20 апреля 2024,
15:04
Москва

Почему расходуется моторное масло?

21 декабря 2020, Иван СОКОЛОВ

Расход масла

Алексей СыровПроблема повышенного расхода моторного масла будет актуальной, пожалуй, до тех пор, пока мы полностью не откажемся от автомобилей с классическими ДВС в пользу электромобилей. Пока этого не произошло, предлагаем рассмотреть столь насущный вопрос с самых разных сторон. Наиболее важные темы мы затронули в беседе с Алексеем Сыровым, бренд-менеджером производителя масел Wolf.

— Многие автовладельцы сталкиваются с большим расходом масла, хотя этот параметр вполне может находиться в заводских допусках. Какой расход масла в ДВС можно считать нормальным?

— Практически каждый автовладелец хотя бы раз задавался вопросом, куда уходит моторное масло и зачем его нужно менять. Существует много причин: от механических неисправностей до особенностей конструкции конкретного двигателя. Смазочный материал действительно может убывать. Для начала внимательно прочитайте руководство по эксплуатации к конкретному автомобилю, в котором должен быть указан допустимый расход моторного масла. Если этого параметра нет, значит, смазочный материал должен убывать незначительно: так, легковые автомобили могут потреблять 0,1–0,3 % масла от расхода топлива. Другими словами, каждые 100 литров топлива вы можете терять до 0,3 литра моторного масла. Это не считается неисправностью. Даже у двигателей одной серии расход масла может отличаться. Если вы заметили, что сгорает гораздо больше, то это может говорить о неисправностях в двигателе, некачественном или неправильно подобранном масле.

— Каковы основные причины повышенного расхода масла и каковы последствия этой неисправности?

— Повышенный расход моторного масла могут вызывать разные механические неисправности компонентов двигателя. Все они так или иначе могут привести к выходу автомобиля из строя и последующему дорогостоящему ремонту. Распознать поломку вовремя — значит спасти себя от лишних и неприятных трат.

Одна из распространенных неисправностей — это износ маслосъемных колец поршня двигателя. Основная функция колец — снимать со стенок цилиндра масло, не позволяя ему попадать в камеру сгорания. Когда кольца изнашиваются, зазоры на них увеличиваются, часть масла остается на стенках цилиндра и попадает в камеру сгорания, поэтому характерным признаком этой неисправности является сизый дым из выхлопной трубы.

Со временем стареют и маслосъемные колпачки. В двигателе они выполняют функцию уплотнения стержней клапанов и предотвращения попадания моторного масла в камеру сгорания по направляющим втулкам. Примерный интервал службы колпачков — около 100 тысяч километров, затем они начинают стираться, дубеть, поэтому следует произвести замену.

Если в двигателе сальники и другие уплотнения теряют герметичность и начинают пропускают масло, расход тоже будет большим. Эту проблему очень легко обнаружить: после стоянки под автомобилем появляются масляные лужи. Не затягивайте с заменой сальников — процедуру стоит проводить на пробеге до 100 тысяч километров. При повреждении прокладки головки блока цилиндра уровень герметичности также снижается, масло начинает поступать в охлаждающую систему и подтекать по внешним стенкам блока. Если заменить прокладку вовремя, это поможет избежать последующего дорогостоящего «лечения» двигателя. В турбированных двигателях может возникнуть проблема утечки масла через ротор турбины. Когда втулка на нем изнашивается, масло начинает сгорать, вследствие чего картер мотора очень быстро остается без масла. Ремонт такой неисправности следует произвести незамедлительно.

Другая причина повышенного расхода масла — это ошибки в сборке во время ремонта. Если ваш автомобиль попал в руки недобросовестной СТО, после обслуживания двигатель может начать «есть» масло. Например, некачественное хонингование цилиндров при изготовлении или капитальном ремонте двигателя или неверная установка поршневого кольца и других важных деталей двигателя могут привести к «масложору».

Проверка уровня автомасла

— Как влияют состояние самого масла и его состав на его расход?

— На повышенный расход моторного масла может повлиять слишком большой интервал его замены. Когда масло стареет, оно теряет свои свойства, увеличивается его вязкость. А если вязкость масла меняется, может нарушиться работа масляного насоса, могут загрязниться различные узлы двигателя. Отсюда вытекают еще две причины расхода: слишком высокая или недостаточная вязкость масла. Слишком густые масла с повышенной вязкостью задерживаются на стенках цилиндра с последующим образованием масляного тумана и испарением. Маловязкие масла, в свою очередь, образуют недостаточную масляную пленку, что приводит к износу колец, стенок цилиндров и других деталей шатунно-поршневой группы. Поэтому вязкость масла нужно подбирать строго в соответствии с рекомендациями производителя и погодными условиями окружающей среды.

— Каково влияние конструктивных особенностей двигателя на «масложор»?

— Многие владельцы автомобилей группы VAG (VW, Skoda, Seat, Audi) с двигателем CDAB (CDAA) 1.8 TSI до 2011 года выпуска не понаслышке знают о таком феномене, как «масложор». Основная причина большого расхода масла в этих двигателях — это конструктивные особенности поршневой системы, а именно маслосъемных колец поршней. Дренажные отверстия у них имеют диаметр менее одного миллиметра, а также присутствует тоненькая пружинка с внутренней стороны кольца. При этом высота маслосъемных колец тоже меньше относительно предыдущей модификации, что, как следствие, сказалось на ресурсе. От повышенной нагрузки маслосъемные кольца быстро изнашиваются, теряют упругость и начинают пропускать масло в камеру сгорания.

Таким образом, проблема постоянно прогрессирует до того момента, пока маслосъемные кольца не выходят из строя и не теряют свою функциональность. А владелец автомобиля начинает подливать масло в двигатель так же часто, как топливо в бензобак. И какое бы масло владелец автомобиля ни использовал, какие бы дополнительные меры очистки двигателя ни предпринимал, итогом эксплуатации двигателя будет замена либо маслосъемных колец, либо всей поршневой группы. А в случае если процесс был пущен на самотек, то и самого двигателя.

Эта проблема была устранена производителем путем модификации маслосъемных колец и увеличением дренажных отверстий. А позже на другие двигатели начали устанавливать маслосъемные кольца наборного типа.

— Что насчет особенностей эксплуатации? Интервал замены, стиль езды, климатические условия…

— Однозначно ответить на вопрос, как часто нужно менять масло, нельзя. Но заявлять, что перепробег на масле может повлиять на «масложор», можно. Ведь на интервал замены масла влияет сразу несколько факторов: классификация двигателя, тип масла, преимущественный режим эксплуатации (город с пробками, частыми остановками или трасса) и темп езды. Точно можно сказать одно: экономить на замене моторного масла не стоит. Особенно в тяжелых российских условиях эксплуатации автомобиля, где есть и нестабильное качество топлива, и суровые холода, и горы. А если вы часто ездите на высоких оборотах или с прицепом — это также будет влиять на срок эксплуатации масла и на его расход.

Не секрет, что цифры в рекомендациях по обслуживанию рассчитаны в эталонных условиях эксплуатации автомобиля при использовании эталонного топлива. Поэтому в них могут содержаться завышенные цифры интервалов замены моторного масла — в 15, 20, а то и 30 тысяч километров. В перспективе такой длинный межсервисный интервал приводит к проблемам в работе двигателя. Если хотите обезопасить себя от поломок в будущем, — сократите интервал замены, который рекомендует производитель, примерно в полтора-два раза. Для бензинового двигателя будет оптимально около 10 тысяч километров, для дизельного — около 7. Для тех, кто ориентируется на показатель нагрузки работающего мотора, примерный интервал замены масла — 200–250 моточасов.

— Какую роль играет качество используемого моторного масла?

— Первое, что нужно сделать при замене моторного масла, — это правильно его подобрать и убедиться, что это не контрафакт. Невнимательность в этом вопросе может привести к закоксовыванию поверхностей двигателя, поломке масляного фильтра или насоса, быстрому износу и перегреву узлов. При использовании поддельного масла последствия не всегда могут наступить сразу. Иногда автовладелец может отъездить на контрафактном масле с некачественным пакетом присадок весь положенный срок, затем поменять его на неподдельное, которое отмоет весь образовавшийся налет. Отмытые сгустки забьются в узкие масляные каналы, закоксуются и выведут двигатель из строя. Скорее всего автовладелец обвинит в поломке то масло, благодаря которому всплыли неисправности, и тот сервис, в котором была проведена последняя замена масла.

Масло, безусловно, должно хорошо смазывать все высоконагруженные части двигателя (поршневую группу, коленвал). Если образуемой масляной пленки будет недостаточно, детали двигателя быстро износятся. В результате внутри двигателя могут появиться мелкие металлические частицы (продукты износа), которые забьют масляный фильтр и осядут в поддоне картера, а износ поршневой группы и залегание маслосъемных колец приведут к повышенному расходу масла. Часть его будет попадать в камеру сгорания и вылетать на улицу вместе с выхлопами, образуя при этом характерный сизый дым. Неверно подобранное масло также может привести к перегреву двигателя, что чревато сильным износом, физической деформацией деталей и выходом всего механизма из строя.

— Какие советы по подбору масла вы бы дали автовладельцам и мастерам СТО?

— Чтобы двигатель служил долго, важно подбирать качественное масло по допуску и только в авторизованных точках продаж, а также регулярно его менять. Можно остановить свой выбор на брендах с широким ассортиментом, например среди моторных масел Wolf практически любой автовладелец найдет для себя подходящий продукт. В линейке Wolf OFFICIALTECH представлены моторные масла и другие смазочные материалы для самых современных и передовых двигателей, которые при этом соответствуют спецификациям и имеют официальные одобрения от многих автопроизводителей.

Комментарии

Еще никто не оставил свои комментарии. Ваш комментарий будет первым.

отправить
Рекомендованные статьи