«Честный знак»: как с 1 декабря 2025 года изменится рынок автохимии и запчастей?
25 августа 2025

Представьте, что вы покупаете моторное масло. На полке стоят две одинаковые на вид канистры от одного «бренда», но одна заметно дешевле. Как выбрать? Скоро ответ будет простым: достаточно отсканировать код на упаковке. С конца 2025 года рынок автокомпонентов ждут серьезные изменения. Система обязательной маркировки «Честный знак» приходит в мир автомобилистов. Что это значит для производителей, продавцов и, самое главное, для простых автолюбителей? Разбираемся в деталях.
В мире автозапчастей и расходников наводится порядок. Государственная система маркировки «Честный знак», которая уже успешно работает для многих категорий товаров, теперь активно внедряется в автомобильной отрасли. Руководитель управления промышленными товарами ЦРПТ (Центр развития перспективных технологий — оператор системы) Тигран Аветисян в интервью «За рулем» в рамках форума ИнтерАвтоМеханика объяснил, как система защитит рынок от контрафакта и что изменится для обычного автолюбителя. Мы обобщили эту информацию.
Что такое «Честный знак» и как он работает?
«Честный знак» — это государственная система цифровой маркировки товаров, созданная для борьбы с контрафактной и нелегальной продукцией. Её главная задача — обеспечить прозрачность всего пути товара от производителя до конечного потребителя.
Каждая единица товара получает уникальный код Data Matrix (реже RFID-метку). Этот код содержит всю информацию о продукте: кто произвел, импортировал, какие налоги были уплачены. Проверить легальность товара можно через мобильное приложение «Честный знак» или с помощью специальных 2D-сканеров.
Интересный факт: для печати таких кодов требуется специальное оборудование — термотрансферные принтеры с высоким разрешением (не ниже 300 dpi), чтобы создать этикетку, устойчивую к влаге и истиранию. А для их считывания на складах и в магазинах используются защищенные Терминалы Сбора Данных (ТСД), которые могут работать даже в морозильной камере!
Что уже маркируется и что будет маркироваться в автопроме?
Процесс внедрения маркировки в автомобильной отрасли идет поэтапно:
· Шины: уже обязаны для маркировки.
· Технические жидкости (моторные масла, антифризы, тормозные жидкости): производители обязаны начать маркировку с 1 сентября 2025 года. А вот ключевая дата для потребителей и продавцов — 1 декабря 2025 года. С этого дня оборот немаркированных жидкостей будет полностью запрещен. Это значит, что с прилавков должны исчезнуть все бутылки и канистры без кода «Честного знака».
· Экспериментальные группы: сейчас в стадии эксперимента находятся стекла, фильтры и свечи зажигания. Их маркировка может вскоре также стать обязательной по инициативе самой отрасли, которая хочет «навести у себя порядок».
Как маркировка защитит автовладельца?
По словам Тиграна Аветисяна, обычному потребителю не нужно разбираться в тонкостях таможенных платежей или технологий производства. Достаточно отсканировать код и увидеть в приложении «зеленую плашку» — товар легален. Но на этом преимущества системы не заканчиваются:
1. Борьба с контрафактом и нелегальным оборотом. Речь не только о подделках под известные бренды. Часто это легальные товары, которые продаются «из-под прилавка» без уплаты налогов и чеков, что создает нечестную конкуренцию. По данным ЦРПТ, после введения маркировки шин доля нелегального рынка сократилась на 21%.
2. Контроль качества и соответствия. Система интегрирована с 27 ведомствами. «Приведу пример из «молочки», — говорит Аветисян. — Два одинаковых с виду масла, но одно стоит 170 рублей, другое — 350 рублей. Сверка данных может показать, что на дешевое масло не было закуплено достаточного количества нужного сырья». Хотя система не гарантирует качество напрямую, она выявляет нарушения, которые с высокой вероятностью на него влияют.
3. Механизм жалоб для отзыва товара. Это одна из самых мощных возможностей для потребителей. Если из-за некачественного масла вышел из строя двигатель, автовладелец может через приложение «Честный знак» подать жалобу. Уже поступило более 250 тысяч таких обращений по разным товарам. После модерации жалоба передается в Роспотребнадзор. Если проверка подтвердит нарушение, продажу всей партии товара по всей стране могут заблокировать «одной кнопкой».
Интересный факт: крупные легальные производители сами заинтересованы в маркировке и сами борются с контрафактом. Они закупают продукцию на рынке, отдают ее в лаборатории для проверки и при обнаружении нарушений сами обращаются в Роспотребнадзор с доказательствами.
Что нужно для работы с маркировкой бизнесу?
Для участников оборота (импортеров, дистрибьюторов, магазинов) подключение к системе — обязательное требование. Минимальный набор включает:
· усиленная квалифицированная электронная подпись (УКЭП) для регистрации в системе;
· подключение к электронному документообороту (ЭДО);
· 2D-сканер для считывания кодов Data Matrix;
· онлайн-касса, обновленная для передачи данных о продажах маркированного товара;
· принтер для печати этикеток (на случай, если нужно заменить поврежденный код);
· терминал сбора данных (ТСД) для автоматизации складского учета;
· программное обеспечение, интегрированное с системой «Честный знак» (например, специальные модули для 1С).
Многие поставщики предлагают решения «под ключ» для быстрого и корректного внедрения системы без замедления бизнес-процессов.
Тигран Аветисян также обозначил будущие тренды:
· верификация производителей: в скором времени, чтобы получить коды маркировки, производителю (например, шин) придется подтвердить наличие мощностей, оборудования и складов. Это отсечет фирмы-однодневки;
· расширение ассортимента: после жидкостей, свечей и фильтров маркировка может прийти и на другие автокомпоненты, например, амортизаторы или элементы подвески, если будет запрос от самой отрасли.
Вывод
Для рядового автомобилиста система «Честный знак» — это простой и бесплатный инструмент, который даст уверенность в легальности покупки. Сканирование кода перед оплатой станет такой же привычной процедурой, как проверка срока годности на продукты. Это не стопроцентная гарантия качества, но мощный барьер на пути недобросовестных продавцов и производителей, который постепенно очищает рынок.
Еще никто не оставил свои комментарии. Ваш комментарий будет первым.