Не навреди: как выбрать моторное масло, которое не убьет двигатель
1 декабря 2025

Выбор моторного масла кажется простым, но ошибка может стоить дорого. Эта инструкция поможет вам принять взвешенное решение, опираясь не на рекламу, а на технические требования и реальное положение дел на рынке.
1. Определите категорию (по системе API - Американский институт нефти) — главный приоритет
Это ключевой параметр, указывающий на соответствие масла современным стандартам работы двигателя (экология, защита от износа, стойкость к образованию отложений).
- Что искать: на канистре ищите обозначение вида API SP, SN, SN PLUS. Буква «S» (Service) означает масло для бензиновых двигателей. Чем дальше вторая буква от начала алфавита, тем стандарт новее.
- Золотое правило: нельзя использовать масло с категорией ниже, чем рекомендовал производитель авто. Например, если в мануале указано SN, можно лить SP (более новое), но нельзя SM (более старое).
- Важный нюанс: современные масла высшей категории (например, API SP) обратно совместимы. Их можно без опасений лить в более старые двигатели, для которых они формально не требуются. Это безопасный выбор «с запасом».
- Что делать, если нет рекомендаций? Учитывая текущую ситуацию, отсутствие одобрения конкретного автопроизводителя на упаковке российского масла часто связано не с качеством, а с политическими причинами. В этом случае категория API является основным объективным критерием.
2. Выберите правильную вязкость (SAE) — основа работы мотора
Этот параметр (например, 5W-30) показывает, как масло ведет себя при низких и высоких температурах.
- Первая цифра (до W — Winter): чем она меньше, тем легче холодный пуск. Масла 0W-XX — лучший выбор для русской зимы.
- Вторая цифра (после W): указывает на высокотемпературную вязкость. Менять ее самовольно — главная ошибка.
Заливать менее вязкое (20 вместо 30) опасно для старых и изношенных моторов. Не создаст нужной защитной пленки, приведет к повышенному расходу масла на угар и износу.
Заливать более вязкое (40 вместо 30) опасно для современных турбодвигателей с тонкими масляными каналами. Может привести к масляному голоданию, повышенному трению, перегреву и даже заклиниванию.
Мнение эксперта
- Самый частый вред двигателю наносят не "плохие" масла, а неправильно подобранная вязкость. Водители, наслушавшись мифов, льют "пятидесятку" в современный турбомотор, чтобы "не текло", и убивают его за 10-15 тысяч км. Или наоборот — заливают "нулевку-двадцатку" в старую "восьмерку", а потом удивляются, куда девается масло. Руководствуйтесь мануалом, а не советами из гаража, - говорит Сергей Калинин, ведущий инженер-моторист сети специализированных СТО.
3. Подберите бренд, которому можно доверять
Рынок изменился, и подход к выбору марки тоже.
1. Безопасный выбор — крупные российские бренды: «Лукойл», «Газпромнефть», «Роснефть» (Sintec). Их масла поставляются на конвейеры и в официальные сервисы. Риск подделки минимален. Используйте онлайн-подборщики на сайтах этих компаний.
2. Проверенные импортные марки: такие бренды как Fuchs, Addinol, Ravenol, Mannol имеют стабильные поставки и хорошую репутацию.
3. Красный флаг — "бренды-призраки": избегайте многочисленных неизвестных марок с подозрительно низкой ценой. Их качество непредсказуемо.
4. Осторожно с "оставшимися" премиум-брендами (Shell, Mobil): высок риск нарваться на контрафакт или старый, неправильно хранившийся товар.
4. Запомните правила смешивания (аварийный протокол)
- Можно: в критической ситуации в дороге долить ЛЮБОЕ масло, чтобы доехать до сервиса. Лучше неидеальная смесь, чем работа без масла.
- Нельзя: эксплуатировать двигатель на постоянной основе на смеси масел разных категорий и вязкостей. При первой возможности полностью замените масло и фильтр.
1. Открыть руководство по эксплуатации автомобиля.
2. Найти рекомендованные спецификации (например, API SN и выше, вязкость 5W-30).
3. Выбрать масло от крупного российского производителя или проверенного импортного бренда, соответствующее этим параметрам.
4. Проверить канистру на наличие признаков подделки (нечеткая печать, кривая этикетка, подозрительно низкая цена).
5. Не экспериментировать с вязкостью!
Еще никто не оставил свои комментарии. Ваш комментарий будет первым.