21 ноября 2024,
19:11
Москва

К звездам

13 ноября 2013, Павел Кузнецов

К звездам

Технологии не стоят на месте, и автомобили – не исключение. То, что вчера казалось едва ли не фантастикой, сегодня становится реальностью. При этом к работе с новыми инженерными решениями должны быть готовы не только автопроизводители, но и центры технического обслуживания. В этом материале мы расскажем о том, с чем специалистам по авторемонту предстоит работать уже в самом ближайшем будущем. Речь пойдет о новой платформе Mazda SkyActiv.

Название неслучайно ассоциируется с небом. Главная задача, которую ставят перед собой инженеры Mazda, – принципиально изменить подход к производству автомобиля. Прошли те времена, когда под капотом стояли едва ли не самолетные двигатели, а бензин можно было жечь без счету. В условиях, когда вопросы экологии перестают быть пустой декларацией, становится важен каждый килограмм веса, каждый литр сэкономленного топлива. И при этом необходимо сохранить динамику автомобилей, не дав им превратиться в скучные и вялые средства передвижения. В космической промышленности, где задача сохранения максимальной мощности при минимальном весе стояла изначально, борьба за каждый грамм шла всегда. Отныне так будет и с автомобилями, и Mazda делает решительный шаг в этом направлении. Именно поэтому название SkyActiv как нельзя более точно отражает суть новой платформы. Но главное, что будущее начинается уже сегодня. По технологии SkyActiv уже создан серийный автомобиль – кроссовер Mazda CX-5.

skyactiv-g1_High-Resolution.jpgНовая платформа включает в себя все узлы современного автомобиля, начиная с двигателей и трансмиссии, заканчивая подвеской и кузовом. Как мы уже сказали, одна из основных задач, которую ставят перед собой инженеры Mazda, – снижение потребления топлива. Планы более чем амбициозные – сократить к 2015 году расход топлива до 30% по сравнению с 2008 годом. Это будет реализовано, в первую очередь, за счет принципиально новых двигателей. Уже сейчас Mazda представила два первых силовых агрегата линейки: бензиновый движок SkyActiv-G и дизельный SkyActiv-D. Бензиновый мотор с прямым впрыском топлива отличается самой высокой в истории степенью сжатия (14,0:1). Это даже выше, чем у двигателей болидов «Формулы-1», где эта цифра составляет «всего» 12,0:1. Обычно проблема со сжатием состояла в том, что при определенных значениях двигатель уже начинал «шуметь». Происходило это из-за неправильного сжигания топлива, когда оно загоралось преждевременно при воздействии высокой температуры и давления. Чтобы уйти от высокочастотного шума, необходимо было при той же степени сжатия понизить температуру. Кроме того, требовалось увеличить скорость сгорания топлива, что в данном случае также необходимо. Инженеры Mazda смогли решить все эти задачи. Как результат – крутящий момент у движка SkyActiv-G на 15% выше, чем у агрегата предыдущего поколения, и при этом на те же 15% сокращен расход топлива. Учитывая те успехи, которые инженеры Mazda достигли во взаимодействии многочисленных узлов и систем, включая регулирование фаз газораспределения и сверхсовременный выпускной коллектор со схемой 4-2-1, можно ожидать, что к 2015 году им действительно удастся сократить расход топлива еще минимум вдвое при текущих, если не более высоких характеристиках мощности. Не менее впечатляет и дизельный движок SkyActiv-D. Распространению дизельных двигателей низкой степени сжатия препятствовала, во-первых, низкая температура в «холодной» стадии, что затрудняло старт. Во-вторых, нехватка температуры и давления увеличивала вероятность «осечки» на стадии разогрева. С этими двумя основополагающими проблемами и боролись инженеры Mazda. В результате двигатель SkyActiv-D был оснащен инновационным пьезоинжектором, обеспечивающим правильный впрыск топлива. Движок также оснащен двойным турбонаддувом, благодаря которому достигается высокий крутящий момент не только на низких, но и на высоких оборотах. Обладая такой же, как и у бензинового двигателя, степенью сжатия, он расходует в среднем на 20% меньше топлива, нежели одноклассники. При этом можно сказать, что данный агрегат – один из самых экологичных дизельных двигателей в мире! К тому же, помимо экологичности, немаловажный фактор – относительно невысокая цена в производстве и обслуживании, поскольку инженерам Mazda удалось уйти от использования дорогостоящих элементов, таких, например, как система SCR (избирательная каталитическая нейтрализация) или Lean NOx Trap (катализатор для твердых частиц).

Помимо двигателя, в платформу SkyActiv входит и принципиально новая автоматическая трансмиссия SkyActiv-Drive, сочетающая в себе преимущества всех ныне известных коробок передач: от бесступенчатой до трансмиссии с двойным сцеплением. Эффективность в передаче крутящего момента от двигателя к ведущим колесам достигается за счет широкого диапазона блокировки гидротрансформатора на всех ступенях. Для водителя это проявляется в ощущении мощного, но при этом плавного ускорения, и в конечном итоге – в чувстве полного единения с автомобилем, что всегда было фирменной особенностью Mazda. Еще одно преимущество SkyActiv-Drive – снижение внутреннего трения, а также компактный размер и малый вес, что способствует не только сокращению расхода топлива, но и снижает выбросы оксида углерода в атмосферу. Впрочем, непосредственно экономия топлива также впечатляет – до 7% по сравнению с традиционными автоматическими трансмиссиями. В линейке SkyActiv имеется и механическая коробка передач – SkyActiv-MT. Отличается она не только сниженным на 16% весом и компактным размером, но и плавностью переключения передач, характерной ранее лишь для спортивных автомобилей. Решение выпустить механическую коробку вполне понятно – автоматическая трансмиссия доминирует на рынках Соединенных Штатов и Японии, в то время как в Европе многие по-прежнему предпочитают старую добрую «ручку». При этом улучшенная трансмиссия обеспечивает и экономию порядка 1% топлива по сравнению с коробкой предыдущего поколения.

kuzov_24_064.jpg

Впрочем, самое интересное для специалистов по авторемонту – инновационная конструкция кузова SkyActiv-Body. Он не только на 8% легче, но и на треть жестче. Достичь столь необычных результатов удалось за счет использования несущей конструкции с максимальным числом прямых элементов, к тому же были максимально проработаны методы их соединения. Одновременно с этим выросла доля деталей, изготовленных из высокопрочных марок стали: с 40 до 60%. В Mazda также применили технологию рассеивания энергии при ударе. Это означает, что деформация кузова пойдет по заданной траектории и будет минимизирована. Таким образом, существенно выросла безопасность, которая отвечает теперь высшим критериям при проведения краш-тестов во всем мире (US-NCAP, Euro-NCAP, IIHS, JNCAN и т. д.)

Вместе с тем встает основной для ремонтной зоны вопрос – каким образом будет осуществляться ремонт подобного кузова, ведь и работы на стапеле, и арматурные работы существенно затруднены. Все это можно будет проверить уже в самом ближайшем будущем, когда первые Mazda CX-5 дойдут не только до автовладельцев, но и до центров технического обслуживания. Не исключено, что новая платформа Mazda может стать серьезным толчком для развития авторемонтного оборудования. Ведь очевидно, что после успешной обкатки SkyActiv аналогичные технологии будут и у конкурентов. А стало быть, речь пойдет не только о ремонте Mazda, но и о системных изменениях в авторемонтном сегменте.

Еще одна неотъемлемая часть новой платформы – система шасси SkyActiv-Chassis. Несмотря на снижение веса на 14%, новая подвеска в полной мере обеспечивает управляемость и устойчивость в поворотах, на высокой скорости и, конечно же, плавность хода, гарантирующую водительский комфорт. Эти изменения стали возможны за счет новой геометрии элементов задней подвески, в частности оптимизации рычагов, что обеспечило более точное управление углами установки задних колес. Также был увеличен угол продольного наклона оси поворота колеса, а стало быть, и величины сжатия пружин передней подвески – колеса как бы сами возвращаются в положение прямолинейного движения. Все это существенно повысило устойчивость автомобиля на высоких скоростях.

Ужесточение законодательства в вопросах экологии, увеличение цен на топливо, постепенные изменения в сознании потребителей – все это приводит к тому, что рынку нужны принципиально новые технологии и решения. Платформа, предложенная компанией Mazda, – наглядный пример того, что рынок готов перейти от слов к делу. Однако нужно понимать, что такой переход не может быть моментальным и одномоментным. В настоящий момент индустрия находится лишь в начале большого пути. В поисках оптимальных решений производители экспериментируют с электродвигателями, новыми конструкциями, инновационными технологиями… Отрадно, что в авангарде этих изысканий стоит Mazda, которая как никакая другая компания всегда заботилась о непрерывном движении вперед, единении человека с автомобилем, новых ощущениях от вождения. О том многом, что вкладывается всего в два емких слова – Zoom-Zoom.

Комментарий специалиста
Андрей Глазков, директор по маркетингу Mazda Motor RUS. Инженер, закончил МИФИ

Мой опыт показывает, что любые самые сложные идеи бывают не слишком успешны, если база, на которой они исполнены, не до конца проработана. Все дело в правильном фундаменте. Подход Mazda к решению современной ситуации с развитием технологической темы мне, как инженеру, кажется блестящим: действительно, нужно сначала максимально улучшить и доработать «базу», коей и является ДВС. Люди научились использовать лишь часть его потенциала, и технологии SKYACTV как раз помогают использовать этот самый потенциал в гораздо большем объеме.

Кузов: Как изменится сервисное обслуживание Mazda с введением технологий SkyActiv? Повлияет ли это на периодичность и стоимость ТО и ремонта, какова будет стоимость нормо-часа?

Андрей Глазков: Стоимость ТО на разные модели разная. Так что на CX-5 будет объявлен отдельный прайс, подробности будут известны несколько позже. Технологии SkyActiv не будут дороже в обслуживании. Стоимость нормо-часа каждый дилер определяет самостоятельно. Обычно она различна в Москве и регионах.

Кузов: Потребуется ли обучение для сервисменов и автомехаников, ремонтирующих и обслуживающих модели SkyActiv? Как будет организовано это обучение? На какие особенности обслуживания прежде всего придется обратить внимание сервисменам, которым предстоит работать с технологиями SkyActiv?

Андрей Глазков: Каждый раз при появлении нового автомобиля дилерский персонал проходит обязательный тренинг. Организуется он по стандартному регламенту. CX-5 – машина современная и, судя по обещаниям наших коллег, должна обходиться в своем содержании на протяжении жизненного цикла дешевле своих собратьев по модельному ряду. А это значит, что сервисменам тоже придется чуть легче.

Кузов: Изменится ли стоимость страховки для моделей SkyActiv?

Андрей Глазков: Стоимость страховки определяют все-таки страховые компании. Делают они это исходя из опыта, сравнений, накопленной базы знаний. Сказать сейчас, как они будут оценивать этот автомобиль, сложно. Но, полагаю, стоимость страховки не должна претерпеть существенных изменений.

Комментарии

Еще никто не оставил свои комментарии. Ваш комментарий будет первым.

отправить
Рекомендованные статьи