22 декабря 2024,
08:12
Москва

В 2024 году авторынку России прогнозируют рост до 1,4-1,5 млн авто

18 января 2024

В 2024 году авторынку России прогнозируют рост до 1,4-1,5 млн авто

Итоговый результат авторынка России в 2023 году составил 1,13 миллиона легковых и LCV автомобилей. В 2024 году с учетом амбициозных планов дистрибьюторов могло бы состоятся порядка двух миллионов сделок. Однако рост ставки автокредитования и продолжающийся подорожание машин едва ли позволят рынку подняться выше 1,4-1,5 млн штук, прогнозируют эксперты ВТБ и «Открытие Авто».

Инфляционные ожидания, активность китайских марок и желание дилеров закрыть планы с хорошими показателями сделали декабрь рекордным в 2023 году месяцем по продаже автомобилей. Свою роль сыграли и годовые финансовые премии клиентов. Дилеры отмечали, что немало покупателей приходило в автосалоны с наличными. В итоге исключением ноября, вся вторая половина года оказалась для авторынка относительно успешной.

Динамику роста авторынка сдерживал не недостаток машин, а цены, которые скорректировались в результате переоценки курса рубля и повышения ставок утильсбора.

Покупателей приобрели 128 930 автомобилей с учетом параллельного импорта, на 9% больше, чем в ноябре. Итог года – 1,13 миллиона машин, +58% к провальному 2022 году (687,4 тыс. машин).

Российские авто заняли 42%

И хотя «АвтоВАЗ» по итогам года не смог выполнить первоначальный годовой план, компания реализовала 352,6 тысячи машин Lada, что в нынешних условиях можно считать успехом. Прирост продаж относительно 2022 года составил 87%, относительно 2021 – 1%.

Lada Granta в 2023 году установила рекорд продаж — 206,1 тысячи машин. Это в два с лишним раза больше, чем годом ранее. Успешные результаты продемонстрировало и семейство вседорожников Niva – 92 тысячи (+137%). Продажи Vesta, составлявшие в лучшем для нее 2021 году 113 тыс. ед., в 2023 году оказались заметно ниже - всего 49,3 тысячи. Столько машин «АвтоВАЗ» отгрузил салонам. Реальных же покупателей приобрели 41,2 тыс. таких авто.

Относительно высокие результаты (2,4 тысячи машин в декабре, +26% к ноябрю) показал «Москвич». Роль сыграли скидки до 490 тысяч и появление второй модели в семействе. По отчетам дистрибьютора за год дилеры продали 15 тысяч машин, из которых до конечных покупателей добралось 13 тысяч.

«УАЗ», «ГАЗ», «Соллерс» и Evolute реализовали за 2023 год суммарно около 104 тыс. машин. В целом за отечественными брендами по итогам года 470 тысяч проданных машин или 42% рынка.

Китайцы и еще один «иностранец»

В 2023 за счет параллельного импорта в топ-10 иностранных брендов удалось удержаться KIA (34 тыс. проданных а/м), Hyundai (26 тыс. ед.) и Toyota (22 тыс. авто). Эти бренды показали двузначное падение продаж относительно 2022 года. Однако в декабре место в топ-10 удалось сохранить лишь одному «иностранцу» – Kia (1,8 тыс. а/м).

Желания и возможности

«Как мы и прогнозировали, общий объем продаж в 2023 году не превысил 1,14 млн автомобилей. В январе-феврале наступившего года от авторынка не стоит ждать тех темпов, которые он показал в декабре. Морозы, ударившие по активности многих клиентов в мегаполисах в первой декаде января, и затяжные праздники не позволят рынку выйти на уровень больше, чем на 60-65 тыс. сделок. Не удастся достичь декабрьских рекордов и в феврале. Хотя, учитывая переполненность многих складов «китайцами», этот период может быть выгоден для покупки новой машины. Деньги, «замороженные» в «металле», для дилеров становятся все дороже, и продавцы будут идти на уступки. Порядка 35% машин, завезенных из Поднебесной в прошлом году, к началу января оказались не распроданы», - прокомментировала руководитель «Открытие Авто» Марина Дембицкая.

Эксперты Группы ВТБ отмечают, что в совокупности китайские компании планируют продать в России в 2024 году около 1,25 млн автомобилей. «АвтоВАЗ», в свою очередь, хотел бы продать порядка 500 тыс. машин. Естественно, что не останутся в стороне «ГАЗ», «УАЗ, «Москвич» и «Соллерс». Возьмут свое и те, кто продолжит ввозить машины по параллельному импорту.

И если допустить реализацию всех этих планов, то российский авторынок в 2024 году достигнет 2 млн ед. Но увеличившиеся ставки автокредитования и продолжающийся рост стоимости машин едва ли позволит ему подняться выше 1,4-1,5 миллиона сделок.

Комментарии

Еще никто не оставил свои комментарии. Ваш комментарий будет первым.

отправить
Рекомендованные статьи