Как проверить катушку зажигания с помощью мультиметра
17 августа 2022
Не нужно быть физиком или автоэлектриком, чтобы понять недостаточность низковольтного электрического импульса сети автомобиля для воспламенения рабочей смеси в цилиндре. Для обеспечения уверенного зажигания, электрический импульс должен иметь значение не менее 10 киловольт (кВ), а с учётом падения напряжения на протяжении высоковольтных проводов - от 12, до 20 киловольт (кВ). Соответственно, назначение катушки зажигания - преобразование низковольтного электрического импульса, поступающего от прерывателя, усилителя зажигания (коммутатора) или блока управления двигателя в высоковольтный импульс, необходимый для выработки искры в свече зажигания.
Внимание! Высоковольтный импульс небезопасен для людей, страдающих заболеваниями сердечно - сосудистой системы. Соблюдайте максимальную осторожность при диагностических работах с катушкой зажигания. Даже, измеряя сопротивление первичной обмотки, вы пропускаете через нее ток мультиметра, который трансформирует высоковольтный импульс во вторичную обмотку, а стандартные защитные перчатки рассчитаны на пробивное напряжение всего лишь в 6,3 кВ, чего явно недостаточно.
Устройство и типы катушек зажигания
По своей сути, все катушки зажигания являются трансформаторами, которые состоят из железного сердечника, окруженного первичной и вторичной обмотками. Провода первичной обмотки обладают большим диаметром, по сравнению со вторичной, но отличаются меньшим количеством витков. Чем больше разница в количестве витков между обмотками, тем более производительна катушка. Первичная и вторичная обмотки изолированы и не касаются друг друга.
Напряжение от аккумулятора проходит через модуль зажигания или РСМ и перетекает в первичные обмотки, придавая сердечнику свойства электромагнита. Когда модуль зажигания отключает первичное напряжение на катушке, магнитное поле пропадает, вызывая всплеск напряжения в катушке. Напряжение переходит к свече, где возникает искра, воспламеняющая воздушно-топливную смесь в цилиндре.
В настоящее время встречаются три конструктивных решения для катушек зажигания.
- Общая - для работы в системе с распределителем зажигания.
- Сдвоенная (строенная - для шестицилиндровых двигателей) - для работы с парой однофазных цилиндров.
- Индивидуальная - на каждый цилиндр.
Диагностика сдвоенных/строенных и индивидуальных катушек в домашних условиях может быть малоинформативна и затруднена из-за трудности доступа и конструктивных особенностей. Диагностику общей катушки провести несколько проще.
Как проверить катушку зажигания с помощью мультиметра
Как и во всех несложных но ответственных манипуляциях, для тестирования неисправностей катушки зажигания важна последовательность действий.
- Проверяем работоспособность мультиметра. Включаем прибор в сеть, если при разомкнутых щупах на экране высвечивается «1» - это то, что надо. Замыкаем щупы и переключаем диапазоны – в режиме высокого сопротивления на экране «00.0», при переходе на диапазон 200 Ом – «до 0.5 Ом». Прибор готов к измерениям.
- Читаем инструкцию к автомобилю, для корректного снятия катушки с автомобиля. Общее правило – извлекать катушку не менее чем через 15 мин. после выключения двигателя, а далее начинаются нюансы, в зависимости от модели и года выпуска машины.
- Визуально оцениваем состояние катушки. Если окислились контакты, производим их очистку, а вот наличие трещины на корпусе, делает дальнейшие измерения бессмысленными. Весело идём в магазин за новой катушкой зажигания.
- Проверяем первичную обмотку. Прислоняем щупы к клеммам – цифра на экране не должна превышать 5 Ом.
- Проверяем вторичную обмотку. Переводим мультиметр в режим измерения (Ом). Один из проводов кидаем на центральную клемму, второй на +/-, чёрный щуп на массу. Трактуем данные измерений, опять же, согласно инструкции к автомобилю. В большинстве катушек зажигания нормальное значение сопротивления вторичной обмотки лежит в диапазоне 6-8 Ом, но для некоторых моделей – 15 Ом.
Выход измерений за эти значения является признаком обрыва обмотки.
В принципе, это устранимо, но времена «перемоток на колене» прошли, да и время это занимает, так что разумнее будет направиться в автомагазин.
Признаки и причины проблем с катушкой зажигания
- Полное отсутствие искры (не запускается двигатель).
- Двигатель троит (особенно при повышенной влажности).
- Компьютерная диагностика указывает на пропуски зажигания в определенных цилиндрах.
- При нажатии педали акселератора появляются провалы в тяге - “рывки”.
- Трудность завода двигателя «на холодную», особенно при пониженных температурах.
- Перегревается корпус катушки зажигания.
- Появление трещин на корпусе катушки зажигания, изменение его цвета, а также цвета низковольтных проводов, идущих к устройству.
Вообще, катушка зажигания - точный и достаточно надёжный узел. Тем не менее, некоторые факторы могут привести к её некорректной работе и даже выходу из строя. Вот некоторые причины:
- случайная переполюсовка аккумулятора;
- установка нештатных проводов и свечей зажигания в процессе обслуживания автомобиля;
- межвитковый пробой, недиагностируемый мультиметром и выражающийся в снижении производительности катушки;
- перегрев и механические повреждения катушки;
- своеобразный аналог гидроудара, при “лихом” форсировании водных препятствий;
- короткое замыкание электропроводки.
Заключение
Катушки зажигания, как мы уже говорили, имеют свои особенности для разных моделей. Производить их самостоятельную диагностику нужно в полном соответствии с технической документацией, и при тщательном соблюдении правил техники безопасности.
Здоровья вам и вашему автомобилю и удачи на дорогах.
Еще никто не оставил свои комментарии. Ваш комментарий будет первым.