пространство
профессионалов
авторемонта

Дорогу — лучшим!

10 сентября 2021

На состоявшейся на прошлой неделе MIMS Automechanika Moscow в зоне мастер-классов разместилась экспозиция Инжинирингового центра SMART. За последние 10 лет в его учебных лабораториях и практических боксах обучились 18 000 автомехаников. На выставке специалисты центра провели бесплатные технические семинары и представили образцы учебного оборудования собственного производства.

Так, для слесарей — стенды подвески и двигателя, аккумуляторную батарею в разрезе, амортизатор с прозрачным корпусом, модель системы охлаждения и много другое, что помогает сделать учебный процесс максимально насыщенным и наглядным. Для начинающих автоэлектриков — автомобиль с реализованной технологией дополненной реальности: планшет со специальным программным обеспечением подносится к двигателю и позволяет идентифицировать датчики, познакомиться с их назначением, возможными неисправностями и способами их устранения.

Дорогу — лучшим!

Помимо обучения, центр СМАРТ реализует сразу несколько значимых для авторемонтной отрасли проектов. Один из них — Открытый Чемпионат «Лучший автомеханик РФ». На выставке был анонсирован новый восьмой сезон, который состоится уже в 8-й раз весной 2022 года. А в прошлом 7-м сезоне принял участие обозреватель «Кузова» и по заданию редакции описал все этапы борьбы за титул лучшего из лучших.

Дорогу — лучшим!

Историческая справка

Соревнование организуется Инжиниринговым центром SMART ежегодно с 2015 г. Из-за пандемии сроки проведения сдвинулись с осени 2020 г. на весну 2021 г., поэтому в этот раз чемпионат получился «сдвоенным», еще более долгожданным и содержательно насыщенным.

Традиционно чемпионат поддерживают мировые поставщики автокомпонентов, оборудования и услуг для автосервисов, заинтересованные в развитии авторемонтной отрасли в России. В этом году официальными партнерами стали компании Brembo, Gates, KYB, Varta, Dolz, Motul, Mahle, NGK-NTK, NTN-SNR, Elring.

Предыдущие годы чемпионат проводился на территории профильных учебных заведений. В этом же году конкурсантов и гостей собрали в ремзоне «КомдорАвто», крупнейшего в Восточной Европе сервисного центра коммерческого транспорта. По словам организаторов, они давно задумывали «передислокацию», но на окончательное решение повлияли нынешние эпидемические ограничения: в колледжах массовые мероприятия сейчас под особым контролем, а в ремонтных цехах больше кубатура, есть ворота для выхода на улицу и проветривания помещения и множество других преимуществ.

Дорогу — лучшим!

Так или иначе, результат получился идеальным: в воздухе витал запах дизельного топлива, под ногами привычный бетонный пол, а за стенкой то и дело были слышны завывания грузовых дизелей ― атмосфера для участников куда более привычная, чем стерильная чистота актовых залов учебных заведений. Да и сам чемпионат в таком месте уж никак не перепутаешь с каким-то другим конкурсом, скажем, макраме.

В 2019 г. автору этой статьи удалось пробиться в очный финальный тур «Лучшего автомеханика», отчего повествование было наполнено личным опытом и эмоциями. На этот раз автор не набрал достаточного количества баллов на этапе дистанционного предварительного отбора, зато в очный тур прошел его бессменный напарник по уютной ремзоне. Так что и теперь нас ждет не официальный отчет безучастного корреспондента, а наполненный личными впечатлениями рассказ соучастника. Надеемся, будет интересно.

Дорогу — лучшим!

Этапы чемпионата

Чемпионат проходит в два этапа. Первый этап — онлайн, для всех желающих. В этом году зарегистрировалось 1522 участников из 224 городов РФ и ближнего зарубежья. Дистанционный тур длился 6 недель и представлял собой 6 видеозаданий с выполнением определенных работ. Для прохождения задания необходимо было просмотреть ролик до конца, ознакомиться с утверждениями, написанными под роликом, и проставить галочки напротив верных утверждений.

По итогам дистанционного тура было отобрано 100 лучших участников, которые и были приглашены на очный тур. К сожалению, приехать в этот раз смогли только 93 участника. В очном туре все задания были чисто практическими, да еще и на время. Теоретические вопросы также были предусмотрены, но только в качестве дополнительных к практической части.

Дорогу — лучшим!

Дистанционный тур

В дистанционном туре были следующие видеозадания:

  1. Замена тормозных дисков и колодок.
  2. Замена ремня ГРМ на двигателе 1.6BSE.
  3. Замена тормозной жидкости.
  4. Замена амортизатора.
  5. Замена свечей зажигания.
  6. Обслуживание компрессора кондиционера.

Одним из самых зажигательных моментов видеозаданий была замена ГРМ. Это такой своеобразный вид юмора, когда сначала ты вдоволь повозился с определенной работой, а потом смотришь, как точно такие же усилия прилагает кто-то другой. Вот вроде бы и сочувствуешь человеку, и в то же время осознаешь, насколько забавно ты сам смотрелся со стороны. В общем, кто откручивал опору ДВС на 1.6BSE – тот поймет.

Вторым по эмоциональному всплеску был ролик с заменой свечей. Моменты, когда новые свечи роняли в свечной колодец, а катушки зажигания фиксировали на свечках молодецким ударом кулаком сверху, вызвали самые искренние улыбки.

В целом же, по итогам опроса внутри нашего маленького автосервиса из двух человек, 50% опрошенных дали ответ «в предложенных заданиях было многовато утверждений, допускающих двоякую трактовку», а еще 50% ответили: «да нормальные вопросы, все хорошо». Угадать, какие из 50% опрошенных попали в очный тур, а какие отсеялись на дистанционном, предлагается самостоятельно. Мы только в очередной раз напомним, что несмотря ни на какую критику, сделать что-то — гораздо сложнее, нежели критиковать сделанное другими.

Очный тур

Ну, а вживую все было, разумеется, гораздо веселее и оживленнее. Сначала о прелюдии. Была организованы традиционные столы с чаем-кофе и легкими закусками, была фотозона с плакатом мероприятия, была организована мини-выставка от партнеров чемпионата, где можно было узнать о продуктах этой компании поподробнее. Также для участников был предусмотрен бесплатный обед в столовой техцентра, на территории которого проводилось мероприятие.

Первый час был отведен на сбор-регистрацию участников и возможность освоиться прибывшим. Потом с приветственным словом выступили организаторы, и, наконец, началось первое практическое задание.

Дорогу — лучшим!

Первое задание

Первое задание состояло из двух пунктов:

  • замена тормозного диска и колодки на стенде от ИЦ SMART;
  • измерение биения тормозного диска на этом же стенде.

Это задание выполняли все участники, группами по 10 человек, параллельно на десяти стендах. Норматив выполнения — 6 минут, если участник выполнял задание дольше — ему начислялись штрафные баллы.

По итогам выполнения 50 лучших участников перешли к следующему заданию. Наш участник, увы, не вошел в число этих счастливчиков, но поделился своими наблюдениями касательно первого задания.

Дорогу — лучшим!

1) Одно из самых острых впечатлений — работа в перчатках без пропитки. Это по нынешним временам скорее уже экзотика, от которой механики отвыкли. Без пропитки — они скользкие, и с непривычки это создает совершенно неожиданные трудности, например крайне неудобно выставлять правильный момент затяжки на динамометрическом ключе: корпус проскальзывает, и вместо десяти секунд на выставление момента можно затратить до минуты. В общем, если посчастливится пройти в очный тур в следующем году, обязательно приедем со своей экипировкой. Некоторые участники так и сделали или брали фирменные перчатки с пропиткой на стенде одного из партнеров чемпионата. Справедливости ради отметим, что многие участники, работавшие в простых хлопчатобумажных перчатках, успешно прошли в следующий тур — видимо, настоящему профи такие мелочи нипочем.

Дорогу — лучшим!

2) Еще один момент, привлекший наше внимание: на двух стендах из десяти скоба суппорта крепилась к поворотному кулаку болтами под обратный торкс (E-TORX). При этом на одном из двух стендов в предоставленном наборе инструментов соответствующих головок не оказалось. Вообще-то, конечно, не нашлось механика, который бы с этим не справился обычной шестигранной головкой, но вопрос остался, и мы обратились с ним к главному судье чемпионата. Оказалось все банально: головка исчезла с инструментальной тележки перед самым началом соревнования — видимо, была захвачена кем-то в качестве трофея. А чтобы инцидент не оказал драматического влияния на ход соревнования, оперативно было принято решение не начислять штрафные баллы за использование зубчатой головки в качестве заменителя. По словам судьи, почти все участники быстро сориентировались и не потеряли драгоценных минут — помогли опыт и смекалка.

Дорогу — лучшим!

Второе задание

Второе задание было измерительным и проводилось также на десяти постах. Лимит по времени был 5 минут, и за это время надо было:

  • Штангенциркулем измерить размеры подшипника — внешний диаметр, внутренний диаметр, ширину обоймы.
  • Специальным тестером оценить содержание влаги в нескольких образцах тормозной жидкости.
  • Микрометром измерить толщину шайбы ГРМ.
  • Мультиметром измерить сопротивление обмоток реле.
  • Мультиметром измерить напряжение АКБ.

По итогам этого задания отсеялись лучшие 25 человек, допущенные к следующему заданию.

Дорогу — лучшим!

Третье задание

Это задание выполнялось уже на пяти постах одновременно. Временной лимит составлял 10 минут, а выполнение задания контролировали по двое судей на пост.

Задание состояло из следующих этапов:

  • Измерить температуру замерзания охлаждающей жидкости рефрактометром.
  • Снять клапанную крышку с двигателя, снять указанную крышку распредвала, установить ее и затянуть болты крепления указанным моментом (с доворотом на указанный угол — для этого предоставлялся угломер). В качестве проверки умения читать документацию — сам болт и момент затяжки были указаны в выдержке из сервис-мануала на английском языке.
Дорогу — лучшим!
  • Исследовать состояние днища поршня и тарелок клапанов с помощью видеоэндоскопа. Здесь проверялось знание современных инструментов диагностики узлов без полной разборки двигателя. Как только участник брал зеркало-насадку для бокового обзора, присоединял к зонду и демонтировал в целом правильное владение видеоэндоскопом, этот этап считался выполненным, и можно было переходить к следующему.
  • Ответить на теоретические вопросы:
    • в каких системах Common Rail применяется клапан-ограничитель давления в топливной рампе?
    • зачем в Common Rail CP3 применен дозатор ZME?
Дорогу — лучшим!

Четвертое задание

Наконец, к финальному заданию были допущены десять человек, выполнившие предыдущее задание лучше всех. Задание представляло собой замену (снятие и установку) ремня ГРМ по предоставленной инструкции. Временных лимитов не выставлялось, но скорость была критически важна: на победу мог претендовать конкурсант, выполнивший процедуру одновременно корректно и быстрее остальных.

Несмотря на то, что доступ к приводу ГРМ был максимально удобным, сложности возникали и тут, поэтому не всем удалось приблизиться к наилучшему результату в 2 минуты 35 секунд, но даже последние в этом задании показали весьма впечатляющее время выполнения.

Дорогу — лучшим!

Награждение

Наконец, все участники выполнили задания, и наступил волнительный период ожидания результата. Пока организаторы считали баллы и определяли победителей, в качестве энергетического заряда для участников было подано выступление шоу-балета «NelliDance». Все три отработанных номера радовали бодростью и энергией, а тот факт, что ни одна из выступающих девушек не попала шпилькой туфли в решетку водостока в ремзоне, лишний раз свидетельствует об их профессионализме.

Дорогу — лучшим!

Уверены, на танцевальных аналогах конкурса «Лучший автомеханик» эти девушки занимают только первые места. Также твердо уверены и в том, что на тех конкурсах никакие механики не выступают с ремонтом двигателей, чтобы разбавить приевшиеся взгляду танцы. Заканчивая тему шоу-балета, до сих пор интересна реакция представительниц коллектива, когда им озвучили место, в котором необходимо танцевать. Увы, на этом чаще всего и заканчивается пересечение миров авторемонта и танцев.

Дорогу — лучшим!

После музыкальной паузы организаторы приступили к вручению призов от партнеров чемпионата. Вначале разыгрывались подарки по регистрационным номерам: их случайным образом доставали из специальной коробки. Чтобы исключить ангажированность, к выбору бумажек с номерами привлекли одного из юных зрителей — 10-летнего Станислава Солонкина, прилетевшего на чемпионат вместе с папой из Магадана. К слову, в этом году в финале приняли участие сразу трое лучших механиков с Дальнего Востока, в том числе сотрудник федеральной сети «Гиперавто» из Владивостока.

Таким образом разыгрывалось множество призов, от скромной кепки до новенького фирменного костюма автомеханика, беспроводной колонки, динамометрического ключа или даже целого стенда для проверки свечей зажигания от компании NGK-NTK. По словам организаторов, такой стенд производится только для внутренних нужд компании NGK-NTK и не продается, поэтому является поистине уникальным призом.

Дорогу — лучшим!

После того, как всем участникам была выдана награда за участие, на сцену пригласили Марка Семеновича Подольского, гонщика и легендарного автомобильного комментатора. Его великолепно поставленный голос громогласно и торжественно провозгласил двадцатку лучших, и, честное слово, сам факт произнесения имени ТАК — уже достаточная награда для любого, связанного с отраслью. Но, конечно, этим награды не ограничились: каждый из двадцатки лучших получил специальные призовые наборы от организатора и партнеров.

На пьедестале разместились следующие участники:

  1. РЕПЕТУЕВ Дмитрий / независимый автомеханик, пос. Власиха, Московская обл.
  2. ЕКИМЕНКО Сергей / ГК «АвтоСпецЦентр» Каширка, г. Москва.
  3. КОНЕВ Александр / Garage.76, г. Ярославль.
Дорогу — лучшим!

Наш участник, увы, занял скромное 88-е место. Довольствуемся тем, что есть, и вспоминаем слова организаторов: каждый, кто вышел в финал, уже по факту победитель. А шанс стать лучшим никуда не пропадает, ведь впереди новые чемпионаты. Будем надеяться — еще лучше и насыщенней, ведь предела совершенству нет, как, очень похоже, и энтузиазму организаторов. Спасибо им за конкурс, и ждем новой встречи в 2022 году!

Дорогу — лучшим!

Регистрация на Чемпионат-2022 открыта: https://ecsmart.ru/competition/

Комментарии

Еще никто не оставил свои комментарии. Ваш комментарий будет первым.

отправить
Рекомендованные статьи