Что такое датчик распредвала в автомобиле
8 ноября 2023
Положение и скорость вращения распределительного вала контролируется специальным датчиком. Датчик распредвала собирает эту информацию для того, чтобы электронный блок управления (ЭБУ) двигателя «знал», когда поршень первого цилиндра находится в верхнем положении. Это единственная и главная его функция. Он имеет схожую конструкцию с датчиком коленчатого вала (коленвала) и схож с ним по принципу действия.
Для чего нужен датчик распредвала
На большинстве современных автомобилей датчик положения распределительного вала находится рядом с головкой блока цилиндра и распредвалом.
Его задача — выделить такт сжатия первого цилиндра, используя особую форму сигнала. На основе информации, которую получает ЭБУ, блок управления принимает решение о том, в каком цилиндре надо производить впрыск топлива и зажигание.
Работая в паре с датчиком коленвала, датчик распредвала отвечает за синхронизацию работы двух валов. Это важно для оптимальной работы двигателя, которая напрямую зависит от своевременного впрыска топлива при правильном положении цилиндра двигателя.
Таким образом, для корректной работы ЭБУ, а значит, и для производительной работы всего двигателя, важны обе детали.
Какие есть типы датчика положения распредвала
Широкое распространение имеют три типа датчиков распредвала: электромагнитный, оптический и датчик на основе эффекта Холла.
- Датчик на основе эффекта Холла в силу своей простоты и эффективности чаще всего используются на современных автомобилях. Он имеет сенсор, его работа основана на принципе изменения напряжения в проводнике, которые возникают в условиях магнитного поля. В случае торцевого датчика он срабатывает вблизи магнитного репера, а щелевой датчик активизирует металлический репер.
- Индуктивный датчик производит магнитное поле и фиксирует прохождение через него металлического репера распредвала.
- Оптический датчик уступает по прочности индуктивному, а также датчику на основе эффекта Холла. В нем перемещение вала фиксирует фотоэлемент, а это весьма хрупкая деталь, которая может работать с погрешностью при попадании на нее загрязнений.
Почему выходит из строя датчик распредвала
Датчик распредвала может выйти из строя по причине механического воздействия, а также вследствие потери герметичности. Причиной сбоев в работе может стать короткое замыкание или коррозийные процессы, которые поражают его контакты.
Важно помнить, что в случае поломки наиболее рациональное решение — заменить его на исправную деталь.
При плановой замене стоит ориентироваться на средний срок эксплуатации, который составляет примерно 100 тыс. км. При определенных условиях датчик может прослужить больше времени или, наоборот, потребовать замены раньше этого срока.
Симптомы выхода из строя датчика распредвала
Сбой в работе датчика распредвала или выход его из строя отражается на поведении автомобиля и на работе двигателя. Вот по каким признакам можно судить о неполадках этого устройства:
- Проблемы при запуске мотора. Автомобиль заводится не с первого раза, а двигатель регулярно глохнет. Происходит это потому, что ЭБУ получает некорректные сигналы от плохо работающего датчика распредвала, как следствие, плохо работает впрыск, и цилиндры не получают необходимого объема топлива в нужное время.
- Если динамика автомобиля изменилась, он стал плохо разгоняться и не может выдать больше 60 км/ч или начал дергаться в процессе движения, то виновником такого поведения может быть неисправный датчик распредвала.
- Рост расхода топлива — один из наиболее неочевидных признаков поломки датчика распредвала. Логика проста: если устройство работает неправильно, а ЭБУ получает некорректную информацию о работе первого цилиндра, то сгорание топлива происходит неэффективно. А в этом случае для работы двигателя требуется еще больше топлива.
Также о проблемах могут указывать такие признаки, как индикатор Check Engine на приборной панели автомобиля.
Отметим, что вышеперечисленные ситуации нельзя рассматривать как уникальные признаки поломки датчика распредвала. Они могут говорить и о поломках в других системах автомобиля. Поэтому для точной диагностики необходимо использовать диагностическое оборудование. Типичными кодами ошибки в работе датчика, которые может выдать сканер при его подключении к бортовой сети автомобиля, могут быть P0300, P0339, P0340, P0341, P0342, P0343, P0344, P0365.
Заключение
Датчик положения распредвала, работающий в паре с датчиком положения коленвала, важен для оптимальной работы мотора, а значит, и для эффективного запуска автомобиля, рационального расхода топлива и стабильной динамики хода.
Диагностику состояния детали и ее замену лучше доверить профессиональным диагностам. Однако при наличии нужного оборудования (например, осциллографа) и опыта с диагностикой может справиться и автовладелец.
Еще никто не оставил свои комментарии. Ваш комментарий будет первым.