Как мультиметром проверить аккумулятор
10 июля 2022
Когда автомобиль не реагирует на зажигание, или, при еле горящих лампочках натужно подвывает стартер – многим сразу становится понятно, что с аккумулятором не всё в порядке. А можно ли не доводить до этого? Можно и нужно. Такой полезный в хозяйстве девайс как мультиметр даёт возможность измерить напряжение, сопротивление, силу тока и оценить ёмкость батареи. Практическое значение в бытовых условиях имеет проверка напряжения (заряда).
Как проверить заряд АКБ с помощью мультиметра
Оценка этого параметра, говорит нам о необходимости подзарядки аккумулятора, до появления «клинических» симптомов. Алгоритм достаточно прост.
- Необходимо отсоединить аккумулятор от сети автомобиля и подождать примерно 5 часов. Это нужно для нивелирования фактора остаточного напряжения.
- Далее, соединяем красный и чёрные контакты АКБ с аналогичными щупами мультиметра.
- Трактуем показания.
- Напряжение выше 13,0 В – на АКБ осталось поверхностное напряжение, и ему надо дать постоять ещё несколько часов.
- 12,7В и несколько выше — аккумулятор заряжен
- 12.5В — аккумулятор заряжен на 50%
- 11,9В — аккумулятор полностью разряжен
- Ниже 11,9В — аккумулятор глубоко разряжен и скорее всего уже сильно сульфатирован.
Как проверить мультиметром аккумулятор на ток утечки
Утечка тока – нормальный процесс, если его значение не превышает 80 мА. Это ещё один показатель, который легко измерить в бытовых условиях, надо лишь следовать алгоритму.
- Заглушить мотор.
- Выключить зажигание.
- Подождать минут 15.
- Выключить абсолютно все потребители.
- Снять минус с АКБ.
- Поставить мультиметр на режим проверки постоянного тока.
- Выбрать диапазон до 10 А.
- Соединить положительный кабель мультиметра с плюсом аккумулятора.
- К снятому минусу подключить минус АКБ.
- Зафиксировать показатели.
Если на индикаторе нули, то и нет проблем. В противном случае, оцениваем значение и пробуем найти источник проблем поочерёдно отключая и включая предохранители.
С помощью мультиметра можно попробовать оценить и другие параметры, однако, эти данные будут очень опосредованы, а значит и доверять им нужно с определённой долей скепсиса. Корректность физико-химических процессов, протекающих внутри корпуса батареи (а значит и её состояние), можно оценить с помощью более совершенных методик.
Как проверить автомобильный аккумулятор нагрузочной вилкой?
Нагрузочная вилка создаёт краткосрочное короткое замыкание, которое вызывает рассеивание энергии от нагревающегося корпуса вилки, что вызывает, в свою очередь разрядку АКБ.
Методика проверки аналогична – красное с красным, чёрное с чёрным.
Чем меньше снижение напряжения аккумулятора, тем лучше качество и характеристики аккумулятора, и, если напряжение ниже 7В, то батарея неисправна. Нагрузочные вилки бывают ручные и автоматические, в которых задано время нагрузки. Понято, что последние более предпочтительны. Эти девайсы давали более точное представление о состоянии аккумулятора до появления более совершенного оборудования.
Как проверить автомобильный аккумулятор тестером тока холодной прокрутки?
Предыдущие методики не дают нам чёткого представления о таком ключевом параметре, как пусковой ток, т.е. какой максимальный ток может отдать конкретный аккумулятор для запуска двигателя автомобиля.
Процесс тестирования аналогичен предыдущим способам — устройство подключается к выводам аккумулятора, затем выбирается базовое значение пускового тока (написано на аккумуляторе) — чтобы тестер мог сравнить полученное значение и далее следим за указаниями тестера.
По сравнению с мультиметром и нагрузочной вилкой подобное тестирование имеет ряд преимуществ:
- Проверку аккумуляторов можно проводить в разряженном состоянии.
- В большинстве устройств предусмотрен алгоритм проверки и снятия поверхностного заряда, поэтому нет необходимости ждать часами, чтобы произвести проверку.
- Проверка не разряжает аккумулятор, а значит не нужно его заряжать после исследования.
- Это полностью безопасно — нет риска короткого замыкания
- На «выходе», мы получаем анализ Количественных, а не только качественных параметров аккумулятора.
Подобные тестеры выпускаются в профессиональном и бытовом исполнении. Следует учитывать, что в особо бюджетном «китайском» варианте, не стоит рассчитывать на корректность измерений.
Проверка аккумулятора нагрузочным устройством (разрядным устройством)
Собственно, это часть долгого и многоэтапного процесса, который лучше доверить профессионалам. Все эти кустарные методы, например, разрядка с помощью лампочки, с одновременным контролем времени и показаний мультиметра – архаичны и небезопасны. Точная оценка остаточной ёмкости, в условиях сервисной лаборатории, снимает все вопросы о состоянии АКБ и необходимости её замены.
Заключение
Мы сознательно не стали упоминать «гаражные» диагностические методики (проверка мультиметром на работающем двигателе, создание нагрузок и т.п.) – они архаичны, неточны и небезопасны для автомобиля и проверяющего.
На практике, для 90 % автолюбителей достаточно проверки заряда АКБ, с помощью мультиметра.
Если нет других вопросов к электрической части, углублённое тестирование может понадобиться перед зимним периодом эксплуатации, чтобы быть уверенным в том, что АКБ обеспечит надёжный холодный старт.
В современных автомобилях даже краткосрочное снятие клемм с аккумулятора может привести к «глюкам» в электронной начинке, поэтому заниматься самостоятельной диагностикой электрической части автомобиля в «познавательных» целях не рекомендуется. Особенно это актуально для гарантийных машин.
Здоровья вам и вашему автомобилю, и удачи на дорогах.
Еще никто не оставил свои комментарии. Ваш комментарий будет первым.