Шоковая терапия: как реформа утильсбора с декабря 2025 года изменит ситуацию на авторынке
14 ноября 2025

С декабря 2025 года российский автопром ждут кардинальные изменения. Речь идет о новой методике расчета утилизационного сбора, которая может привести к исчезновению с рынка десятков популярных иномарок.
Закрытие «серой» лазейки
До конца 2025 года сохраняется колоссальный разрыв в размере утильсбора для физических и юридических лиц. Это позволяло неофициальным дилерам массово ввозить автомобили под видом личного имущества. Новая прогрессивная шкала, впервые учитывающая не только объем, но и мощность двигателя, эту лазейку закрывает.
Льготные ставки для физлиц (3,4–5,2 тыс. рублей) останутся только для малолитражек до 2 литров и 160 л.с. Для более мощных и возрастных автомобилей сборы взлетают до миллионов рублей. Например, за подержанный внедорожник с мотором свыше 3,5 литра и мощностью более 500 л.с. утильсбор составит 5,74 млн рублей. Ввозить их станет просто невыгодно.
Ситуация приведет к двум ключевым тенденциям:
1. Сужение модельного ряда. С рынка могут практически исчезнуть популярные у россиян модели, которые часто нуждались в ремонте: Hyundai Palisade, Kia Mohave, BMW X5/X6, Mercedes-Benz GLE. Их ввоз станет экономически невыгодным.
2. Рост стоимости ремонта и запчастей. Ограничение предложения на вторичном рынке вызовет дефицит и резкий рост цен на подержанные автомобили этих моделей. Соответственно, вырастет и стоимость оригинальных запчастей, а также страховых выплат по ОСАГО и КАСКО.
Как отмечает «ФедералПресс», рынок уже отреагировал ажиотажным спросом. По данным «Автостата», продажи BMW в октябре выросли на 44% – дилеры и покупатели пытаются успеть ввезти автомобили по старым правилам.
Вывод
Реформа утильсбора — это не только фискальная мера, но и фактор, перекраивающий всю структуру автомобильного рынка. Кузовным экспертам и владельцам СТО стоит готовиться к смене автопарка клиентов в сторону более доступных и локализованных моделей, а также к росту стоимости ремонта премиальных иномарок, которые останутся в России.
Реформа утильсбора может создать на российском рынке уникальный феномен — «вечных» автомобилей-«заложников».
Владельцы мощных и крупнолитражных иномарок (таких как Toyota Land Cruiser 200, BMW X7 или Mercedes-Benz GLS), ввезенных до декабря 2025 года, окажутся в необычном положении. С одной стороны, их автомобиль будет стремительно расти в цене из-за исчезновения аналогов из параллельного импорта. С другой — продать его на вторичном рынке по новой, высокой цене станет практически невозможно, так как мало кто захочет покупать подержанный автомобиль по цене, близкой к новой, без официальной гарантии.
В результате эти машины, особенно в хорошем состоянии, будут крайне редко появляться в продаже. Их владельцы, осознавая уникальность своего актива, будут вынуждены содержать и ремонтировать их буквально десятилетиями, так как экономически оправданной замены просто не останется. Это создаст на дорогах России постоянный, медленно стареющий парк «икон» параллельного импорта, застрявших здесь на долгие годы.
Еще никто не оставил свои комментарии. Ваш комментарий будет первым.