24 сентября 2022,
22:09
Москва

Что такое рестайлинг

22 августа 2022

Что такое рестайлинг

На вкус и цвет, как известно, товарищей нет. Выход в свет каждого нового поколения любой модели от более-менее известного производителя, как правило, вызывают бурю страстей. Любители проверенных технических решений и классических (в их понимании) форм всегда предпочитают предыдущие версии автомобиля, а ценители статусности и инноваций – пишутся в очередь на модель в последней рестайлинговой версии. Правы и те и другие, ибо история знает как легендарные, так и эпически проваленные рестайлинги – на то он и прогресс, а не ошибается тот, кто ничего не делает. Если говорить о победах и неудачах совместного творчества инженеров, маркетологов и экономистов (а снижение себестоимости производства – далеко не последнее дело), то надо рассматривать каждый рестайлинговый кейс. Мы же поговорим о базовых принципах и глубине вмешательства в конструкцию, при смене поколений. Поехали.

Рестайлинг – как он есть

Все классификации, особенно в автомобильном мире, условны, и рестайлингом может называться любая степень вмешательства в конструкцию предыдущего поколения. Но всё же, попытаемся как-то разграничить уровни рестайлинга.

  • Смена поколений автомобилей. Этот процесс подразумевает коренные конструктивные изменения, продиктованные самим временем. При всей ироничности повествования, нельзя не отметить, что уровни безопасности, комфорта и экологичности несопоставим, допустим у LandCruiser BJ/FJ (который является легендарным Уиллисом в японской версии) и последнего исполнения 200-го «крузака», являющегося уже прототипом космического корабля, в том числе и по цене. Смена поколений, как правило, затрагивает платформу модели. А это дело серьёзное, и тут уже приходится «стряхнуть пыль» с конструкторского бюро, ведь удачная платформа становится базой для десятков моделей. На одной только платформе Logan создано столько всего, что и не сосчитать. Забавно, что зачастую, меняя концепцию машины, производитель бережёт её оригинальное имя, а вот «Нива» гордо переименовалась в «Ладу 4х4» не меняя вообще ничего по - сути уже более 50 лет.
  • Глубокий рестайлинг. Это очень широкий спектр изменений, не затрагивающий саму концепцию модели. Однако, не все инновации одинаково полезны, с особенной осторожностью следует подходить к новшествам в силовых агрегатах и элементах трансмиссии – прогрессивные изменения требуют серийной «обкатки», в процессе которой могут проявиться всякие проблемы. Один хозяин дилерского центра показывал мне мануал для специалистов, приходящий с каждой обновленной моделью – внушительная книга, где перечислена вся номенклатура деталей. Так вот, за первый год (сознательно не упоминаю модель, ибо это общая тенденция) после поступления в продажу рестайлинговой модели, эта номенклатура может поменяться на 50%!. Потребителю стоит понимать, что как-бы серьезно ни проходили предпродажные испытания, он волей-неволей участвует уже в «полевых» испытаниях инженерных инноваций в обновлённой модели. Другой стороной глубокого рестайлинга является желание совместить снижение себестоимости автомобиля с повышением его розничной цены. В итоге, на смену четырёхлитровому атмосферному двигателю с блоком из чугуна и ресурсом в 500000 км, приходит турбированный полуторалитровый «движок» из «технической фольги» с никак не обозначенным ресурсом, и, если на капоте машины предыдущего поколения можно было лежать и смотреть на звёзды, то после глубокого рестайлинга на него страшно пакет с соком поставить – останется вмятина. С другой стороны, несомненной является и такая положительная тенденция как «миграция» в более бюджетный сегмент ряда опций, присущих люксовым автомобилям, особенно в сфере активной безопасности.
  • Косметический рестайлинг. Любимая «игрушка» маркетологов, призванная подогреть увядающий интерес потребителя к модели. Поменяем передние и задние фонари, радиаторную решётку и обтекатели и назовём новый имидж брутальным, элегантным, стильным или бросающим вызов – в зависимости от целевой аудитории. Ах, да – обязательно добавим разъёмов USB и не забудем поднять цену, процентов так на 25. Рестайлинг завершён. Ну и верхом изящества будет устранение выявленных в процессе эксплуатации предыдущего поколения, технических «косяков», а уже если не добавить новых – то перед нами претензия на «культовое» поколение автомобиля.

Несмотря на изучение конкурентов и работу с фокус-группами и другие ухищрения, рестайлинг не всегда приносит ожидаемые плоды. Неудачные технические инновации, а также непонятые покупателем дизайн и цена, обеспечили провал продаж таких моделей, как FordRanger 2 (рестайлинг 2009 года); Suzuki SX4 второго поколения (рестайлинг 2016 года); ToyotaCorolla (рестайлинг 8 поколения 1997 года); Subaru - Impreza 2 (рестайлинг 2005 года) и SkodaOctavia 3 (рестайлинг 2017 года). Но, в большинстве случаев, расчёты производителей оправдываются.

Победы маркетинга над здравым смыслом

  • Статус решает всё. BMW Х5 стал огромным успехом баварцев, ставя рекорды продаж в своем сегменте по всему миру. И, что интересно, люди прям таки хвастались заклинившими двигателями и коробками, как-бы намекая на то, что имеют возможность судиться с салоном и ждать месяцами замены узлов и агрегатов, если случай признавали гарантийным, что случалось нечасто. Не останавливали явные проблемы с качеством и покупателей других люксовых и премиальных брендов. Потрясающая лояльность к бренду, основанная на чувстве статусного превосходства.
  • Если у тебя автомобиль предыдущего поколения, то ты «лузер».
  • В странах «золотого миллиарда» стало хорошим тоном менять автомобиль, примерно раз в три года. У этой тенденции есть практическая сторона – заканчивается гарантийный срок, примерно за это время «искатывается» ресурс турбированного «эко-двигателя», ну и престиж, опять же.
  • На вторичном рынке тоже стало «веселей». Современный автомобиль ещё не стал совсем одноразовым, но, согласитесь, большинство автомобилей 10-15 лет от роду в российских условиях имеют следы коррозии, которая упорно побеждает любую косметику. И если первый владелец меняет автомобиль по более-менее рациональным соображениям, то третий или четвертый – сдают автомобиль в утиль от безысходности и покупают следующую предыдущую рестайлинговую генерацию. Такой вот круговорот рестайлинга в природе.
  • Многие вообще перестали интересоваться тем, что там под капотом и днищем. Главное – «голосовое управление датчиком дождя», экраны мультимедиа, кожаные и деревянные вставки и, непонятно зачем, нужная большинству такая характеристика, как разгон до «стошки». В общем, как и в других нишах, производители не только следуют за потребительским спросом на автомобили, но и активнейшим образом его формируют.

Оборотная сторона медали

С другой стороны, с каждым рестайлингом, в автомобили более низкого ценового сегмента приходят системы и опции из премиального и бизнес-классов. Прежде всего это касается систем активной безопасности, комфорта, электроники и следования экологическим нормам.

При этом, общий тренд на одноразовость автомобилей остается в силе, поэтому большинству из нас стоит начать воспринимать автомобиль в качестве расходного материала и не проявлять особой лояльности к брендам, думая прежде всего о своем кошельке. Как вариант, предпочесть подержанному «именитому» новый автомобиль из бюджетного сегмента и кататься на нём в своё удовольствие те же три года, в полном соответствии с европейскими трендами. Многие так и делают. В противном случае, нужно самому изучать все доступные комплектации разных лет выпуска, чтобы не «нарваться» на «тот самый» проблемный рестайлинг.

Практическая польза от смены поколений

Один раз автору посчастливилось прямо на своём кошельке ощутить преимущества рестайлинга. Получив «сигнал» от друзей, поспешил в салон и купил новую машину с очень приятной скидкой, так как на смену ей шла обновлённая модель. Двигатель и трансмиссия да и много чего ещё абсолютно те же, а приятные дополнительные функции, ну никак не тянули на 50% разницы, с учётом скидки предыдущую модель и новую цену рестайлинговой. Повезло. Но так бывает не всегда.

Здоровья вам и вашему автомобилю, и удачи на дорогах.

Комментарии

Еще никто не оставил свои комментарии. Ваш комментарий будет первым.

отправить
Рекомендованные статьи