Что заботит российских страховщиков
12 декабря 2014, Иван ЖУКОВ
Похоже, в ближайшее время нас ждут немалые потрясения. Объединив свои усилия, российские автостраховщики разработали программу, согласно которой тарифы страхования ОСАГО целесообразно увеличить на 45%, а еще лучше – на 70%. Впечатляет?Меня, честно говоря, не очень. Я – страхователь добросовестный и аккуратный, попаданием в ДТП страховые компании (тьфу-тьфу-тьфу!) не донимаю. Откуда же вдруг такой «подарок»?
Все объясняется до обидного просто: по законам экономического кризиса наши страховые компании вошли в полосу убытков и банкротств.
В 2009 г. за выплатами по ОСАГО обратилось около 2 млн чел., получивших почти 49 млрд руб., а за первые семь месяцев этого года цифры, соответственно, составили 1,3 млн чел. и 29,5 млрд руб. Если дело и дальше так пойдет, есть опасения, что к концу года количество обратившихся будет ниже прошлогоднего почти в полтора раза! Чем это грозит? Два года назад убыточность ОСАГО составила 62,8%, год назад – 63,5%, а в конце первого полугодия нынешнего года – уже 65,6%. По итогам нынешнего года она, как полагают эксперты, превзойдет 70%. При этом стоит иметь в виду, что критический уровень убыточности составляет 77%, а это уже совсем близко. Резерв гарантий Российского союза автостраховщиков закончился еще в начале июня 2009 года, второй год выплаты потерпевшим осуществляются из резерва текущих компенсационных выплат РСА, который, естественно, не резиновый. Он должен подпитываться совместными усилиями членов РСА, а их ряды редеют буквально на глазах, о чем мы еще поговорим.
Те компании, которые занимаются страхованием КАСКО, тоже страдают головной болью. За два года спрос на него упал с 65 млрд руб. до 45 млрд руб., а взаимозадолженность системы КАСКО – ОСАГО по состоянию на 1 июля 2010 года превысила 5,5 млрд руб.
Несмотря на проведенное повышение тарифов, не радует своими показателями и работа системы «Зеленая карта», в которой участвует 11 страховых компаний. По состоянию на 1 сентября заключено 1,756 млн договоров на общую сумму 3,018 млрд руб. За это время выплачено 4,330 млн евро (или 173,2 млн руб.) по ДТП за рубежом и почти 80 млн руб. по фактам ДТП на территории России. В сумме получается более четверти миллиарда рублей.
Основными причинами роста убыточности руководители Российского союза автостраховщиков называют несколько объективных причин. В первую очередь это неизменность базовых тарифов ОСАГО за все время действия закона. Затем следуют рост цен на ремонт, запасные части и расходные материалы и одновременный рост числа страховых случаев. Большую роль в этом процессе играет обновление парка автомобилей при одновременном сокращении сроков их эксплуатации. К тому же в кризисные времена многие автомобилисты поставили своих железных коней на прикол и не хотят платить ни налогов, ни страховок.
А как быть с 1,2 млрд руб., составляющих, по мнению многих экспертов, объем теневого рынка услуг по автострахованию? Легальные страховщики жалуются на то, что ежегодно в страховые компании не возвращается полмиллиона бланков ОСАГО, всего же в Российский союз автостраховщиков не вернулось более 2,5 млн бланков. Пикантность ситуации состоит в том, что ими пользуются бывшие коллеги тех, кто жалуется. Но ведь именно эти легальные страховщики и набирали людей буквально с улицы, торопясь «снять пенки» на волне всеобщего ажиотажа и «обязаловки», не заботясь о длительных последствиях «золотой лихорадки». Набившие руку на молниеносных сделках бывшие «легалы» в мгновение ока вышли из доверия у своих же коллег. Зато они быстро научились образовывать прочные союзы с криминалом в погонах, выдавая на-гора тысячи липовых актов. Дело дошло до того, что проблемой криминального страхования был вынужден озаботиться Президент России. Конечно, миллиард с небольшим не решит всех проблем автострахования, но, на мой взгляд, в этом случае страховщики понесли вполне заслуженное наказание за стремление заработать, как говаривал Дядя Гиляй, на грош пятаков.
Призрак банкротства системы обязательного автострахования все явственнее и явственнее превращается в реальность ближайшего будущего. Собственно, процесс уже пошел. В 2010 году банкротами объявили себя 9 страховых компаний, еще 38 стали убыточными. В 2009 году эти цифры составили 5 и 18 соответственно. Списки тех, у кого отозваны лицензии, обновляются на сайте РСА ежедневно.
Страховщики довольно быстро поняли, что в вопросе подъема своего благосостояния на автовладельцев рассчитывать нельзя. В кризисные времена те стали меньше покупать и, соответственно, меньше страховать. Но бить-то меньше они не стали! Больше того, появился стимул отягчать последствия ДТП с тем, чтобы компенсировать финансовые потери по другим статьям семейного бюджета, неизбежные в кризисные времена. Народ приспособился за небольшой «откат» регулярно предъявлять инспекторам ГИБДД и экспертам одни и те же повреждения, меняя только дату ДТП.
В такой ситуации самое время заручиться поддержкой государства, но и оно в глазах страховщиков оказалось «не на высоте».
Министерство финансов России, по их мнению, выбрало не самое подходящее время для подготовки законопроекта, предусматривающего заметные изменения в деле ОСАГО. Так, предлагается увеличить страховые суммы по жизни и здоровью на каждого потерпевшего со 160 тыс. руб. до полумиллиона, страховые суммы по имуществу – со 120 тыс. руб. до 200 тыс. руб. Финансирование выплат по здоровью должно проводиться по единым таблицам выплат в зависимости от степени тяжести последствий. А тут еще на бедных страховщиков свалились новые «Правила установления расходов на материалы и запасные части при восстановительном ремонте транспортных средств», вступившие в силу 1 сентября 2010 года. Но самый сильный удар по автостраховщикам, пекущимся о нуждах автомобилистов, не жалея прибыли своей, нанесла Федеральная служба судебных приставов (ФССП). Там предложили накладывать аресты на страховые премии по договорам ОСАГО – ни много, ни мало! И хотя даже невооруженным глазом заметны многочисленные нарушения действующего российского законодательства, страховщики взбунтовались не на шутку. Ведь это, по сути, деньги не автомобилистов, а страховщиков, и к наказанию нерадивого налогоплательщика не имеют вообще никакого отношения. В принципе, они правы. Наложение ареста на страховые премии приведет к невозможности исполнять договор страхования, и автовладельцы фактически становятся незастрахованными. Не получат страховое возмещение и потерпевшие в ДТП.
Выходит, что на автостраховщиков шишки посыпались со всех сторон – автомобилисты не несут им свои кровные, а ФССП и Минфин притесняют всячески. Надо что-то делать, но что? Ситуация предполагает два пути решения проблемы. Первый основан на серьезной внутренней реформе системы страхования и предусматривает внесение организационных изменений в деятельности страховых компаний. Одно из них – принятие нового законодательства о банкротстве, в том числе страховых компаний. Оно вступило в силу в июле 2010 года и предоставляет, например, ФССН право назначения временной администрации страховщика. Представители Российского союза автостраховщиков получили право входить в состав временной администрации, а РСА теперь компенсирует недостающую часть активов при передаче ему портфеля компании-банкрота.
Своими ближайшими задачами РСА видит внедрение новых принципов проведения проверок страховых компаний, выходящих на рынок услуг, и совершенствование функционирования расчетов по КАСКО – ОСАГО. Большую пользу должна принести унификация отчетности ФССН и РСА. Опыт нескольких молодых и активных страховых компаний говорит о неоспоримой пользе перехода на электронный документооборот и более активное использование Интернета в страховом деле. Наконец-то сдвинулось с мертвой точки дело защиты персональных данных страхователей.
Ну, а второй путь? Да вы и сами уже догадались, причем не с трех, а с одного раза. Самым, конечно же, действенным и радикальным средством сами страховщики считают… Правильно, повышение тарифов. Для обеспечения устойчивого функционирования системы ОСАГО, по их мнению, необходимо увеличить тарифы на 35–45%, а для того чтобы компенсировать введение новых «Правил…», необходимо «накинуть» еще 20–25%, в сумме получается около 70%. Вот откуда и взялась цифра, с которой началась наша статья.
Насколько она реальна? Для таких, как я и многие мои друзья, выбора просто не остается – платить придется столько, сколько назначат. Но ведь сейчас немало ушлых автомобилистов умудряется страховаться по криминальным технологиям, экономя деньги. Можно ли рассчитывать, что они согласятся страховаться «по-белому», если сейчас не хотят этого делать за деньги вдвое меньшие? Вряд ли.
Комментарии
Рекомендованные статьи
1 сентября 2023
30 декабря 2021
6 ноября 2014
27 апреля 2021
11 ноября 2014
29 октября 2025, Богдан Логинов
27 октября 2025, Богдан Логинов
24 октября 2025
Еще никто не оставил свои комментарии. Ваш комментарий будет первым.