День инноваций с Federal Mogul
16 октября 2014, Оксана Демченко
В Висбадене (Германия) состоялся третий ежегодный День инноваций, проводимый одним из лидеров мирового рынка компонентов, компанией Federal Mogul. Представители издательского дома «Автомобильное Время» получили возможность своими глазами увидеть все то новое, что анонсирует производитель.
День инноваций – это большая встреча представителей прессы из самых разных стран и технических экспертов компании, дающая возможность в очень сжатые сроки, концентрированно, представить видение самых новых и актуальных тенденций отрасли. В 2014 году темой Дня инноваций стал коммерческий и грузовой транспорт – так называемый сегмент heavy duty.
Выбором такой темы Federal Mogul продемонстрировала особое внимание к потребностям профессионалов автобизнеса, для которых автомобиль – не средство передвижения или статусный гаджет, а бизнес-инструмент. Эта категория пользователей выдвигает иные требования к автомобилям, и бренд для таких профессионалов – это, в первую очередь, надежность и долговечность, гарантия работы без аварий и неплановых ремонтов, ответственность (в том числе социальная) перед потребителем и своим же сотрудником.
Ответственность и надежность – пожалуй, эти два понятия достаточно точно характеризируют основной фокус всех технических презентаций. Только полное владение ноу-хау и технологиями позволяет дать клиенту гарантии. И это вполне верно для компании, которая только в сфере подшипников и вкладышей (то есть одном из многих других важных направлений работы) задействует во всем мире свыше 5 400 сотрудников, производя более 800 млн единиц продукции для парка любого «калибра» – от экологичных мини-автомобилей и до тяжелой техники.
В самом начале сессии было отмечено, что современной тенденцией стали глобализация и унификация требований клиентов-профессионалов самых разных по уровню развитию рынков. Будь то Китай или Япония, Индия или Россия – всюду коммерческие парки требуют продукта, выполненного на самом современном уровне, с применением самых передовых технологий, дающего наилучшие результаты по износостойкости, надежности и долговечности. Прежде актуальные маркетинговые «слоганы успеха», акцентирующие внимание на экологии или экономии, уже не работают. Они подразумеваются, они – часть того, что входит в понимание авторитета бренда. Так, бессвинцовые вкладыши стали для Европы стандартом в применении на легковых автомобилях, и это требование экологии. Скоро они станут также общепринятыми и в сфере грузовой, тяжелой техники. И в этом случае клиент будет ожидать от лидеров рынка, что смена материала не «уронит» рабочие параметры подшипника или вкладыша, что замена, сделанная во имя экологии, позволит получить продукт не хуже, а желательно лучше по эксплуатационным показателям.
Такая технологическая «гонка с препятствиями» очень сложна, поскольку ужесточение стандартов происходит в мире, где сами системы автомобиля постоянно усложняются и становятся легче, компактнее, а нагрузки на них растут. И все же мировые лидеры, такие как Federal Mogul, выдерживают вызовы времени, ежегодно инвестируя в инновации и исследования, распределяя свои научные и технические центры по разным рынкам планеты, по часовым и климатическим зонам, чтобы вести работу 24 часа в сутки и в самых разных условиях дорог, температур, влажности.
Инженеры Federal Mogul представили целый ряд презентаций по разным направлениям, но, пожалуй, наиболее ярко развитие было показано в сфере разработки и производства поршней, где уже 20 лет идет драматическая борьба материалов: стали и алюминиевого сплава. И, если пока в сфере легкового парка алюминий удерживает свои позиции, то тяжелая техника активно переходит на сталь. Линию «фронта» инженеры четко проводят и перемещают в поле показателя «диаметр поршня». И, если в 2010 году 100% применения стальных поршней приходилось на диаметры свыше 140 мм, то уже в 2014 году «сдались» и моторы 130 мм, а в полосе активной борьбы металлов оказались уже и диаметры 95-115 мм.
Технология Monosteal (патентованное название от Federal Mogul) была представлена в 1993 году, а в серию впервые пошла в 2003 году для дизеля Caterpillar C7. На ранних этапах развития она подвергалась критике: выражались сомнения в рациональности таких тяжелых деталей, высказывались суждения о высоких коррозионных рисках, проблемах сопряжения поверхностей и динамического поведения системы при прогреве до рабочих и, тем более, критических температур, где материал блока, головки и поршня имеет совершенно разные коэффициенты объемного расширения и показывает разное поведение при прогреве. «Но эти опасения за 20 лет, – заверил нас Норберт Шнайдер, директор инженерного подразделения по внедрению технологий Federal Mogul, – удалось полностью преодолеть».
Современный поршень Monosteal – это настоящее произведение инженерного искусства. Он легче аналога из алюминиевых сплавов и может применяться в таких режимах, которые являются критичными для иных материалов. В тестах такие поршни держат рабочее давление до 300 бар, показывают очень низкие потери на трение, превосходную стойкость к эффекту кавитации.
Хотя технология по-прежнему имеет название Monosteal, в ней скрыт особый нюанс: поршень не монолитен, он собирается из двух элементов сваркой трением. Это позволяет существенно облегчить поршень и создать наилучшие условия для его охлаждения, изменить геометрию юбки поршня и, в итоге, выйти на все те требования автопроизводителей, которые прежде казались невыполнимыми: сокращение одновременно веса и высоты блока цилиндров при снижении стоимости производства, низкие трение и потребление масла.
В заключение хочется отметить: каждый День инноваций интересен сам по себе, но отслеживать их в динамике еще более ценно. Это позволяет увидеть, как быстро и непрерывно идет обновление всего комплекса автомобильных технологий, и как она жестока и эффективна – гонка лидеров глобального рынка. В 2014 году, в силу ряда факторов, в том числе и кризисных, наверное, в этой гонке стало, кажется, меньше «маркетинга» и больше прагматики. Что, скорее всего, пойдет на пользу конечному потребителю, заинтересованному, как мы и сказали в самом начале, в эксплуатационных параметрах деталей.
Еще никто не оставил свои комментарии. Ваш комментарий будет первым.