14 ноября 2025,
14:11
Москва

Шоковая терапия: как реформа утильсбора с декабря 2025 года изменит ситуацию на авторынке

14 ноября 2025

Шоковая терапия: как реформа утильсбора с декабря 2025 года изменит ситуацию на авторынке

С декабря 2025 года российский автопром ждут кардинальные изменения. Речь идет о новой методике расчета утилизационного сбора, которая может привести к исчезновению с рынка десятков популярных иномарок.

Закрытие «серой» лазейки

До конца 2025 года сохраняется колоссальный разрыв в размере утильсбора для физических и юридических лиц. Это позволяло неофициальным дилерам массово ввозить автомобили под видом личного имущества. Новая прогрессивная шкала, впервые учитывающая не только объем, но и мощность двигателя, эту лазейку закрывает.

Льготные ставки для физлиц (3,4–5,2 тыс. рублей) останутся только для малолитражек до 2 литров и 160 л.с. Для более мощных и возрастных автомобилей сборы взлетают до миллионов рублей. Например, за подержанный внедорожник с мотором свыше 3,5 литра и мощностью более 500 л.с. утильсбор составит 5,74 млн рублей. Ввозить их станет просто невыгодно.

Ситуация приведет к двум ключевым тенденциям:

1.    Сужение модельного ряда. С рынка могут практически исчезнуть популярные у россиян модели, которые часто нуждались в ремонте: Hyundai Palisade, Kia Mohave, BMW X5/X6, Mercedes-Benz GLE. Их ввоз станет экономически невыгодным.

2.    Рост стоимости ремонта и запчастей. Ограничение предложения на вторичном рынке вызовет дефицит и резкий рост цен на подержанные автомобили этих моделей. Соответственно, вырастет и стоимость оригинальных запчастей, а также страховых выплат по ОСАГО и КАСКО.

Как отмечает «ФедералПресс», рынок уже отреагировал ажиотажным спросом. По данным «Автостата», продажи BMW в октябре выросли на 44% – дилеры и покупатели пытаются успеть ввезти автомобили по старым правилам.

Вывод

Реформа утильсбора — это не только фискальная мера, но и фактор, перекраивающий всю структуру автомобильного рынка. Кузовным экспертам и владельцам СТО стоит готовиться к смене автопарка клиентов в сторону более доступных и локализованных моделей, а также к росту стоимости ремонта премиальных иномарок, которые останутся в России.

Интересный факт

Реформа утильсбора может создать на российском рынке уникальный феномен — «вечных» автомобилей-«заложников».

Владельцы мощных и крупнолитражных иномарок (таких как Toyota Land Cruiser 200, BMW X7 или Mercedes-Benz GLS), ввезенных до декабря 2025 года, окажутся в необычном положении. С одной стороны, их автомобиль будет стремительно расти в цене из-за исчезновения аналогов из параллельного импорта. С другой — продать его на вторичном рынке по новой, высокой цене станет практически невозможно, так как мало кто захочет покупать подержанный автомобиль по цене, близкой к новой, без официальной гарантии.

В результате эти машины, особенно в хорошем состоянии, будут крайне редко появляться в продаже. Их владельцы, осознавая уникальность своего актива, будут вынуждены содержать и ремонтировать их буквально десятилетиями, так как экономически оправданной замены просто не останется. Это создаст на дорогах России постоянный, медленно стареющий парк «икон» параллельного импорта, застрявших здесь на долгие годы.

Источники: «ФедералПресс», «Автобизнес»

Комментарии

Еще никто не оставил свои комментарии. Ваш комментарий будет первым.

отправить
Рекомендованные статьи