пространство
профессионалов
авторемонта

Как зарядить аккумулятор автомобиля

20 мая 2022

Как выбрать и обслуживать автомобильный аккумулятор в 2022 году

Если двигатель условно считать сердцем автомобиля, то аккумулятор со стартером – это дефибриллятор, только «реанимационные» мероприятия проводятся многократно в течении одного дня. Рабочее состояние АКБ важный фактор для автолюбителя, особенно в северной стране. Не завести машину в лютый мороз и в очень удалённой местности – удовольствие ниже среднего. Поэтому, за состоянием заряда батареи нужно следить столь же тщательно, как и за уровнем масла в картере двигателя.

Какими бывают аккумуляторные батареи

В основе любого из распространённых аккумуляторов представляет собой, заполненный электролитом, короб из стойкого к агрессивной среде пластика, внутри которого находятся шесть банок с собранными в пакеты пластинами с разной полярностью (электродами).

  • Стартовые. К этой группе и относятся традиционные автомобильные аккумуляторы. Ключевым требованием для подобных устройств является способность практически мгновенно выдавать большой ток для эффективного проворачивания коленчатого вала. Естественно, они должны обладать соответствующей энергоёмкостью.
  • Тяговые. Основными требованиями для подобных девайсов, являются способность равномерно отдавать ток электрическому мотору в течении максимального периода времени и выдерживать большое количество частых циклов подзарядки. Подобные аккумуляторы применяются на складской и другой специальной технике. Однако, многие автолюбители, являются ещё и поклонниками активного отдыха, а электрические лодочные моторы прочно набирают популярность. Поэтому, ниже мы поговорим об особенностях зарядки аккумуляторов для туристических гаджетов.
  • Портативные кислотные (для ряда электронных девайсов) и маршевые литий-ионные (электромобили и гибриды) аккумуляторы не являются предметом рассмотрения для этой статьи.

ВНИМАНИЕ! Самым распространённым электролитом является раствор серной кислоты, которая агрессивна как в жидком, так и в парообразном агрегатном состоянии. Будьте осторожны при обращении и особенно в процессе зарядки АКБ в домашних условиях!

Технологии изготовления АКБ – от винтажа до хайтека

  • Сурьмянистые (Sb) - 5-7 % содержания сурьмы в свинце. Сурьму стали добавлять в состав свинца для увеличения его стойкости к разрушению, и подобные АКБ являются самыми архаичными из рассматриваемых. Владельцам старых автомобилей, приходится постоянно контролировать уровень и плотность электролита, а в противном случае – выкипание воды приведёт к оголению и осыпанию электродов, что чревато коротким замыканием. Сейчас уже даже нет смысла всерьёз рассматривать какие-либо достоинства этой конструкции, кроме низкой цены.
  • Малосурьмянистые. Снижение содержания сурьмы (до 2-4%) позволило добиться улучшенных показателей по выкипанию и саморазряду батареи. Неприхотливость (способность переносить перепады напряжения), в сочетании с низкой ценой, говорят в пользу подобных АКБ.
  • Кальциевые (Ca/Ca). Следующий этап развития автомобильных АКБ – покрытие электродов кальцием с небольшой примесью серебра. На практике, изделие характеризуется необслуживаемостью (ему не грозят перезаряд и выкипание), повышенной энергоёмкостью, увеличенным до 5- 6 лет сроком службы, более мощным пусковым разрядом, уменьшенным внутренним разрядом и уровнем саморазряда на 70% меньшим, чем у малосурьмянистых батарей. Однако, кальциевые аккумуляторы боятся переворачивания, перепадов напряжения и полной разрядки.
  • Гибридные (Ca+ или Sb/Ca). В этих батареях, сурьмой покрываются плюсовые электроды, а кальцием – минусовые. Как и было задумано, «на выходе» получился усреднённый вариант, сочетающий достоинства предыдущих решений. Помимо прочего, гибридный аккумулятор менее чувствителен к перепадам тока, хорошо сопротивляется глубоким разрядам и перезарядам, что наряду с относительно демократичной ценой, делает их разумным выбором, при соблюдении прочих характеристик. Воду в них необходимо доливать раз в полгода, а переворачивать их не желательно.
  • Гелевые (GEL). За счёт нахождения электролита в гелеобразном состоянии, практически исключены протекания электролита, а также длительный (до 15 лет) срок службы и впечатляющие эксплуатационные показатели. К относительным недостаткам можно отнести высокую цену и кристаллизацию геля при температурах ниже – 50 Со. Не стоит ставить гелевый аккумулятор на подержанный автомобиль с нестабильной электрической сетью, ибо «коротыши» и перепады тока оказывают на него крайне негативное действие.
  • AGM и EFB – батареи. Если гелевые аккумуляторы так и напрашиваются во внедорожники, мотоциклы – эндуро и прочий «экстрим», то эти аккумуляторы созданы для оптимального энергобаланса в режиме городской езды «старт-стоп». В обоих разработках, пространство между пластинами заполнено пористым веществом, только у AGM оно пропитано гелем, а EFB – жидконаполненный.
  • Щелочной аккумулятор. В легковой нише их практически не встретишь. Автомобильные аккумуляторы с щелочным электролитом весьма габаритны и тяжелы. При этом, они более энергоёмки, и ещё по целому ряду параметров, больше подходят для тяговых функций, хотя и применяются в качестве стартовых на некоторых грузовиках и катерах. Конструктивно, их гофрированные пластины упакованы в герметичные конверты и бывают никель - кадмиевыми или никель – железными. Важно отметить «эффект памяти» щелочных батарей, который не позволяет им полноценно отдавать энергию после сильной разрядки.

Таким образом, для среднего (по потребностям и достатку) автолюбителя, разумным кажется выбор между кальциевым и гибридным аккумулятором, хотя на выбор могут влиять и другие обстоятельства.

Как продлить срок жизни автомобильного аккумулятора

Прежде всего не гонитесь за избыточной мощностью и новыми трендами. Большинство кальциевых и гибридных аккумуляторов ёмкостью 60 А/ч в состоянии выдать пусковой ток в 500 А (стартеру требуется 300 – 400 А), даже на крепком морозе. Это – забота о кошельке, а при эксплуатации обратите внимание на следующие моменты.

  • При замене аккумулятора ориентируйтесь на характеристики АКБ, идущей в заводской комплектации. Конструкторы, в большинстве случаев, не даром свой хлеб кушают.
  • Не стоит верить доморощенным «специалистам» и поддерживать их мифологию. Ни одному из описанных выше типов батарей не показан глубокий разряд. Более того, для некоторых – он фатален.
  • За исправностью генератора и степенью натяжения ремня его привода, стоит внимательно следить. Как правило, эти неисправности «громкие», так что визжащие звуки при холодном запуске, игнорировать не желательно.
  • А вот с «тихими» дефектами электрооборудования, особенно теми, что носят блуждающий характер – всё сложно. Как правило, они характерны для подержанных автомобилей, и их владельцу стоит выбирать аккумуляторы, не боящиеся перепадов и коротких замыканий в проводке.

Конечно, важным моментом является правильная зарядка аккумуляторной батареи автомобиля с помощью зарядного устройства, а такие моменты случаются в карьере каждого автомобилиста.

Каким устройством лучше всего заряжать аккумулятор

Зарядное устройство лучше выбирать с определённым запасом. Например, для распространённого номинала батарей в 60 Ач, логично будет приобрести девайс с зарядным током 6-10 А. В данном случае, запас по мощности сберегает ресурс прибора, исключая работу на пределе возможностей.

Не имеет смысла рассматривать архаичные зарядные устройства, и стоит сразу остановить свой выбор на автоматическом, осуществляющем контроль и не допускающем перезаряда. Также имеет смысл приобретать ЗУ с комбинированным зарядом и приборной индикацией – со временем захочется контролировать процесс и получать информацию в реальном времени. Хотя и светодиодная индикация - вполне себе рабочий вариант.

Предпусковое зарядное устройство позволяет произвести зарядку АКБ, не отключая её от бортовой сети.

ПЗУ (пуско-зарядное устройство) служит для запуска двигателя при севшей АКБ и быстрого восстановления её заряда. Конструктивно, этот девайс может иметь собственный аккумулятор (бустерное ПЗУ) или только сетевой кабель для подключения к сети 220V.

Как правильно зарядить аккумулятор в домашних условиях

Если автомобиль не заводится, тут всё понятно. Однако, контролировать заряд можно и другими способами. Отбросив в сторону древние гаражные способы, поговорим о тех, что актуальны на сегодняшний день.

  • «Лампочка» аккумуляторной батареи. Ну, никакая это не лампочка, а поплавок в прозрачной колбе. Если «ушёл» зелёный цвет поплавка, значит нужно проверить плотность электролита и произвести подзарядку.
  • Мультиметр. С помощью этого универсального измерительного прибора можно оценить напряжение на клеммах. На полностью заряженной АКБ должно быть 12,6 В и более. Напряжение 12,42 В соответствует 80% заряда, 12,2 В — 60%, 11,9 В — 40%, 11,58 В — 20%, 10,5 В — 0%.
  • Нагрузочная вилка. Специализированный прибор, позволяющий оценить ёмкость аккумулятора путём измерения падения напряжения под нагрузкой. Не обязательно покупать прибор, он есть в любом автосервисе.

В первую очередь тщательно изучите инструкцию зарядного устройства для АКБ – чаще всего все операции там грамотно и последовательно прописаны. В любом случае, упомянем главные принципы зарядки АКБ в домашних условиях:

  • В условиях зимы, не снимая аккумулятор, эффективную зарядку можно провести только в тёплом гараже.
  • Лучше всего заряжать аккумулятор автомобиля комбинированным автоматическим ЗУ
  • Однако, возможно использование ручного режима установки параметров зарядки постоянными током и напряжением. Схемы процесса описаны в инструкциях к устройствам, и нет смысла их цитировать.
  • Качественная зарядка АКБ не бывает быстрой и осуществляется на одной десятой от номинальной мощности батареи. Усреднённое время зарядки около 10 часов. Если батарея заряжается за считанные часы, то скорее всего она так же быстро и разрядится. И скорее всего, это повод задуматься о покупке новой.
  • Щелочные батареи лучше заряжать специализированным устройством.
  • Перед зарядкой необходимо очистить аккумулятор от загрязнений и зачистить клеммы (по необходимости).
  • В обслуживаемых аккумуляторах необходимо открыть технологические отверстия и долить дистиллированную воду до указанного уровня (по необходимости).
  • Красная клемма – плюс, чёрная – минус.
  • Включать зарядное устройство в сеть можно только после произведения вышеуказанных действий и прочтения к нему инструкции.
  • В домашних условиях ни в коем случае нельзя заряжать АКБ в помещении, где находятся люди.
  • Подсобное помещение, в котором производится зарядка, должно быть вентилируемым.
  • Если необслуживаемый аккумулятор «раздуло» в процессе зарядки, его не следует использовать в дальнейшем.

Современные технологии и маркетинговые соображения производителей делают АКБ абсолютно расходным материалом, призванным отработать 5 – 15 лет, в зависимости от конструктивного решения, и уйти в утилизацию.

Автомобилист окончательно стал потребителем, и у него нет необходимости держать в гараже ареометры, канюли с резиновой грушей, электролит и прочую «алхимию».

Однако, современное, универсальное автоматическое зарядное (а для любителей экстрима – бустерное) устройство – является очень желательным элементом в «джентльменском» наборе водителя.

Всем удачи и спасибо за прочтение.

Комментарии

Еще никто не оставил свои комментарии. Ваш комментарий будет первым.

отправить
Рекомендованные статьи