышленности Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации (ФАС) Алексей Ульянов напомнил всем участникам конференции, что ФАС четко стоит на страже интересов среднего и малого бизнеса. Антимонопольщики защищают независимых предпринимателей от диктата автопроизводителя и непоследовательности госструктур. Что касается последних, то у ФАС имеются претензии к решениям правительства, а именно о субсидировании процентной ставки на приобретаемые автомобили, о повышении таможенных пошлин, госзакупках автотехники и некоторых других методах поддержки отечественного автопрома. Кроме того, наконец-то ФАС России создает рабочую группу по анализу ситуации с дилерскими соглашениями в автомобильной промышленности, в которую будут включены производители двигателей, узлов и агрегатов для автотранспортных средств.

Алексей Ульянов: «Иностранные автопроизводители нередко предъявляют своим российским партнерам совершенно антиконкурентные требования. Мы собираемся бороться с таким положением дел всеми возможными способами».

В связи с этим экспертный совет ФАС в лице выступающего рекомендовал обращаться в ведомство с заявлениями о проверке соответствия дилерских соглашений требованиям антимонопольного законодательства.

Олег Хусаенов, генеральный директор группы компаний «Атлант-М», также констатировал изменения во взаимоотношениях импортера и дилера. По его мнению, в конкурентной борьбе импортеров теперь на первый план выходят:

■ выгодные финансовые условия для дилеров, возможность работы на капитале импортеров;
■ собственные программы автокредитования;
■ объемы и качество маркетинговой поддержки;
■ адекватность ценовой политики и готовность снижать свою доходность;
■ качество логистики;
■ готовность выстраивать партнерские отношения с дилерами без диктата.

Олег Хусаенов прогнозирует неизбежность отказа сильнейших дилерских холдингов от «слабых» импортеров. Часть дилеров, для которых условия работы невыгодны, может быть вытеснена с рынка из-за убыточности. За счет этого произойдет перераспределение рынка в пользу дилерских сетей «сильных» импортеров.

На каждой конференции активизируются автомобильные ассоциации, привлекая в свои ряды платежеспособных членов. Эта конференция – не исключение. Доклад Сергея Зубриського, вице-президента НАПТО (Национальная ассоциация предприятий технического обслуживания и ремонта автомототранспортных средств) вызвал дискуссии. В частности, критике подверглось его предложение передать организационно-методическое руководство предприятиями ТО и ремонта транспортных средств федеральному органу исполнительной власти, курирующему автомобильную промышленность. Этот федеральный орган должен будет взаимодействовать с отраслевыми общественными профессиональными объединениями (ассоциации НАПТО, ОАР, ААИ, НАПАК, РОАД) и сформировать Координационный орган при Министерстве промышленности и торговли РФ.

В конце мероприятия состоялось присвоение титула «Автоперсона 2009». Были номинированы три сотрудника ГК «РОЛЬФ», сотрудники «Райффайзенбанка», «Ингосстраха», ГК«АвтоСпецЦентр». В номинации «ГРАН ПРИ» Автоперсоной стал Игорь Пономарев, Председатель Совета Директоров, Группа компаний Genser — «За создание успешной стратегии развития, позволившей группе компаний Genser не только удержать российское первенство в продажах Nissan, Chevrolet, Opel, Infiniti и Hummer, но и увеличить свою долю на рынке в 2008 году».

Итак, прошло еще одно заседание, на котором обсуждались итоги 2008 года и прогнозы на непростой 2009 г. Ну а нам, скромным сотрудникам авторемонтного бизнеса, хотелось бы пожелать, чтобы на следующей конференции было больше уделено внимания проблемам сервиса, тем более что в условиях кризиса именно сервис — та самая курочка, несущая золотые яйца.


Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.






ВОЛИН


3M





Подписка на новости

Ваш e-mail