24 часа Ле-Мана: дебют "Львов", окончившийся скандалом!
19 августа 2024
Вплоть до начала 30-х годов Франция была крупнейшим производителем автомобилей в мире, а Peugeot – ведущим французским автопроизводителем. Peugeot самой историей было предначертано принять участие в «24 часа Ле-Мана».
Фактически дав жизнь автоспорту, начав выступать с самых первых автомобильных соревнований, к 20-м годам XX века автомобили Peugeot в разные годы побеждали на всех гонках планеты. В активе марки была и уникальная победа: Peugeot был единственным европейским автомобилем, выигравшим культовую американскую гонку "Инди 500", причем одержавший здесь победу три раза (1913, 1916 и 1919 г.г.). В следующий раз европейский автомобиль победит в Индианаполисе только в 1965 году, через 46 лет после Peugeot. Эту победу завоевал Lotus 38 под управлением легендарного Чемпиона Формулы 1 Джима Кларка.
Понаблюдав за реакцией публики и прессы на недавно появившийся в Ле-Мане суточный марафон, в 1925-м на Peugeot приняли положительное решение – выступать! И первое участие Peugeot в «24 часа Ле-Мана» в 1926-м окончилось грандиозным скандалом.
Для дебюта в марафоне были выбраны два мощных спорткупе Peugeot Type 174S. Эта модель выпускалась с 1922 по 1928 г., и к тому моменту уже имела на своем счету несколько блестящих побед в «Гран-при Страсбурга», «Тарга Флорио», «Гран-при ACF» и «24 часа Бельгии». Автомобиль оснащался "бесклапанным" бензиновым двигателем системы Найт (Knight) конструкции инженеров Арто и Дюфрена, перешедших на работу в Peugeot из компании Габриэля Вуазена. Газораспределение в этом двигателе осуществлялось не привычными тарельчатыми клапанами и распределительным валом, а цилиндрическими золотниками. При 4-х цилиндрах и 3828 см3 рабочего объема его мощность составляла 85 л.с. при 1800-2000 об/мин коленчатого вала. Для участия в «24 часа Ле-Мана» двигатель форсировали до 100-110 л.с., оснастили мощным электростартером и усиленными системами зажигания, охлаждения и смазки. Трансмиссия состояла из 4-ступенчатой МКПП с однодисковым фрикционным сцеплением, карданного вала и заднего моста с косозубым редуктором и коническим дифференциалом. Кузова Type 174S для участия в марафоне получили небольшие аэродинамические доработки, из 4-дверных «торпедо» фактически превратившись в полузакрытые купе. В результате доработок и улучшений, гоночные Type 174S, изначально развивавшие максимальную скорость 110 км/ч, увеличил ее до 135 км/ч.
Экипажи Peugeot состояли из опытных заводских пилотов-испытателей Андре Буйо (André Boillot) и Луи Ригаля (Louis Rigal) на Type 174S под стартовым номером «2», и ветеранов автогонок Луи Вагнера (Louis Wagner) и Кристиана Доверня (Christian Dauvergne) на Peugeot под номером «3».
Команде Peugeot предстояло встретиться с опытными Bentley Boys на быстрых Bentley Speed4 Super Sport, с соотечественниками и действующими победителями Ле-Мана на новейших Lorraine-Dietrich B3-6 Sport, легко достигавших 150 км/ч, с итальянцами на быстрых и легких OM Tipo 665S и поспорить с заокеанской командой на мощнейших американских Willys-Knight 66 Great Six.
Сразу со старта Peugeot взяли отличный темп и экипаж №2 вышел вперед, к концу первого круга опережая заводские Bentley Клемента и Дэвиса на 300 метров, а на 2-м круге побил предыдущий рекорд времени прохождения круга трассы. После первой волны пит-стопов на 20-21 кругах только Bentley и Lorraine-Dietrich могли составить конкуренцию Peugeot, попеременно обгоняя «новичков», но быстро теряя преимущество. На 26 круге Bentley под управлением Даллера обогнал Peugeot №2 Ригаля и начал увеличивать отрыв, но спустя 20 минут не удержался в повороте «Арнаж» и потерял лидерство, застряв на песчаной обочине. Выкапывая из песка автомобиль, Даллер снял шлем, а езда без шлема была запрещена и грозила дисквалификацией. В поисках шлема англичанин потратил уйму времени, после чего, вернувшись, обнаружил шлем лежащим на сиденье рядом.
В это время Peugeot №3 шел в четверке лидеров. Ночью, во время поединка с Lorraine-Dietrich Жерара де Курселя, при обгоне отстающего на несколько кругов 1.2-литрового EHP, тот не уступил дорогу, из-за чего лидирующему Кристиану Доверню пришлось съехать в кювет и затем извлекать свой Peugeot из грязи. Поданный командами Peugeot и Lorraine-Dietrich протест за неспортивное поведение судьями не был удовлетворен из-за того, что тот EHP через 2 круга после инцидента сошел с трассы из-за поломки двигателя. Тем не менее Peugeot №3 за 6 кругов восстановил статус-кво и вернул себе место в группе лидеров.
К полночи лидирующий Lorraine-Dietrich проехал 48 кругов, опережая Peugeot №2 на один круг, на полтора круга Peugeot №3 и на два круга следующих за ними Bentley, ещё один Lorraine-Dietrich и OM. К 04:00 лидеры марафона Блох и Россиньоль на Lorraine-Dietrich прошли 73 круга, опережая Peugeot №2 на круг (72) и на два круга боровшихся между собой Peugeot №3 и Bentley Super Sport Томми Тистлтуэйта. Однако вскоре команду Peugeot постигла, считающаяся большинством свидетелей и историков автоспорта несправедливой, дисквалификация.
Официальная (судейская) версия такова. В 21:00 первого дня гонки вылетевший из-под колеса обгоняемого на круг автомобиля камень повредил на Peugeot №2 рамку лобового стекла. Стекло треснуло и его осколки начали вываливаться из проема. Заменить рамку и установить новое лобовое стекло возможности не было, поэтому его остатки были приклеены к рамке подручными средствами. Однако это повреждение, следуя букве тогдашних правил, посчитали фатальным, что и послужило причиной дисквалификации.
На 76 круге, во время пит-стопа Peugeot №3 не смог завестись штатным электростартером из-за полностью разряженного аккумулятора - следствие предыдущего вылета с трассы и последующих многократных запусков мотора, который глох при попытках вызволить автомобиль из песочного плена. Двигатель Peugeot №3 удалось завести, говоря водительским языком, «с помощью кривого стартера» и слегка подтолкнув его на пит-лейн руками механиков. Судьи посчитали это грубым нарушением правил и дисквалифицировали Peugeot №3. Все происходило напротив главных трибун, поэтому число свидетелей этих событий превышало 2000 человек. Команда Peugeot подала протест, но судьи были непреклонны. Посчитав это оскорблением, команда, не дожидаясь финиша марафона, досрочно покинула гонку «громко хлопнув дверью».
Неофициальная версия. Для многих было странным, что «новички» Peugeot слишком успешно участвуют в гонке, постоянно находясь в группе лидеров, наращивая темп и выигрывая у более мощных и скоростных конкурентов. Благодаря усиленным электростартерам спортивные Peugeot на пит-стопах мгновенно заводились и тут же возвращались в гонку, в то время, как многие другие автомобили марафона всё ещё заводились вручную с помощью «кривого стартера». Во время процесса запуска они теряли до полутора минут. По этому поводу некоторые команды, особенно английские, неоднократно высказывали судьям лёгкое недовольство. Вероятно, чтобы показать свою толерантность, прикрывшись статьями и пунктами ещё несовершенных правил марафона, устроители гонки решили с помощью дисквалификации приструнить «выскочек» из Peugeot, а заодно разжечь интригу, возбудив интерес к марафону публики, прессы, английских и заокеанских команд. Однако результат решения судей возымел неожиданный эффект.
Негодованию зрителей не было предела! После объявления о дисквалификации Peugeot маршаллы и судьи были освистаны. Публика потянулась к выходам. Финиш гонки наблюдала от силы половина их первоначального количества. Пресса неистовствовала, обвиняя устроителей и судей в неспортивном поведении, предвзятом отношении к Peugeot и подыгрывании иностранным участникам. Отношение команд к такому решению также было неоднозначным. Некоторые из них высказали сомнения в своем участии в «Ле-Манах» следующих лет.
Никак не ожидая такого скандала, представители ACO обратились к Peugeot с неофициальными извинениями и мировым соглашением признать результат гонки в обмен на изменения в техрегламенте и правилах. В Peugeot предложение приняли и официально признали результат гонки. Однако оскорбление было настолько унизительным, что автомобили «львиной марки» вернулись в «24 часа Ле-Мана» лишь через 11 лет.
Парадокс, но у скандала были и положительные результаты. Технический регламент был смягчен и дисквалификации с формулировкой «за техническое совершенство» с тех пор стали невозможны. Правила стали более спортивны и акцентированы на дисциплине и безопасности.
Сразу после неудачного дебюта в «Ле-Мане», команда Peugeot, будто разозлившись, в 1926-28 годах разгромила гоночными Type 174S всех соперников на «Гран-при» и марафонах, одержав около десятка побед в Европе и Америке. Популярность Type 174, самой дорогой модели в гамме Peugeot тех времен (54 000 франков за стандартное шасси Type 174 и 58 000 франков за спортивное Type 174S, не считая стоимости кузовов, которые по тогдашней традиции изготавливались сторонними компаниями), превзошла самые смелые ожидания: изготовлено 810 экземпляров «обычного» 174-го и 280 экземпляров спортивного «174S».
Еще никто не оставил свои комментарии. Ваш комментарий будет первым.