26 декабря 2024,
18:12
Москва

Катализатор автомобильный для чего он нужен

2 февраля 2023

Катализатор автомобильный для чего он нужен

Как устроен катализатор в машине и стоит ли пытаться сэкономить на его замене? Давайте разберёмся.

Если влияние человеческой цивилизации на климатические изменения вопрос до сих пор дискутируемый, то вред здоровью и окружающей среде от выхлопов двигателей внутреннего сгорания - факт, не нуждающийся в дополнительных подтверждениях.

Контроль уровня содержания CO₂ и крайне токсичных соединений азота, уже давно, не роскошь, а требование законодательства в большинстве цивилизованных стран? Букет канцерогенов и ядов, содержащихся в выхлопе автомобиля дополняется окислами свинца, сажей, альдегидами и прочими агрессивными для здоровья и экологической обстановки соединениями.

Борьба за снижение токсичности выхлопа идёт по нескольким направлениям - повышение КПД мотора, а значит более полное сжигание топлива. Тем не менее, тяжелые металлы, азот и углекислый газ образуются даже при самом эффективном рабочем цикле, а значит, эти вещества надо улавливать и утилизировать до момента их попадания в атмосферу. В результате прохождения выхлопов через катализатор в машине, большая часть опасных химических соединений переходят в химически нейтральную форму, и они становятся относительно безвредными.

Как устроен катализатор

Как устроен каталитический нейтрализатор

Собственно сам термин - каталитический нейтрализатор говорит нам о принципе его работы и назначении. Катализатор - это вещество, ускоряющее процесс химической реакции. Лучшие катализаторы - это, как правило, соединения “благородных”, редкоземельных и щелочных металлов, отсюда и относительно высокая стоимость этого автомобильного девайса. Чем больше площадь соприкосновения между каталитической поверхностью и CO₂, тем эффективнее протекают реакции, поэтому, изнутри активный элемент катализатора представляет собой керамические или металлические соты с нанесенными на них покрытиями соединений иридия, палладия или родия. Такая конструкция позволяет обеспечить сочетание компактности и функциональности. Современные катализаторы автомобиля являются трёхкомпонентными, и состоят из элементов улавливающих оксиды азота и CO₂, а также датчика (лямбда - зонда), анализирующего состав газов на выходе и передающего информацию на бортовой компьютер машины.

Логично, что катализатор-нейтрализатор интегрирован в систему выпуска отработанных газов машины. Ну а где ему собственно ещё располагаться?

Катализатор в автомобиле

Катализатор в автомобиле. Оригинальный, универсальный или обманка?

Учитывая относительную дороговизну катализаторов, некоторые гаражные “специалисты” предлагают исключить катализатор из схемы, мотивируя это тем, что раньше ездили без всяких нейтрализаторов и ничего страшного не происходило. Конечно, сложить в голове 2+2, и понять, что неблагоприятная среда мегаполисов была во многом связана именно с огромным выбросом ядовитых выхлопов в атмосферу, этим мастерам не с руки. Но даже если отбросить фактор ответственности за экологическое здоровье планеты, подобные эксперименты влекут ряд неблагоприятных последствий не только для природы, но и для владельцев машин.

  • Так или иначе, для более - менее корректной работы мотора нужно обмануть бортовой компьютер машины. Иллюзия достигается двумя способами - перепрошивкой последнего или установкой дополнительной проставки перед датчиком, в результате чего лямбда-зонд улавливает больше кислорода. Для обмана покупателя на вторичном рынке, в корпус катализатора инсталлируют пламегаситель.
  • Однако стоит помнить, что все эти ухищрения легко вскрываются на стенде при прохождении ТО, покидать который “хитрому” владельцу машины придётся уже на эвакуаторе.
  • Подобные эксперименты однозначно трактуются как вмешательство в заводскую конструкцию авто, что не только не поощряется органами технического контроля, но и может повлечь отказ в гарантийном обслуживании от дилера.
  • Кустарные перепрошивки ЭБУ снижают ресурс двигателя машины и существенно увеличивают расход топлива.

Для законопослушных и ответственных, но желающих сэкономить автовладельцев, рынок предлагает универсальные, то есть унифицированные под целый ряд моделей, универсальные катализаторы. Это лучше чем народное творчество, но однозначно хуже, чем родной девайс. Только с фирменным катализатором можно рассчитывать на работу двигателя машины в соответствии с заводскими настройками. Также можно установить новые соты в старый корпус, но за это берётся далеко не каждый специалист, да и стоимость такой услуги не всегда демократична.

Автомобильный катализатор. Причины и симптомы выхода из строя

Выхлопные газы - весьма агрессивная среда. К сожалению, выгорание рабочего слоя катализатора и разрушение сот - неизбежные процессы. Производители декларируют рабочий ресурс нейтрализаторов в 100 и даже 150 тыс. км. Однако наша суровая действительность сокращает этот показатель до 50 - 90 тыс. пробега автомобиля. По времени, это примерно 3-5 лет, в зависимости от интенсивности эксплуатации машины. В дизельных моторах, катализатор убивают зимние присадки, а в бензиновых - соединения свинца, за счёт которых увеличивается октановое число топлива.

Катализатор не выходит из строя одномоментно, подавая водителю сигналы о своём “нездоровье”.

Неисправный катализатор

Признаки неисправности катализатора выхлопных газов автомобиля

  • Сбои в работе двигателя машины. Разрушение сот катализатора приводит снижению пропускной способности системы отвода отработанных газов. Естественно, двигатель начинает задыхаться, что выражается в снижении разгонной динамики, рывках, “троении” и общем снижении мощности мотора.
  • Посторонние шумы. Если сразу после пуска двигателя или на высоких оборотах слышится характерный грохот, есть повод заподозрить обрушение сот нейтрализатора. Этот шум может проявиться как ранний симптом, или параллельно с другими, что облегчает диагностику.
  • Индикация на панели приборов. Конечно, “Check Engine” загорается при любых сбоях электроники и неисправностях двигателя автомобиля. В нашем случае, диагностическое сканирование показаний лямбда-зонда расставит всё по своим местам.
  • Характер выхлопа из трубы глушителя. При нормальной ситуации, напор струи выхлопных газов имеет пульсирующий характер, соответствующий срабатыванию выпускных клапанов. Ровный и ослабленный характер выхлопа косвенно свидетельствует о выходе из строя элементов катализатора. Оценивать характер выхлопа стоит на прогретом двигателе, так как сам процесс каталитической нейтрализации токсичных элементов запускается при достижении мотором температуры в 300 С.

Ответственные автовладельцы меняют отработавший свой срок катализатор, на универсальный, но лучше на соответствующий модели авто, фирменный девайс. Те, кому безразличны состояние окружающей среды, а также ресурс и корректная работа мотора машины, пускаются во все тяжкие “гаражного креатива”.

Здоровья вам и вашему автомобилю и удачи на дорогах.

Комментарии

Еще никто не оставил свои комментарии. Ваш комментарий будет первым.

отправить
Рекомендованные статьи