пространство
профессионалов
авторемонта

Land Rover — судьба автомобильной золушки

1 сентября 2008, Михаил МАШИН

Сегодня у автолюбителей всего мира название Land Rover прочно ассоциируется с роскошным полноприводным внедорожником, который одинаково свободно чувствует себя в самых различных стихиях: и на безупречном полотне асфальтовой трассы, и на рыхлых ухабах непроходимых загородных проселков. Однако в самом начале пути, ровно 60 лет назад, никто не мог и предположить, до каких высот поднимется марка.

События, с которыми сопряжено появление и развитие бренда Land Rover, очень сильно напоминают хорошо всем известную сказку о Золушке. Или не менее популярную историю о гадком утенке. С одним лишь отличием: главным героем в них выступает не живое существо, а машина.

Судите сами. Место начала событий без какого-либо преувеличения можно образно назвать и захудалым птичьим двором, и убогим домиком лесника: послевоенная промышленность Великобритании напоминала не менее жалкое зрелище. «Пасынок» компании Rover угловатый Land Rover был совершенно непохож на своих старших собратьев  красивые и комфортабельные городские автомобили. А потому в полной мере испытал и насмешки, и упреки в вычурности и безвкусной простоте. Но со временем этот «гадкий утенок» из Солихалла (в г. Solihull расположилось производство новинки) превратился в неописуемого красавца-лебедя, слава о котором прогремела на всю планету. Вершиной же инженерно-творческой мысли стала модификация Range Rover – настоящая принцесса автопрома, удостоенная высочайшей чести: экспонирования в музее музеев Лувре в качестве шедевра автомобильного искусства!

Как говорится: сказка ложь, да в ней намек… И потому давайте познакомимся с этой сказкой поближе.

Мир вашему дому

Как только отгремели последние бои кровопролитнейшей из войн, в исстрадавшейся Европе сразу встал вопрос о налаживании мирного строительства. Возрождение промышленности первостепенная задача. Для Великобритании она осложнялась тем, что находящемуся в изоляции островному государству чрезвычайно важно было восстановить обширный экспорт, на котором держалась вся экономика страны. А потому основные усилия правительства были направлены на поддержку предприятий, продающих свою продукцию за рубеж. Одной из мер этой поддержки было введение строгих квот на распределение дефицитной листовой стали.

Несомненно, такая мера очень больно ударила по британским автопроизводителям. Владельцы автозаводов оказались перед выбором: либо выпуск машин, реализация которых целиком и полностью осуществлялась бы за границами Королевства, либо поиск нового сырья для своих нужд.

К тому моменту в распоряжении компании Rover находился завод в Солихалле, ориентированный на изготовление стратегической продукции. По окончании войны заказы на нее резко сократились, и потому производственные мощности предприятия оказались мало востребованными. Их нужно было срочно загрузить хоть чем-нибудь, приносящим прибыль.

Вот в таких условиях зарождалось производство автомобиля, в последствии ставшего законодателем моды в сегменте комфортабельных транспортных средств формулы 4 х 4.

Гениальная идея

Ключевыми фигурами в появлении Land Rover бесспорно являются браться Вилксы: Морис и Спенсер (Maurice и Spencer Wilks). Младший  Морис, работавший тогда техническим директором Rover,  все свое свободное время проводил в небольшом поместье в Энглси, где в качестве подручного гужевого, транспортного, а заодно и землеобрабатывающего средства использовал очень ему нравившийся американский Jeep Willys. Машинка была что надо: неприхотливая, выносливая, в меру консервативная и совершенно простая.

«А не сконструировать ли нам и для старушки Британии нечто подобное?»  задались сакраментальным вопросом родственники. И не беда, что со сталью напряженка, зато невостребованного алюминия после войны осталось пруд пруди. Он легок в обработке, мягок, а его малый вес и высокая коррозионная устойчивость лучше всего подходят автомобилю, предназначенному для эксплуатации в тяжелых условиях. Благо, производственные мощности в Солихалле простаивают.

Сказано  сделано. Уже к лету 1947 г. появился первый прототип будущего Land Rover, оснащенный 4-циллиндровым двигателем, мощностью 50 л. с., предназначавшимся для легковушки Rover. Все было хорошо в этом прототипе, в принципе его можно было уже пускать в серию, но лишь одна деталь останавливала инженеров: расположение руля посередине. История не сохранила имени автора столь экстравагантной идеи. После продолжительных раздумий от нее было решено отказаться. В таком виде Land Rover, конечно же, больше походил на примитивного «друга всех британских фермеров», почти как настоящий трактор. Собственно на это и был сделан расчет при его проектировании, но руль посередине даже для такого «друга»  это все-таки перебор.

Уже в более цивилизованном, «городском» образе с рулем на положенном месте в апреле 1948 г. Land Rover презентовали посетителям Амстердамского автосалона. С этой даты и начался отсчет официальной истории внедорожника. Первая версия модели, подозрительно похожая на Willys‑Overland, предлагалась в единственном варианте: открытый кузов на коротком шасси. Дополнительными, как сейчас сказали бы, опциями были… плуг, борона и прочие навесные земледельческие орудия.

Замысел братьев сработал. Пауза, вызванная шоком,  неужели «Джипы» делают уже и в Европе, затянулась ненадолго. Через два года с конвейера сходило уже более 15 000 машин, что превышало производство седанов «материнского» Rover в два раза. А к десятилетнему юбилею марки выпуск был доведен до 30 000 экземпляров в год.

Так, буквально «на коленке» из оставшегося после войны хлама на потерявшем всякую рентабельность предприятии создавалась легенда. Солидными дельцами от автопрома алюминиевая машина не воспринималась всерьез: разве может такой мягкий металл соперничать со сталью. Знали бы они, насколько прозорливым окажется решение мистеров Вилксов! В далеком 1948 г. им было невдомек, что к концу века именно алюминий откроет перед автопроизводителями новые возможности не только визуального, но и технологического дизайна.

Красота спасет… фабрику

Land Rover, как бы его в дальнейшем ни модернизировали, так и оставался бы утилитарным трудягой, единственный удел которого  непроходимое бездорожье и грубые объятья сильных духом военных или фермеров, если бы не американские конкуренты.
К концу 60‑х  началу 70-х гг. за океаном все чаще стали появляться не просто бескомпромиссные вездеходы, но автомобили, способные предложить своему владельцу одинаково удобное передвижение и по загородным проселкам, и по асфальтированным шоссе. Причем такое совмещение функционала не шло в ущерб их динамическим характеристикам.

Чтобы выжить, британцам ничего не оставалось, кроме как нанести ответный удар дяде Сэму. И этот удар удивил всех. Вместо усовершенствованной модификации привычного «Лэнда» на суд публики была представлена практически новая машина  Range Rover. Не вдаваясь в технические тонкости, отметим лишь, что причиной успеха во многом стало сохранение «лестничного» шасси, обеспечивающего надежность и долговечность в совокупности с длинноходной пружинной подвеской, вместо традиционных рессор. И, конечно, безупречно мощный двигатель  V-образная «восьмерка», объемом 3,5 л.

17 июня 1970 г. состоялась премьера очаровательной принцессы  Range Rover, в которую превратилась Золушка  and Rover. Живописать этот автомобиль можно бесконечно: настолько элегантным и пленительным он получился. Главное же то, что вместе с появлением первого «Ренджа» появился и новый тип авто  комфортабельный внедорожник для жителей привилегированных кварталов. Вот так одним махом Land Rover въехал из деревни в элитные микрорайоны.

Дальнейшее уже практически современность. Наметившаяся в 80-х тенденция к четкой сегментации вынудила автопроизводителя перевести старичка Land Rover в новое качество. В 1989 г. он трансформировался в семейный полноприводный автомобиль и получил название Discovery. А классический базовый вездеход, с которого все началось, с 1990 г. станут именовать Defender. За 60 лет своей истории он претерпел минимум изменений, его экстерьер и в наши дни напоминает угловатого «отшельника» конца 40-х. Но он безупречен и до сих пор считается лучшим полноприводным внедорожником, задавая высокие стандарты качества подобных транспортных средств.

Кстати, и другие модели Land Rover отличает бесподобное чувство стиля и узнаваемость. Какими бы лихими путями ни плутала дизайнерская мысль, какие бы смелые идеи ни предлагались, в городском потоке вы всегда узнаете Land Rover в любом из его воплощений.

Взять хотя бы самого «молоденького» из «Лэндов» – Freelander. Появившись на свет в 1997 г. он сразу громко заявил: несмотря на свою компактность, я все равно Land Rover. Заняв нишу автомобилей для активного отдыха, он продемонстрировал потрясающие способности.

Land Rover  это мир

Отдельных слов заслуживает стремление марки не просто создавать и продавать машины, но и втягивать всех своих почитателей в удивительную игру. Игру под названием «почувствуй вкус приключений». Без этой игры просто невозможно представить себе Land Rover. На протяжении многих лет ей с неподдельным удовольствием предаются тысячи и тысячи людей во всем мире. Им предлагается специальный курс Land Rover Experience, помогающий освоить технику и понять принципы вождения в условиях бездорожья. Первый такой курс был организован еще в середине 60‑х на базе специального испытательного полигона, где тестировались автомобили. Теперь он охватывает 20 центров в 17 странах. По результатам успешного прохождения выдается международный сертификат.

Ну а для тех, кто привык жить на грани возможного, кому любопытно поменять предсказуемый городской уют на риск дальних странствий, существует глобальное соревнование Land Rover G4 Challenge. Его основа  авантюрный дух путешествий, пленяющий магнетизмом неведомого. Каждый участник становится в известной степени первопроходцем и даже первооткрывателем, пионером непокоренных земель.

Впервые соревнование Land Rover G4 Challenge было успешно проведено в 2003 г. Как говорится в официальном релизе: «на старт состязания выходят 18 мужчин и женщин из разных стран, которые соревнуются в оперативном принятии стратегических решений, выносливости, умении управлять автомобилем на бездорожье и искусстве владения различными видами спорта. Работая в командах, состоящих из представителей двух стран, участники демонстрируют свои возможности на маршруте, пролегающем через четыре страны».

Буква G обозначает глобальность мероприятия: в нем участвуют представители 18 стран мира. 4 это соответственно число последовательных недельных этапов приключения с интереснейшими элементами 4 х 4 в труднопроходимых удаленных районах экзотических стран.

Но вернемся к автомобилям. Нынешние времена не самые сладкие для Land Rover. За последние 15 лет он трижды менял хозяев. Что ждет марку в дальнейшем, сказать трудно. Однако очевидно одно. Она обязательно должна остаться верной себе. Это же поразительно, в ситуации, когда буквально каждый автопроизводитель стремится во что бы то ни стало расширить свой модельный ряд, заняв очередной сегмент рынка, Land Rover сохраняет свои позиции всего с пятью моделями всего в одном классе  полноприводные автомобили! Но какие это модели! Мечта для любителей приключений и странствий. Land Rover уже давно перестал быть просто автомобильным брендом. Land Rover  это образ жизни, погоня за неизвестностью, попытка заглянуть за грань привычного мира. Все это вселяет надежду в дальнейшее процветание марки. 

Поделиться:

Комментарии

Еще никто не оставил свои комментарии. Ваш комментарий будет первым.

отправить

Рекомендованные статьи

9 сентября 2020, Антон ПРИТЫЧКИН, Андрей КУДРЯШОВ

Локальный ремонт

8 сентября 2020, Андрей Монов

100 лет назад на СТО