08 ноября 2024,
20:11
Москва

Андрей Ольховский: "Командная игра решает все"

16 сентября 2021

Андрей Ольховский

Компания «АВТОDОM» — это один из главнейших игроков на отечественном авторынке. Мало того что поднятая «АВТОDОMом» планка является высочайшей, компания постоянно ее повышает. О дальнейших перспективах компании, об особенностях национального и мирового авторынков и о многом другом мы побеседовали генеральным директором «АВТОDОM» Андреем Ольховским.

— Как вашей компании в наше не самое простое время удалось удержать лидирующие позиции на рынке?

— Для меня «АВТОDОМ» всегда был одной из компаний, которой принадлежат лидирующие позиции. Именно «АВТОDОМ» стал первым в России официальным дилером бренда BMW, бренда MINI, многих мотобрендов. А учитывая, что BMW — это лидер продаж в России в сегменте премиум, быть частью такого бренда — большая честь для нас. Сегодня почти 20 % объема продаж автомобилей BMW в масштабах Москвы приходится на «АВТОDOМ». А если говорить об объеме сервиса для автомобилей этой марки, то на нас приходится 35 % от общей рыночной доли. Не стоит забывать, что сервис иногда бывает гораздо важнее покупки автомобиля. Автомобиль клиенты покупают несколько раз в жизни, а обслуживают их регулярно. За годы работы мы создали репутацию надежного и проверенного игрока на клиентском рынке, и теперь сами клиенты голосуют за нашу компанию. И это заслуга всей команды.

— Действительно ли мы можем говорить о том, что «АВТОDOМ» — это прежде всего команда единомышленников?

— Это правда на все 100 %. Количество людей, которые поменялись в компании с момента ее основания, весьма незначительное. Я многим привожу в пример хоккей. Можно набрать команду звезд, но никогда не стать с ней чемпионом. Необходимо, чтобы каждый игрок качественно выполнял свою работу и был на том месте, на котором он наиболее полезен. Подбор игроков — задача тренера. С командой индивидуалистов хорошей игры не сделаешь. Лишь синергия способна дать необходимый результат. Так и с бизнесом. Хороший результат даст лишь тонкая настройка необходимых процессов. Большинство топ-руководителей нашей компании работают у нас более 15 лет. Это означает, что жизнь конкретного человека стала уже неотделима от жизни компании. При этом необходимо постоянно мотивировать людей, чтобы они с удовольствием выходили на работу и добивались высоких результатов. «АВТОDOМ» — это команда, которая имеет очень длинную историю.

— Создается впечатление, что мы говорим не просто о коллективе, а о семье.

— Самое трудное — находить такую мотивацию, чтобы человек, который 20 лет работает в одной и той же компании, хотел продолжать это делать. В любом бизнесе трудно избежать профессионального выгорания сотрудников, а нам это удается. Возможно, мы действительно одна семья.

— «АВТОDOМ» не так давно приобрел 40 % столичного рынка бренда Audi. Какие планы на ближайшее будущее?

— Наша цель — концентрация брендов, в которых у нас есть достаточная компетенция, и в балансированном распределении этих брендов на два региона присутствия — Москву и Петербург. Для Санкт-Петербурга, скажем, нам важно присутствие брендов Audi и Land Rover, а в Москве, например, брендов Mercedes и Porsche.

— После просадки продаж, связанной с короновирусом, отечественный рынок неожиданно показал хорошую динамику продаж. Чем это вызвано?

— В 2020 году в силу упомянутых причин рынок действительно серьезно просел. Но ожидания людей обновить парк автомобилей никуда не делись. На фоне возникшего дефицита появилось и желание сделать это как можно быстрее — пока не изменились тенденции на рынке. Приведу пример: льготная ипотека в свое время значительно увеличила стоимость недвижимости. То же самое случилось и с рынком продаж автомобилей: негативный информационный фон спровоцировал рост продаж автомобилей. Люди испугались, что ситуация в ближайшее время поменяется в худшую сторону, и начали скупать автомобили. Кроме того, рекордно низкой была ставка по автокредитам, в результате чего многие смогли позволить себе покупку автомобилей более высокого класса. Сегодня ситуация несколько поменялась: мы видим, что отложенный спрос сокращается в связи с ростом стоимости автомобилей и рестрикцией в области поставки комплектующих. Стоимость автомобилей растет не только в рублях — это общемировая тенденция. Снизилось общее количество производимых автомобилей, а обновление модельного ряда, наоборот, набрало обороты. При этом основные элементы автомобилей, такие как двигатель, подвеска, остаются неизменными, меняется «умная» составляющая — мультимедиа, всевозможные системы помощи водителю… Расходы на разработку подобных систем довольно велики. Поэтому и себестоимость машин неизбежно растет.

— Однако покупательская способность населения растет не сильно… Что будут покупать в ближайшем обозримом будущем?

— Безусловно, можно прогнозировать рост спроса на автомобили на электрической тяге. Все крупные бренды в самое ближайшее время будут наращивать производство подобных автомобилей. Если верить заявлениям крупнейших производителей, число таких автомобилей скоро составит около 25 % от общего числа мирового автопарка. Но считать, что в ближайшем будущем такие транспортные средства будут способны полностью заменить автомобили с двигателем внутреннего сгорания, — это явное заблуждение. Автомобили на электрической тяге предназначены в основном для города. Для путешествий их сегодня использовать проблематично. Чтобы ситуация поменялась, придется на каждые 100 километров устанавливать электрические зарядные станции. А ведь каждая быстрая зарядка требует минимум 140 кВт электроэнергии. А сколько нужно таких станций? Умножьте количество необходимых энергозатрат на предполагаемое количество электромобилей. В России мощность, выделяемая для частных домовладений, составляет приблизительно 15–20 кВт. Получается, что владелец элементарно не сможет заряжать и эксплуатировать электромобиль каждый день. Потому что 20 кВт будут тратиться на бытовые нужны дома — стиральную машину, кондиционирование, отопление, электрический чайник и т. д. А цена такого автомобиля будет начинаться где-то от 8 000 000 рублей. Возможно, произойдет какое-то чудо и электромобили «научатся» проезжать на одной подзарядке 2000 км. Китайцы уже утверждают, что создали автомобиль, который может проехать 1000 км без подзарядки. Но пока это маркетинговые заявления. По этой причине я бы прогнозировал в ближайшем будущем рост продаж среднего сегмента именно классических автомобилей. Сегодня они стоят столько, сколько пару лет назад стоили бренды класса премиум. Впрочем, в «премиальных» автомобилях и автомобилях среднего класса в наше время используется столько одних и тех же элементов, что иногда трудно понять, к какому классу принадлежит та или иная модель. Кроме того, с большой долей вероятности можно предположить, что вырастет спрос и на массовый сегмент.

— А вот смотрите. Сменяемость брендов на рынке массового и среднего сегмента достаточно интересна. В 90-х годах мечтой отечественного автолюбителя был Volkswagen Golf, потом появился Ford Focus, производители которого предложили за более умеренные деньги более привлекательный набор опций. Сейчас на нашем рынке доминируют корейские компании. А что дальше?

— А дальше на нашем рынке будет доминировать Китай. Китайские автопроизводители эволюционно двигаются необычайно быстро. В плане развития автомобильной отрасли они осуществили огромный скачок. Сегодня китайские автомобили очень сильно отличаются от своих предшественников трехлетней давности. Как только в интерьере и экстерьере этих автомобилей исчезнет типичный «китайский шик», конкуренция для других участников авторынка станет очень серьезной. Китай может позволить себе очень долгое время играть в зоне отрицательного cash flow. Их политика направлена не на получение сиюминутной прибыли, а на длительную перспективу. Рынок России для китайских производителей приоритетен и очень важен. Сегодня наша компания ведет переговоры с рядом китайских брендов с целью стать их дистрибьютором на территории России. Мы видим большой потенциал в китайском автомобильном бизнесе, и нам интересен ряд китайских премиальных брендов. В частности, нам интересны автомобили на электрической тяге, которые, как я уже говорил, судя по заявлениям в пресс-релизах, способны демонстрировать рекордные показатели.

— То есть мы можем сказать, что «АВТОDOМ» постоянно держит руку на пульсе самых перспективных и технологичных рыночных тенденций?

— Разумеется. Сегодня любой автомобильный холдинг — это прежде всего цифровая компания, и мы не исключение. Наши инвестиции во многом направлены именно в маркетинг и IT-технологии. Это реальность времени, и мы готовы вкладывать большие средства именно в развитие цифровых технологий. Дилеры ведь очень похожи друг на друга: продукт у нас один и тот же, бизнес-процессы и запчасти нам дает импортер, люди у нас одни и те же. Даже здания у нас построены по стандартным проектам. Поэтому нам необходимо развивать технологии и искать новые бренды, развивать дистрибьюцию. Например, в прошлом году мы стали дистрибьютором мотобренда КТМ. В итоге переговоров с производителем мы поняли, что КТМ — это тот бренд, с которым мы можем и хотим работать. Мотоциклы — техника, которая позволяет людям получать положительные эмоции и удовольствие. И это очень большой и перспективный сегмент бизнеса. Мы хорошо умеем продавать мотоциклы, и мы знаем, кому их продавать. В этом году мы открыли филиал в Краснодаре, потому что считаем, что данный регион как нельзя лучше подходит именно для мотоциклетной истории. Есть, разумеется, в бизнесе, связанном с продажей мотоциклов, и свои побочные проблемы, например сертификация мотоциклетной одежды и аксессуаров, но нас это не пугает — научимся и настроимся.

— А у вас есть мотоцикл?

— Есть, и не один. К сожалению, пока всем известные ограничения не позволяют ездить за пределами Российской Федерации, однако ездить по России тоже неплохо. К тому же мотоцикл расширяет твои возможности передвижения. Скажем, дает тебе гарантию, что на важную встречу ты, скорее всего, попадешь вовремя. Однако и требования к обслуживанию мотоциклов необычайно высоки — от этого в первую очередь зависит твоя безопасность. Для этого и существуют официальные сервисные центры. Впрочем, с удовольствием замечаем, что культура отношения к мототехнике в последнее время начинает меняться в лучшую сторону. Это, конечно, происходит через пот и кровь. Но если раньше владельцы тех же самых Ducati вынуждены были обслуживаться в гаражных условиях, то теперь в среде «дукатистов» растет понимание, что гарантию безопасности они могут получить только в специализированном дилерском центре. Время гаражных «самоделкиных» постепенно подходит к концу, и это хорошо.

Комментарии

Еще никто не оставил свои комментарии. Ваш комментарий будет первым.

отправить
Рекомендованные статьи