«Торговля семечками» в автобизнесе
23 декабря 2014, Роман АКОЛЬЗИН
Под занавес нынышнего кризисного года информационное агентство «Национальная Служба Новостей» попыталось собрать крупную пресс-конференцию, на которую были приглашены представители крупных дилерских концернов, а также главы российских офисов мировых автомобильных брендов.
Разумеется, собрать такую аудиторию в столь сложный период очень трудно, поэтому на встречу явились лишь те немногие, кто способен отвечать на неудобные вопросы. Среди них Олег Мосеев, вице-президент РОАД, Геннадий Павлов, директор ЗАО «Чери Автомобили Рус», Андрей Ломанов, главный редактор канала «АВТО24» и автоэксперт Всеволод Кущинский.
Разговор начался с обсуждения перспектив развития российского автомобильного рынка. Эксперты сошлись во мнении, что падение продаж на 50%, до 1 150 млн. автомобилей, объективно отражает реалии, с которым дилерским компаниям придется столкнуться в следующем году.
По словам Олега Мосеева, рынок сократится наполовину по трем причинам. Во-первых, золотой бум в автосалонах создали автолюбители, которые, приобретая автомобиль в конце года, спасали свои сбережения. Это значит, что в те же автосалоны в январе-марте 2015 года попросту никто не придет. Во-вторых, на снижение спроса повлияет высокая стоимость машин. А в-третьих, уже сейчас существенно выросли банковские ставки по кредитам. Изменить эту ситуацию могла бы программа утилизации, а также поддержка государством низкой ставки по автокредитованию, но эти мероприятия существуют пока лишь на бумаге.
Кризис показал, что в следующие 10 лет российский авторынок будет монополизирован несколькими концернами, которые уже сейчас максимально локализовали свое производство. Это Renault-Nissan, KIA-Hyundai и Volkswagen. Существенный вклад в формирование рынка внесет «АвтоВАЗ» с появлением новой модели LADA Vesta. К слову, сроки вывода этого седана на рынок изменились, если ранее старт продаж планировался на осень 2015 года, то теперь он состоится только в 2016 году.
Остальным игрокам рынка необходимо в скором времени наращивать производственные мощности на территории России. Это касается в особенности тех брендов, которые не имеют в своей линейке моделей, широко востребованных у российских покупателей. Это, например, Suzuki, Subaru. Такие компании и до кризиса не делали массовых продаж. Иначе в следующий кризис за бортом окажутся не только SEAT, Luxgen и Dodge.
При этом строить новые ДЦ бессмысленно. По словам Мосеева, из 4 075 официальных дилеров 30% уже вошли в отрицательную зону, хотя это и не означает, что они уже завтра тотально обанкротятся. «Автобизнес в России – крайне закредитованная отрасль. Если банки начнут массово банкротить дилеров, то это скажется на их собственных капиталах и всей экономике в целом. Проблема слабых игроков заключается в том, что в свое время они поверили в прогнозы о годовой емкости российского рынка в 6 млн автомобилей и настроили салонов-дворцов, таким образом, перенасытив предложение в некоторых регионах. В следующем году за это придется расплачиваться», – прокомментировал Олег Мосеев. Эксперт также отметил, что сфера технического обслуживания автомобилей не спасет слабых игроков, поскольку в Москве наблюдается избыток автосервисных площадей.
Специалисты не обошли стороной и резкий скачок цен на новые автомобили. Геннадий Павлов, директор ЗАО «Чери Автомобили Рус», подтвердил, что компания с 20 декабря повысила стоимость своих автомобилей на 10-12%. «Мультибрендовость, с одной стороны, страхует нас от многих рисков, а с другой, приносит массу дополнительных, обязательных затрат, связанных с каждым отдельным брендом под крышей одного автосалона», – отметил Павлов. Однако он не считает ситуацию критической и уверяет, что кризис практически не повлияет на планы бренда по экспансии на российском рынке.
Цены на рынке продаж автомобилей с пробегом выросли на 10-20%. Это было вызвано стремлением обычных автолюбителей подзаработать в условиях кризиса: многие попросту повысили цены на свои машины, руководствуясь лишь общим подорожанием продуктов и услуг. Однако на вторичном рынке профицит, ажиотажа не наблюдается, а значит и цены, по мнению участников встречи, в начале следующего года упадут.
Не оставляет никого равнодушным скандал, разразившийся вокруг марки KIA. По заверениям некоторых дилеров, дистрибьютор отказал в отгрузке автомобилей, уже оплаченных клиентами дилерских автосалонов. В тот же день российский офис KIA опроверг эти слухи, но и внятных разъяснений не дал. Предполагалось, что компания хочет разорвать контракты с покупателями, чтобы в дальнейшем перепродать автомобили по более высокой цене. Схему даже прозвали «новым предприятием Остапа Бендера». Однако в кулуарах обсуждается и другой вариант: KIA стала заложником своих недобросовестных дилеров. В любом случае скандал никак не укладывается в стратегию компании по завоеванию существенной доли рынка в 2015 году.
Во время пресс-конференции участникам дискуссии был задан вопрос по поводу участившихся спекуляций на автомобильном рынке. Зачастую дилеры вовсе отказываются продавать автомобили в минимальных комплектациях, в одностороннем порядке без согласования с представительством устанавливают некие «минимальные пороги комплектаций», то есть навязывают покупателям опции стоимостью от 50 до 100 тысяч рублей.
На вопрос о правомерности таких действий Олег Мосеев, вице-президент РОАД, ответил, что мы живем в капиталистическом обществе, и при дефиците продукции дилеры вправе сами выбирать покупателя, готового заплатить за продукт большую сумму. Это отношение к конечному потребителю очень напомнило риторику Владимира Путина, который во время своей последней пресс-конференции заявил, что в России не будут вводиться ограничения на движение капитала, другими словами «спекуляция» как явление не нуждается в противодействии и ограничении со стороны государства. Так и Олег Мосеев не видит ничего зазорного в фактическом и искусственном завышении цен дилерами.
Также была затронута тема введения платного проезда и платных парковок в Москве. Московские автолюбители составляют от 22 до 27 процентов всего авторынка, а значит, дополнительные расходы на содержание повлияют на конечный спрос. Журналисты хотели узнать, когда же у автобизнеса в России появится толковая организация, защищающая не только собственные интересы, но и интересы потребителей. Резюмируя свой ответ насчет перегруженности дорожной сети столицы, Мосеев искрометно заметил: «Кому политика, а кому торговля семечками».
В принципе в этой сатирической гиперболе эксперта довольно четко прослеживается волюнтаристская позиция всего российского бизнеса – безответственная перед потребителем, сотрудниками и государством торговля.
Еще никто не оставил свои комментарии. Ваш комментарий будет первым.