Что такое антифриз
29 июня 2023
В зависимости от мощности и конструктивных особенностей, температура в камерах сгорания цилиндров работающих двигателей внутреннего сгорания, может достигать 2500 °C, а на выпускном коллекторе доходит до 600 °C. Добавим тепло от трения движущихся деталей, которое выделяется, даже с поправкой на защитный эффект современных моторных масел для машины. Можно себе представить, что если современные сплавы и выдерживают такие температуры, то резине, асбесту, силикону и прочим уплотняющим материалам, при перегретом двигателе, наступит конец, что собственно и происходит, допустим с прокладкой блока цилиндров при кипении мотора. Да и металл, при превышении рабочих температур, деформируется, что приводит к нарушению допустимых технических зазоров, и «убивает» двигатель машины окончательно.
В общем, тепло от мотора нужно отводить, и обеспечивает такой процесс система охлаждения (СО), в которой циркулирует охлаждающая жидкость (ОЖ).
История изобретения антифриза
Очевидным решением на самой заре автомобилестроения стала обычная вода. Впрочем, по мере роста спроса на «железных коней» и развития массового производства машин, стали очевидны такие недостатки водяного охлаждения для ДВС:
- Вода закипает при 100 °C, что не способствует эффективному отведению тепла.
- Вода замерзает от 0 °C, что приводит к разрыву картера и других элементов СО на морозе («разморозке» двигателя машины).
- Вода содержит соли, которые оседают в виде кислотных и щелочных отложений на внутренних поверхностях деталей, также оказывая деструктивный, хоть и не столь очевидный как при разморозке, эффект на СО.
Первые антифризы (незамерзающие ОЖ) были изобретены в начале 1920 х годов в Европе и США, практически одновременно. И всё бы было хорошо, но — плохо. Дело в том, что такие антифризы были изготовлены на основе трёхатомного спирта — глицерина, обладавшего наряду с высокой температурой кипения (290 °C) и низкой — замерзания (- 46 °C), отвратительной текучестью. Составчик был «так себе», но вектор эволюции развития антифризов был задан — это поиск компромиссной формулы состава, призванной обеспечить низкую температуру замерзания, высокую температуру закипания, приемлемую вязкость (текучесть) и достойные защитные свойства ОЖ.
Современные антифризы для машины — что это такое
В 1070 г на рынке СССР появился ТОСОЛ — антифриз более — менее соответствующий современным представлениям о качественных параметрах охлаждающей жидкости для машины. В соответствии с этими параметрами, ОЖ из многоатомный спирта моноэтиленгликоля (МЭГ), и воды, в пропорции примерно 60/40 (точка замерзания — 49 °C). Также, для нейтрализации агрессивных качеств МЭГ, создания защитной плёнки внутри СО и смазки помпы, производители вводят в состав антифриза минеральные и органические присадки.
В СССР ТОСОЛ появился и пропал, быстро став дефицитом, как многие другие товары. Однако, ТОСОЛ, как и «Ксерокс», стал именем нарицательным. Как и в случае с копирами, такая торговая марка стала обозначением и синонимом целого класса охлаждающих жидкостей. Сегодня в торговых сетях России представлено множество марок и классов антифризов, ну или «тосолов» — как кому привычнее. Цветовая гамма представлена антифризами различными оттенками красного, зелёного и синего цветов. Однако, цвет — не 100%-й показатель. Собственно говоря, красители сами по себе не несут каких — либо функций, если не брать в расчёт флуоресцентные присадки для облегчения поиска мест утечек тосола. А вот маркировка даёт нам чёткое представление о качественных параметрах ОЖ.
На отечественном рынке представлены три основных класса антифризов:
- G11 — «простые» и недорогие антифризы с базовым составом присадок. Что значит термин базовый? Теплообменные, антикоррозийные и смазывающие свойства состава вполне годятся для средне-городских условий эксплуатации.
- G12 — В принципе, универсальный, но больше «заточенный» под высокооборотистые и мощные моторы, антифриз с улучшенным составом карбоксилатных присадок, обеспечивающих образование стойкой антикоррозийной пленки улучшенных характеристик на внутренних элементах охлаждающей системы.
- G13 — антифриз на основе менее токсичного, по сравнению с МЭГ, пропиленгликоля, соответствующий жёстким требованиями Евросоюза к качеству топлива, технических жидкостей и экологической безопасности транспорта. Помимо того, что они более экологичны, такие антифризы вполне себе современны и технологичны.
Важно понимать, что инженеры — двигателисты конструируют систему охлаждения мотора с учётом состава применяемого в ней антифриза. Поэтому, главным критерием выбора ОЖ для вашей машины является руководство по эксплуатации, в котором прописаны рекомендации по всем техническим жидкостям, в том числе и антифризам.
Здоровья вам и вашему автомобилю. Удачи на дорогах.
Еще никто не оставил свои комментарии. Ваш комментарий будет первым.