Золотой ключ. Выбор СТО

Жигули заговорят по-японски

Автор: Роман Акользин


В середине июля состоялся официальный запуск производства автомобилей Datsun на автозаводе в Тольятти. Первая модель под странным названием on-DO уже сошла с конвейера и, вроде как, должна оказать существенный вклад в технологическое развитие АвтоВАЗа. Однако пока непонятно, в состоянии ли новичок спасти стремительно падающие продажи автогиганта. Внедрение на российский рынок японского клона отечественной Lada Granta должно укладываться в политику оптимизации затрат концерна.

Новый виток кризиса, обусловленный резким падением курса рубля, серьезно ударил по неокрепшему АвтоВАЗу и его стратегическим союзникам. С первого взгляда потери группы «АвтоВАЗ»-Renault-Nissan кажутся невеликими: всего 5% за первое полугодие. Однако это лишь средняя температура по больнице. Ведь, как известно, в кризис, в первую очередь, страдают продажи бюджетных моделей. Статистику союзников вытаскивает Nissan (+27%), который, наряду с прочими японскими производителями, показывает существенный рост продаж за счет реализации автомобилей премиального сегмента. 

Renault пока отделался лишь 2% падением. Однако сами убытки компании от сотрудничества с ВАЗом увеличились в 5,5 раза. По итогам первой половины 2014 года французы потеряли 55 миллионов евро, несмотря на то, что годом ранее убыток составил лишь 10 миллионов. Эксперты связывают такие финансовые потери с расширением доли Renault в акционерном пакете ОАО «АвтоВАЗ». Сделка по получению контроля альянса Renault-Nissan над российским автогигантом завершилась в июне 2014 года, то есть, всего за год Renault увеличил свою долю до 37%. 

В то же время востребованность ВАЗовских лад упала сразу на 16%. Новое руководство в лице Бу Андерссона, изо всех сил пытается преодолеть наследие своих предшественников, за время правления которых количество топ-менеджеров корпорации перевалило за 40 человек, в основном заседающих в Москве. Масла в огонь добавили украинский конфликт и возможные санкции. 

На таком политико-экономическом фоне под каток оптимизации попали не только недобросовестные управленцы, но и простые служащие. Бу Андерссон постоянно подчеркивает, что оптимизация затрат и повышение качества призваны обеспечить достижение основной цели – закончить текущий год с положительными финансовыми результатами. А чтобы это реализовать, нужно сократить 13% сотрудников предприятия. По данным независимых профсоюзов, из 7 500 сокращенных должностей 3/4 – это рабочие специальности. Коллектив ВАЗа успокаивают заверениями, что численность рабочего персонала будет снижена путем «перераспределения численности между производствами и подразделениями» и за счет тех, кто выходит на пенсию, а также закрытых вакансий. 

Чтобы выйти в плюс по производительности труда, ВАЗ должен сравняться с производствами Renault и Nissan. На пресс-конференции Винсент Кобе, глава Datsun и член совета директоров АвтоВАЗа, отметил, что производственные мощности АвтоВАЗа обладают огромным потенциалом. «В день тут трудятся 40 000 рабочих на 5-ти организованных производствах автомобилей и 6-ти производствах комплектующих. В день автозавод выпускает 2 300 автомобилей LADA, Renault и Nissan. А может выпускать и больше. К примеру, сейчас в год собирается порядка 650 000 автомобилей, а есть возможность производить 1 млн автомобилей. В планах компании как раз выйти на эту цифру», – уверен Кобе. Таким образом, можно сделать вывод, что на одного сотрудника в год будет приходиться 20 выпущенных автомобилей, сегодня этот показатель не превышает 9 штук. Добиваться «стахановских» рекордов предприятие собирается, опять же, путем сокращения штата и контрактной сборкой.

Datsun on-DO будет собираться на том же конвейере, что и «Гранта» с «Калиной». Во время экскурсии по сборочной линии стало известно, что Datsun разделяет с «Грантой» одну платформу и отличается исключительно передней и задней частью автомобиля. В «Гранте» выявили 10 серьезных проблем, с которыми не хотят мириться клиенты: плохо закрывались двери, шумела коробка передач, подводила шумоизоляция салона и т.д. 8 из 10 проблем удалось решить сразу же на новом автомобиле on-DO, после чего изменения обещают внедрить и в саму «Гранту». Например, японцы потребовали от россиян снизить уровень шума КПП с 50 дБ до 40 дБ. В кратчайшие сроки обновленную МКП получили on-DO, Granta и Kalina. 

Выходит, что влиять на качество ВАЗ возможно и без внедрения производства японского конкурентного автомобиля. Но представители «троицы» стоят на том, что дополнительная конкурентная нагрузка на класс бюджетных автомобилей необходима обеим моделям. Основными же отличиями кровных братьев, по словам менеджеров, стали «японская философия, другой подход в продажах и качестве обслуживания». Руководство концерна уверяет, что у русских инженеров появляется доступ к знаниям японских коллег и их технологиям. В производство Datsun on-DO вовлекли более 5000 человек. Мастера и начальники цехов прошли подготовку к работе по принципам Производственного метода Альянса (APW – Alliance Production Way). Рабочие конвейера тренировались в специальных зонах для обучения, где под руководством инженеров и экспертов Nissan Motor они осваивали технологии сборки Datsun. На линии производства теперь 24 поста контроля качества. 

Распространять новинку «троица» решила через 25 дилерских центров Datsun, прикрепленных к автосалонам Nissan. «Автомобили Datsun будут реализовываться только через специализированную дилерскую сеть Datsun, отдельно стоящие центры с брендингом. Это совершенно независимый бренд, и он относится к семье брендов компании Nissan Мотор Корпорейшн (наряду с брендами Nissan и Infiniti). Поэтому сеть отдельная. О реализации автомобилей on-DO через дилеров АвтоВАЗа не может быть и речи, т. к. бренд Datsun – собственность компании Nissan Motor Corporation, и к АвтоВАЗу имеет отношение только в части площадки производства и использования ресурсов Альянса», – рассказал Жером Сего, директор бренда Datsun в России. Первые автомобили клиенты получат уже в конце лета в момент официального старта продаж. 

Выявить какие-либо преимущества возрожденного бренда Datsun перед «советскими» альтернативами практически невозможно. Datsun on-DO аскетичнее «Гранты», стоит дешевле и едет медленнее: даже в стоковой версии россиянин мощнее собрата на 5 л. с. (87 против 82). Lada Granta и Datsun on-DO скорее всего станут лишь оболочками одной сути, ведь собирают их из одних и тех же деталей, на одном и том же конвейере, одни и те же люди. Линейка автомобилей Datsun увеличится до трех моделей-клонов: седана, хэтчбека и модернизированной версии Lada Kalina Cross. Выходит, что Lada и Datsun будут отличаться лишь рокировками опций в комплектациях и ценами на начальном этапе. Последнее преимущество японца перед ВАЗом скорее всего абсорбирует девальвация российской валюты.



Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.






ВОЛИН


3M





Подписка на новости

Ваш e-mail