ТНВД устройство
23 февраля 2023
Топливный насос высокого давления (ТНВД) обеспечивает строго дозированную подачу топлива в форсунки бензинового или дизельного двигателя строго в определённый момент времени. ТНВД - агрегат эффективный, но требовательный, поэтому покупать дешёвую солярку у механизаторов - так себе идея. На бензиновых моторах с прямым впрыском нагрузки на ТНВД существенно ниже, что продлевает его рабочий ресурс, по сравнению с дизельным. Если рабочий диапазон для ТНВД дизельных моторов от 15 до 200 МПа, то для бензиновых - от 3 до 11 МПа.
Принцип работы ТНВД дизельного двигателя
Основной принцип работы ТНВД дизельного двигателя сводится исключительно к созданию сверхвысокого давления дизельного топлива. Полное сгорание его в рабочих цилиндрах двигателя обеспечивает получение максимальной мощности дизеля, который работает на солярке.
Типы ТНВД дизельного и бензинового двигателя
В современных автомобилях момент подачи солярки рассчитывается и управляется электронным блоком управления (ЭБУ). На основании данных, поступающих с многочисленных датчиков. Более ранние конструкции ТНВД предполагали механическое управление, сопряжённое с коленчатым валом.
Плунжеры могут работать различными способами, и по этому принципу ТНВД бывают механическими, пневматическими и гидравлическими.
- Механизмы непосредственного действия - это ТНВД, в котором процессы нагнетания и впрыска рабочей жидкости происходят одновременно под действием плунжеров с механическим приводом.
- Аккумуляторные механизмы подразумевают наличие приводного вала.
- Многоплунжерные ТНВД. Принцип в таких конструкциях следующий: каждая плунжерная пара обеспечивает подачу топлива в свой цилиндр. По аналогии с моторами, насосы бывают в рядном и V-образного исполнений.
- Распределительные ТНВД. Такие решения характерны для бензиновых двигателей, так как не рассчитаны на сверхвысокие цифры давления, свойственные дизелям. В насосах распределительного типа один или два (в зависимости от мощности двигателя) плунжера подают соляру в несколько цилиндров.
- Распределительные ТНВД более компактны и точны в плане подачи солярки.
- По принципу привода кулачков распределительного механизма, распределительные ТНВД бывают:
- Торцевые (аксиальные) - наиболее распространённый конструктивный вариант, подразумевающий одну плунжерную пару, в которой поршень совмещает работу возвратно-поступательных движений с вращением вокруг своей оси. Работа поршня вдоль гильзы выполняет сжатие рабочей жидкости, тогда как вращение обеспечивает открытие и закрытие каналов, соединенных с форсунками.
- Роторные (внутренние кулачковые) - принцип работы роторного привода схож с торцевым: вращение вала обеспечивает перемещение башмаков по поверхности шайбы, и они вдавливаются в пазы, толкая поршни и сжимая топливо. Затем оно подается на распределитель и далее к форсункам.
- Common Rail (ТНВД магистрального типа). Конструкция предполагает аккумуляцию топлива в так называемой рампе и наличие до трёх плунжеров, что позволяет достигать высоких уровней работы давления.
- Внешний привод не нашёл широкого применения из-за “капризности” этого конструкции.
Неисправности ТНВД
Основными причинами выхода из строя насосов высокого давления являются плохое качество топлива и выработка агрегатом своего ресурса. Симптоматика возникающих проблем сходна с неисправностями системы охлаждения, зажигания и т.п.:
- повышенный расход;
- сбои в работе двигателя на низких оборотах;
- нестабильный запуск;
- перегрев двигателя;
- протечки;
- ухудшение динамики разгона;
- появление копоти в выхлопных газах (почернение дыма);
- посторонние звуки из подкапотного пространства.
Диагностику лучше проводить на стенде в СТО. Как мы уж говорили, ТНВД - устройство с высокой точностью изготовления, и ремонтировать его в кустарных условиях нецелесообразно.
Здоровья вам и вашему автомобилю. Удачи на дорогах.
Еще никто не оставил свои комментарии. Ваш комментарий будет первым.