ЕГР в автомобиле
27 февраля 2023
Клапан системы рециркуляции отработавших газов (он же «ЭГР» или ЕГР/EGR) - устройство, позволяющее выхлопам завершить процесс циркуляции в выпускной системе. Возврат в систему от 5 до 15 % отработанных газов способствует более эффективному сгоранию дизельного и другого топлива, охлаждению выхлопа. Немаловажным аспектом исправной работы ЕГР является экономия бензина или дизельного топлива. Таким образом, этот клапан является частью современного подхода к ДВС, заключающемуся в стремлении к максимально эффективному расходованию топлива и снижению выделения вредных веществ в атмосферу.
Удаление клапана EGR в дизельных двигателях считает допустимым большое количество людей, включая экологов. Удаление системы ЕГР в дизелях приводит к увеличенному уровню NOx, однако углеводородные выделения, выбросы макрочастиц (сажа), СО и CO₂ существенно уменьшаются.
Основной враг ЕГР – плохое масло и нестабильное качество топлива. Скорее, это относится к дизельным движкам, но и бензиновые могут быть под угрозой.
По статистике, дизельные машины из-за вышедшего из строя ЕГР обращаются в сервис в 80% случаев, тогда как бензиновые – всего 20%. И логика в этом есть - сажи в солярке больше.
- Вакуумный клапан. В “классическом” исполнении ЕГР использует давление газов, в качестве побуждающей к действию силы. По мере прогревания мотора машины, он начинает открываться, отправляя часть выхлопов в камеру сгорания цилиндра, а по мере замедления и остановки автомобиля, происходит обратный процесс.
- Электронный клапан. Это современное решение, заслонка которого управляется электронным блоком управления, на основании данных с лямбда - зонда и других датчиков, из-за чего двигатель сжигает на 10 - 25 % меньше кислорода, за счёт вторичного использования отработанных газов машины.
Признаки неисправности клапана рециркуляции отработанных газов
Сам по себе, каждый из симптомов может проявляться и при неисправности других механизмов и систем, но их сочетание заставляет пристальнее приглядеться к состоянию EGR. К тревожным признакам относятся:
- на приборном щитке автомобиля появляется индикация “Check Engine”;
- резкая потеря мощности (или наоборот - ускорение) при равномерном движении и отсутствие адекватной реакции на педаль акселератора;
- пропуски зажигания при запуске двигателя машины;
- посторонние шумы (гул, вибрация) на холостых оборотах;
- появление запаха и выхлопа в салоне машины.
На 100 % убедиться в причине этих проблем можно в условиях СТО или мастера, обладающего соответствующим опытом и диагностическим сканером.
Ремонт ЕГР
Ресурс ЕГР составляет 80000 - 120000 км пробега, в зависимости от модели автомобиля. В наших условиях распространены три варианта решения проблемы неисправного ЕГР.
- Очистка ультразвуком. Щадящий метод, заключающийся в погружении устройства в специальный раствор и очиститель. Используют и моющие средства, способные разрушать зольные отложения без специализированных устройств. Первый способ, естественно, более эффективен.
- Замена клапана ЕГР. Замена любого вышедшего из строя элемента машины - решение сколь очевидное, столь и недешёвое. Все “экологичные” узлы и агрегаты - достаточно дорогие девайсы.
- Обходные варианты. В условиях ограниченного бюджета, на помощь могут прийти неоригинальные запасные части (многие из них вполне себе рабочие варианты) и “маленькие хитрости”, например, перепрошивки ЭБУ и, в частности - “заглушка” клапана рециркуляции.
Конечно, лучше всего не доводить до крайностей и проверять состояние ЕГР во время периодических техобслуживаний автомобиля. Своевременная очистка этого элемента конструкции автомобиля - не только проявление экологической сознательности, но и вполне себе утилитарная забота о производительности автомобиля в целом, что в первую очередь положительно отражается на расходе дизельного и иного топлива и ресурсе двигателя.
Здоровья вам и вашему автомобилю. Удачи на дорогах.
Еще никто не оставил свои комментарии. Ваш комментарий будет первым.