21 ноября 2024,
16:11
Москва

У «Газели» юбилей: 30 лет на рынке

22 июля 2024

У «Газели» юбилей: 30 лет на рынке

20 июля 1994 года с конвейера Горьковского автомобильного завода в Нижнем Новгороде сошла первая серийная «Газель». За тридцать лет выпущено свыше 2 млн машин этого семейства. «Газель» стала настолько популярной, что ее именем в России называют весь класс легких коммерческих автомобилей. За прошедшие годы автомобиль прошел три смены поколений и сегодня включает в себя несколько семейств: NN, NEXT, City, «Бизнес».

Семейства NN, NEXT, City, «Бизнес» представляют полный спектр LCV для грузовых и пассажирских перевозок, для малого и среднего бизнеса, строительства и коммунального хозяйства, фермерских хозяйств, а также медицинских, образовательных и социальных учреждений.

Со времен первой «полуторки» «ГАЗ-АА», производство которой было начато в 1932 году, в стране не выпускались автомобили грузоподъемностью 1,5 тонны. Между тем потребность именно в таких машинах в экономике страны ощущалась достаточно остро. Однако особенности советской плановой экономики не позволили создать и освоить в производстве маневренный и экономичный автомобиль такого класса. Грузы даже небольшого объема перевозились на среднетоннажных грузовиках, что вело к высоким транспортным и топливным издержкам. В конце 1980-х годов, когда потребность в небольших грузовиках стала особенно очевидной, профильные учреждения СССР стали рассматривали в качестве базового предприятия для разработки и освоения такой машины сразу несколько заводов. И именно Горьковский автозавод с его огромным производственным и конструкторским потенциалом смог в этот период освоить выпуск новой модели.

В 1988 году конструкторы предприятия начали разработку собственной концепции новой «полуторки». Первый опытный образец сделали еще в 1990-м, а на образцах 1992 года уже сформировался привычный образ будущей серийной машины. Дебют предсерийной линейки полуторатонных автомобилей состоялся в августе 1993 года на II Московском международном Мотор-шоу. Массовое производство было запущено в короткие сроки: уже 20 июля 1994 года с конвейера Горьковского автозавода сошла первая «Газель» – бортовой грузовик «ГАЗ-3302».

Главным разработчиком модели стал ведущий конструктор грузовых автомобилей Владимир Леонидович Четвериков, дизайн создали Станислав Витальевич Волков и Владимир Иванович Фузеев, а название «Газель» предложил Владимир Никитич Носаков, в те годы заместитель главного конструктора завода. Огромный вклад в создание «Газели» внес и главный конструктор предприятия Юрий Владимирович Кудрявцев.

Практичная и недорогая «Газель» не имела аналогов в России. Этот автомобиль дал мощный импульс развитию отечественного малого и среднего бизнеса, помог решить проблему городских пассажироперевозок, обновить парки медицинских учреждений. По всей России и в странах СНГ «Газель» стала универсальной машиной для бизнеса, здравоохранения, коммунального хозяйства, городских и социальных пассажироперевозок.

Оптимальная грузоподъемность в 1,5 тонны, исключительная маневренность, что важно для городских условий эксплуатации, надежная рамная конструкция, возможность разнообразной планировки салона и установки различных надстроек, оптимальная цена и быстрая окупаемость – вот слагаемые успеха автомобилей «Газель».

По мере изменения спроса со стороны потребителей менялся и автомобиль, появлялись новые модели и модификации. В июне 1995 года был собран первый серийный полноприводный автомобиль «ГАЗ-33027», в декабре – цельнометаллический фургон «ГАЗ-2705», в 1996-м начался выпуск микроавтобусов. В 2003 году был модернизирован интерьер и внешний вид автомобилей, изменена компоновка подкапотного пространства, применена новая светотехника.

В 2010 году на рынок вышла модернизированная «Газель Бизнес». В автомобиль было внесено около 200 конструкторских и технологических изменений, основные из них коснулись рулевого управления, тормозов, подвески, интерьера кабины. Благодаря этим улучшениям увеличился ресурс, а покупатели получили более выгодные условия гарантии. В 2010 году на автомобили начали устанавливаться дизельные и газобензиновые двигатели. Автомобили «Газель Бизнес» выпускаются и сегодня, пользуясь заслуженной популярностью.

Смена поколений нижегородских «полуторок» произошла в 2013 году, когда стартовало серийное производство принципиально нового автомобиля – «Газели NEXT». В его основу легли современные технические решения, что обеспечило высокий уровень активной и пассивной безопасности, отличную эргономику рабочего месту водителя, а также увеличенный ресурс, низкую стоимость технического обслуживания и существенный ценовой отрыв от конкурентов. Среди технических особенностей нового автомобиля стоит отметить также независимую переднюю подвеску, реечное рулевое управление, просторную кабина из оцинкованной стали, расширенную бортовую платформу.

После выхода на рынок бортового грузовика Газель NEXT были выпущены грузопассажирская версия с двухрядной кабиной и каркасный автобус, цельнометаллический фургон и микроавтобусы в нескольких модификациях, сотни вариантов спецтехники для различных видов бизнеса, экспортные версии машин для различных рынков. В 2019 году в семействе «Газель NEXT» появились грузовой фургон и микроавтобус со сверхдлинной колесной базой и увеличенной до 4,6 т полной массой.

В 2020 году завод освоил производство модели «Газель City» – микроавтобус пассжировместимостью до 22 человек. В мае 2021 года стартовало серийное производство «Газели NN», коммерческого автомобиля нового поколения, который ознаменовал переход от аналоговой к цифровой модели управления. Теперь всеми системами машины управляет электронный блок, который напрямую взаимодействует с тормозной и рулевой системами, освещением, звуковыми сигналами и др. «Газель NN» получила новый интерьер кабины, в которой используется подрессоренное водительское сиденье с регулировками по 18 направлениям, мультимедийная система с 9-дюймовым экраном и новым интерфейсом. В список систем оснащения модели вошли бесключевой запуск двигателя, электронное управление стояночным тормозом, а также яркие светодиодные фары.

Следом в Нижнем Новгороде начался выпуск первого российского коммерческого электромобиля «Газель e-NN». На единой электроплатформе была создана полная линейка электротранспорта: бортовые грузовики, микроавтобусы, фургоны и различные варианты специальной техники на их базе. В 2024 году началось производство первого в России низкопольного электрического микроавтобуса «Газель е-City».

Комментарии

Еще никто не оставил свои комментарии. Ваш комментарий будет первым.

отправить
Рекомендованные статьи