Что такое редуктор в автомобиле
16 июня 2023

Достаточно очевидно, что двигатель автомобиля не крутит колёса, что называется, напрямую. Возникающий вследствие преобразования энергии сгорания топлива (или аккумулированного электричества) крутящий момент должен быть изменяем по частоте вращения и траектории его передачи. Основной задачей редуктора является перераспределение крутящего момента по направлению от ведущего (основного) вала двигателя к ведомому (выходному) валу колёс с одновременным изменением частоты вращения. Это классическая функция редуктора, но в зависимости от схемы трансмиссии автомобиля функционал редуктора может быть расширен, что сказывается на конструктивном исполнении и количестве редукторов в машине.
Какие бывают редукторы
Классический редуктор представляет собой корпус, в который входят и из него же выходят вышеупомянутые валы. Каждый из валов имеет жёстко интегрированные в них шестерни. На ведущем валу устанавливается меньшая по диаметру шестерня, а на ведомом — большая. За счёт этой разницы в диаметре, а также — в количестве зубьев на каждой шестерне, они совершают разное количество оборотов в каждую единицу времени. Так обеспечивается изменение крутящего момента на выходе по сравнению со входящим значением. Узел подвергается достаточно серьёзным нагрузкам, поэтому заполняется соответствующей смазкой, близкой по консистенции к солидолу, но более совершенной по составу.
В зависимости от назначения автомобиля инженерами-проектировщиками разработаны разные конструкции автомобильных редукторов.
- Многоступенчатые редукторы имеют систему дополнительных промежуточных валов и шестерён, для изменения передаточных чисел.
- Мультипликаторные редукторы, в отличии от классических, повышают частоту вращения ведомых валов.
- Угловые редукторы — это редукторы, которые, в отличии от соосных могут передавать момент вращения и изменять направление движения валов под углом.
- Бортовые (колёсные) редукторы — частный случай, используемый в тюнинге внедорожников или производстве спецтехники. Служит для смещения оси вращения колеса ниже оси привода.
- Передние и задние редукторы. В зависимости от колёсной формулы и конструктивных решений трансмиссии — у полноприводных автомобилей присутствуют передний и задний редукторы, а у моноприводных — на ведущей оси. Передние редукторы могут быть интегрированы с коробкой передач.
По принципу соединения зубцов ведущей и ведомой шестерён редукторы делятся на цилиндрические (с прямозубыми, косозубыми или шевронными шестернями), конические, червячные, планетарные, гипоидные и комбинированные. Впрочем, такие тонкости малоинтересны большинству автомобилистов.
Что важно знать о редукторах каждому
Редуктор является достаточно надёжным узлом, не требующим частой замены масла и каких-то особых сервисных мероприятий. Однако, при известных сноровке и стечении обстоятельств, вывести из строя можно любой агрегат.
- Следует при каждой возможности оценивать визуально наличие подтёков смазки на корпусе редуктора (редукторов).
- Стуки при начале движения автомобиля, шум со стороны заднего моста или в области коробки передач во время движения, а также его усиление при разгоне или замедлении машины — серьёзные причины уделить внимание диагностике редуктора и других элементов трансмиссии.
- Следует, по возможности, избегать ударов днищем о различные препятствия. Особенно этот совет актуален для владельцев внедорожников.
- При выборе автомобиля важно чётко понимать, для каких приоритетных условий эксплуатации вы его покупаете. Дополнительные редукторы и дифференциалы удорожают ремонт и обслуживание автомобиля, а также повышают расход топлива.
- Кстати, о разнице между редуктором и дифференциалом. Редуктор передаёт крутящий момент на ведущие колёса, изменяя передаточное число. Дифференциал — перераспределяет мощность между осями или ведущими колёсами одной оси, допустим, при пробуксовке одного из колёс. В «крутом» внедорожнике будут, как минимум, два редуктора и до трёх дифференциалов (межосевой, передний и задний). В более «гражданских» моделях их количество и конструкция варьируются в зависимости от колёсной формулы и специфики трансмиссии.
Итак, хотя редуктор и дифференциал, как правило, интегрированы в одной конструктивной схеме, у них неодинаковые функции. В современных автомобилях оба этих элемента зачастую контролируются бортовыми системами активной безопасности, участвуя в перераспределении динамических усилий при возникновении аварийных ситуаций. Поэтому следует своевременно, а при тяжёлых условиях эксплуатации автомобиля и чаще, проводить регламентные работы по части трансмиссии и, прежде всего, следить за уровнем смазки и прислушиваться к нехарактерным шумам и стукам со стороны редукторов.
Здоровья вам и вашему автомобилю. Удачи на дорогах.
Еще никто не оставил свои комментарии. Ваш комментарий будет первым.