Исправление дефектов фар
7 февраля 2018, Василий НАЗАРОВ
Неполная ясность
Что делать с потускневшей или треснувшей фарой? «Заменяйте», – категорично говорят производители автомобильной светотехники. «Давайте восстановим», – возражает независимый сервисный сегмент. Исследуем разнообразие подходов к исправлению дефектов фар.
Изучая вопрос, мы столкнулись с отрицательным отношением компаний-производителей к возможностям ремонта их продукта. «Не в наших интересах рассказывать, как устранять дефекты на автомобильной оптике», – ответили нам представители одного светотехнического бренда.
Еще в прошлом десятилетии такая позиция воспринималась как нормальная; сейчас подобные заявления уже не звучат уверенно. Мы наблюдаем, как компании-производители все чаще стремятся заработать не только на продаже нового продукта, но и на обслуживании ранее проданного: из недавних примеров вспомним комплекты восстановления стартеров Bosch и ремкомплекты глушителей Bosal. Фары стоят недешево, и автовладельцы будут искать возможности продлить срок их службы, хотят того производители или нет.
Ремонтные решения в этой сфере предлагают многие компании, в том числе очень солидные. Например, Philips пару лет назад активно продвигала на российском рынке комплект по восстановлению защитного слоя фары Headlight Restoration Kit. Голландцам было несложно решиться на данный шаг: они производят лампы, а не «оптику», и не отбивают сами у себя рынок.
Следуя тренду, некоторые производители фар тоже пересмотрели свою позицию. В компании Hella не стали отрицать возможность ремонта, а лишь отметили необходимость знания специфики: «Как производители светотехники мы не можем рекомендовать универсальные ремонтные воздействия на такой важный элемент конструкции автомобиля, как фары головного света. Их ремонт и обслуживание должны производиться только в строгом соответствии с рекомендациями завода-производителя транспортного средства... Семь бед, один ответ – сервисная книжка по обслуживанию ТС, про которую, к сожалению, многие забывают», – добавил представитель компании.
Увы, в сервисных книжках про фары ничего не говорится. Мы просмотрели руководства по эксплуатации нескольких популярных моделей автомобилей 2008–2016 годов выпуска и обнаружили, что рекомендаций по уходу за оптикой в них нет. Так что единственный достоверный источник для нас сегодня – это практика тех детейлеров, которые восстанавливают характеристики фар. К удовольствию клиентов.
«В процессе работы мы часто сталкиваемся с работами по восстановлению фар, – сообщил нам Андрей Вайвадс, генеральный директор сети детейлинг-центров Advance Star. – В случае незначительных типовых повреждений все работы выполняются в рамках восстановления ЛКП».
К подобным типовым повреждениям (80 % и более от общего числа дефектов) относятся появление желтизны из-за действия ультрафиолетовых лучей и помутнение из-за разрушения поверхности под действием дорожного абразива. Многие автовладельцы усугубляют проблему, протирая фару сухой ветошью вместо мытья. В отдельных случаях потеря прозрачности вызвана установкой неправильных, слишком мощных ламп.
Согласно сложившейся практике, «лечится» это недомогание относительно недорого: от 500 руб. в провинции, от 1 000 руб. в столицах. При этом восстановление фар – вопрос безопасности: потеря 30–40 % прозрачности фары повышает риск ДТП. Об этом сервисмен обязан сообщить автовладельцу, считает Надежда Осокина, основатель проекта для владельцев и руководителей автомоек и детейлинг-центров Auto Detailing Business Consulting. Вторая обязанность сервисмена – безвозмездно протестировать для клиента полировку одной фары перед тем, как предлагать услугу.
Что касается более серьезных повреждений, как потеря герметичности, трещины и расколы, то цена глубокой реставрации фары может доходить до 15–20 тысяч рублей. Автовладелец совместно с сервисменом должны решить, целесообразно ли этим заниматься; вполне возможно, что лучше заменить комплект фар на новые.
Рассмотрим более детально процесс восстановления прозрачности фары. Оговоримся, что речь пойдет о работе с фарами из поликарбоната. Для стеклянной оптики, которая еще встречается на старых автомобилях, используется другая технология – и, по правде говоря, восстановление таких фар редко бывает целесообразным.
Помещение, в котором выполняются работы, должно быть чистым и без пыльной взвеси, говорит мастер по детейлингу Варвара Старикова из Мурманска. «Даже если это обычный гараж, он должен максимально содержаться в чистоте и иметь хорошее освещение», – рекомендует она.
Работу с пластиковыми фарами начинаем с очистки фары и прилегающих участков ЛКП от грязи, битума, прилипших насекомых и других загрязнений, а затем внимательного осмотра. В ряде случаев прозрачный слой мутнеет на всю толщину и тогда фара не подлежит восстановлению (например, если дефект вызван установкой слишком мощных ламп).
После этого оклеиваем пространство вокруг фар малярной лентой или специальным скотчем, чтобы защитить ЛКП вокруг фар во время полировки. Помутнение и желтизну устраняем с помощью абразива. В зависимости от силы помутнения, глубины сколов и царапин, варьируется зернистость наждачной бумаги, с которой вы начинаете – от 600 до 3 000. Шаг за шагом доводим зернистость до 3 000, а затем выполняем финальную полировку меховым кругом (либо жестким поролоновым) с полировальной пастой. Твердость полировального круга и абразивность пасты подбирается в зависимости от состояния фар и мягкости пластика.
Эта операция сопряжена с риском перегрева фары, что приведет к глубинному помутнению и появлению трещин. Исправить такую ошибку уже не получится, после нее фару неизбежно придется менять. «Особую осторожность мастер должен соблюдать при работе с тонкослойными фарами – например, у свежих моделей Mercedes», – предупреждает Александр Нимченко, руководитель АТЦ «Ягуар Нижневартовск». Интервалы полировки должны быть короче, чем при работе с ЛКП. В ряде случаев безопаснее отложить полировальную машинку и выполнить операцию вручную.
Полимерные фары изготавливаются из относительно мягкого пластика, на который наносится защитное покрытие из более прочного и УФ-устойчивого поликарбоната толщиной до 50 мкм. В процессе эксплуатации автомобиля и при полировке фары оно становится тоньше, и если его не восстановить, желтизна и мутность вернутся довольно быстро – возможно, уже через месяц. Поэтому следующий обязательный этап – восстановление защитного покрытия.
Здесь возможны несколько вариантов. Одни детейлеры наносят на фары специальный керамический лак. «На покрытие, профессионально восстановленное с керамическим лаком, можно давать гарантию», – говорит Алексей Шогин, генеральный директор компании «Тренд Авто». Другие предпочитают антигравийную полиуретановую пленку. Третьи сочетают оба метода. По отзывам детейлеров, у опытного мастера обработка двух фар занимает около 30 мин.
Hella окатывает сервисменов холодным душем. «Защитные пленки могут быть использованы, только если они рекомендованы заводом-изготовителем автомобиля и только при строгом соблюдении технического процесса их нанесения, – утверждают представители компании. – При наклеивании низкокачественной пленки на покрывное стекло нарушается светопропускающая способность фар. Энергия света, встречаясь с плотной средой (пленкой), имеющей коэффициент светопропускания отличный от материала покрывного стекла, переходит в тепловую энергию, что приводит к локальным нагревам стекла и может привести к изменению структуры материала, а в крайних случаях даже к его разрушению», – говорит представитель компании Hella.
Загвоздка в том, что ни один автопроизводитель, по нашим наблюдениям, не рекомендует официально полиуретановые пленки, хотя автодилеры нередко предлагают эту услугу. Ведущие производители антигравийных пленок – 3M, Solargard, Llumar и другие – в свою очередь уверяют, что их продукты одобрены автопроизводителями, в том числе для нанесения на фары.
В вопросе ремонтных лаков у производителей также нет единой точки зрения. «В условиях локального сервиса восстановить защитный слой до заводского состояния не представляется возможным, – считают в Hella. – Полировка фар дает только временный визуальный эффект». Уже упоминавшийся выше Philips уверяет в обратном: ремонтный состав обеспечивает восстановление 100 % прозрачности и сохраняет ее на 2 года. Согласитесь, это выгоднее, чем заменять фару.
Прочие повреждения фары требуют менее рутинного подхода. Чтобы устранить, например, нарушение герметичности фары, сервисмен должен быть знаком с ее устройством, методами сбора-разбора. В отдельных случаях, возможно, потребуется специнструмент. Лишь специализированные сервис-центры берутся за устранение подобных повреждений, остальные предпочитают порекомендовать клиенту заменить стекло или всю фару – зависит от ее конструкции.
Это не значит, что соответствующих технологий ремонта не существует. Мы завершим обзор описанием одного варианта, пока не получившего широкого обращения на российском рынке – азотной сварки пластика. Вкратце заварку трещины в фаре можно описать следующим образом: по всей длине трещины фрезой создается V-образная канавка, затем обе части соединяют алюминиевой клейкой лентой или струбциной, выбирают соответствующий припой и сваривают в азотной среде (в ней пластик плавится без возгорания или окисления).
Оборудование для сварки пластиков поставляет, в частности, американская компания Urethane Supply. «Азотная сварка позволяет заварить трещины на передней и задней оптике автомобиля. Хотя лучше это делать только на закрытых участках, которые не влияют на внешний вид автомобиля», – говорит Алексей Шогин, руководитель «Тренд Авто» и российский дилер Urethane Supply. С помощью азотной сварки можно восстановить как герметичность фары, так и потерянные элементы конструкции – защелки, направляющие и другие.
В целом, по нашим выводам, ремонтная практика утверждает перспективность восстановления и ремонта фар. При условии высокого качества материалов – в этом мы, конечно, согласны с Hella на 100%.
Еще никто не оставил свои комментарии. Ваш комментарий будет первым.