23 ноября 2024,
15:11
Москва

IBIS прогнозирует революцию

16 июля 2015, Оксана Демченко

В Афинах, в отеле Хилтон, с 27 по 29 мая состоялась 15-я глобальная конференция профессионалов отрасли кузовного ремонта. В качестве российского партнера там присутствовал российский журнал «КУЗОВ». Именно так мы первыми узнали о грядущей революции.

IBIS 2015 Афины

2015 год для глобального рынка сложный и неоднозначный. «Старые» экономики показывают некоторый рост, молодые – в красной зоне. На одних рынках, как например в США – инвестиционные банки видят для себя целевое поле для «посева финансов» под последующий тучный урожай именно в сфере автосервисного бизнеса, а именно в его старом сетевом франчайзинговом формате. В России же на ниве инвестиций и кредитов настоящая засуха… И вот в такое непростое время эти и многие другие тренды рынков собирали, изучали, систематизировали и обсуждали без малого 350 участников ежегодной конференции IBIS – International Bodyshop Industry Symposium. Девизом нынешней встречи организаторы избрали слоган: «Безопасность. Квалификация. Стандарты».

Подлинными же точками фокуса встречи стали две темы:

– развитие сетей, их глобализация и даже выход на IPO, их форматы и новые виды;
– революция на рынке кузовного (и не только) ремонта, связанная с расширением присутствия на дорогах, так называемых «connected» автомобилей.

Чуть подробнее об этих ключевых темах.

Сети и объединения

Одна из самых горячих тем – это форматы и масштабы объединения, консолидации игроков рынка кузовного ремонта. До того, как спикеры конференции описали все многообразие подходов к объединению, видимое им, трудно было даже представить подобную широту охвата интересов, потенциально дающих сервисам во многих странах шанс вырасти, или хотя бы выжить и эффективно работать. Так, Joe Funk, группа AIG, представил специфическую модель сотрудничества страховой отрасли и СТО на рынках Азии и Южной Америки: это содействие в получении наилучшей цены по запчастям, оптимальная логистика и (как без этого!) интерес самих страховщиков, контролирующих и ремресурс, и качество деталей и их наценки. «Модели на разных рынках несколько отли­чаются, но в целом идея союза остается работоспособной», – заверил спикер.

Andy MacDonald, спикер, представляющий автокомпанию «нового века» Tesla Motors, рассказал о том, как на территории десятков стран строится вертикально-интегрированная сеть кузовных центров, координируемых и авторизуемых непосредственно автопроизводителем (и это вовсе не формат дилерства!) – на основании наличия оборудования, аудита квалификации персонала, обучения и поставки деталей и ремонтной информации. Кстати, интегратором по информации и облачным системам помощи выступает Audatex. Модели Tesla – это «алюминиевые» автомобили, собранные на клею и заклепках. Технологии ремонта создавались при участии инженеров «Астон-Мартин», имею­щих богатый опыт в работе с подобными сплавами.

Wijnand Mebius Но, пожалуй, наиболее вдохновляющий и даже уникальный опыт объединения показал спикер из Нидерландов Wijnand Mebius, управляющий директор сети кузовных СТО ABS Car Repair, который сейчас является первым лицом и координатором платформы поставки запчастей PartsPlan, единой для пяти основных игроков компактного и высококонкурентного рынка этой небольшой европейской страны. «Вместе, – поделился с читателями журнала «КУЗОВ» этот спикер, – пять сетей Голландии (ABS, CARE, AAS, ASN, Schadenet) принимают на себя более 65% загрузки страны по кузовному ремонту. Это означает, что все мы друг для друга конкуренты, и все мы работаем с одними и теми же страховыми компаниями и боремся за одного и того же клиента. И, тем не менее, когда встал вопрос о падении эффективности бизнеса, мы смогли за очень короткий срок сесть за стол переговоров, найти общие интересы и добиться не формального, а реального объединения в поставке запасных частей. Это дало нам возможность консолидировано работать с компаниями-поставщиками и получать наилучшие цены, а равно контролировать и их, и логистику. Это также усилило наши позиции в общении со страховщиками. Но, хочу отметить особо, мы сознательно пошли на крайне трудное решение: за скобки конкуренции оказался вынесен ценовой вопрос. У нас один прайс и совершенно единообразные условия по срокам и доступности деталей. Это значит, мы вынуждены конкурировать по иным значимым для конечного клиента факторам. И теперь решающий на рынке для нас фактор – это время. Клиент не хочет ждать, и мы понимаем и уважаем это». Стоит отметить, что такой альянс сразу вызвал в зале много вопросов по теме монополизации рынка и внимания к «платформе» со стороны антимонопольной службы страны. Однако, как заверил спикер, эти вопросы удалось разрешить без существенных осложнений, ведь, в конечном счете, клиент – в выигрыше.

«Информация – нефть нового века!»

А теперь несколько слов о революции, которую мы вынесли в заголовок, не только желая создать интригу. Для многих в России понятие «телематика» уже знакомо и заслуживает внимания, но его потенциал пока остается спорным и туманным. Но два спикера конференции – Sean Carey, президент группы SCG Management Consultants, и Clive Humby, эксперт по работе с данными группы Starcount, дали достаточно единодушный и заслуживающий внимания прогноз по трендам.
Сейчас рынок ремонта «принадлежит» страховым компаниям, это в большей или меньшей мере верно для разных рынков, но в глобальном смысле утверждение неоспоримо. Однако мы переживаем золотое время такого бизнеса… и одновременно это его закат! Встраиваемые уже на конвейере модули, в той или иной мере аналоги «черного ящика» самолета – уже реальность автопрома. В перспективе через 5-10 лет они станут массовым явлением, и это полностью перевернет рынок. Владелец комплекса данных об автомобиле и его водителе – автопроизводитель – будет создавать базы данных (что уже делают многие, впрок). Эти базы станут главной ценностью рынка и главной его проблемой: они породят запрос общества на сохранение конфиденциа­льности данных и массу соблазнов по нецелевому использованию данных. Кроме того, став центром цифрового рынка и собственником данных о пробегах, стиле вождения, моменте и причине ДТП, неполадках в системе и т. д., автопроизводитель войдет на постпродажный рынок совершенно на иных правах и с иными возможностями. И тогда всем придется договариваться и искать общее компромиссное решение, и это будет уже решение иного рынка, центром которого, понадеялись спикеры, станет клиент.

И еще один ключевой момент, отмеченный спикерами – это непрестанное сокращение стоимости сбора данных о клиенте при одновременном росте их точности и комплексности. На протяжении полувека цена данных по конкретному покупателю упала на несколько порядков. И сейчас, например, сети супермаркетов Tesco знают о своем клиенте буквально все и персонально: что в его корзине, что планируется к покупке, где живет клиент, состав его семьи, предпочтения и так далее.
«Телематико-фобия» на уровне клиента – угроза вполне реальная. Кто владеет данными и обрабатывает их, тот берет на себя огромную ответственность. И, если он не в силах удержаться от соблазна и использует данные против клиента, системно или частным образом, он создаст огромную проблему.

Уже сейчас в Европе начинается волна «борьбы за право на частную жизнь» – клиент хочет самостоятельно решать: кому, в каком объеме и когда предоставлять данные. Он хочет быть полноценным собственником информации о себе. И рано или поздно он получит это право, куда более реальное (и трудное для бизнеса), чем нынешняя защита персональных данных.

Примеры того, как страховые компании «сдают позиции» новой цифровой реальности

– Google активно продает страховые полисы (особенно в США) – то есть проник на этот рынок и стал его новым игроком, набирающим влияние. Он коммуницирует с конечным клие­нтом, и это новый канал с новыми правилами.

– Toyota на рынке Великобритании (право собственности через третьих лиц) входит на рынок страхования при использовании средств телематики. Этой новомодной темой в UK занимается страховая компания Insure the Box – так сказать, название говорит само за себя. Компания (теперь отчасти контролируемая автопроизводителем) предлагает очень бюджетные страховые продукты для автовладельцев при условии установки «черных ящиков» и, как правило, ограничении годового пробега.

– Berkshire Hathaway – холдинговая компания под бессменным руководством Уоррена Баффета – проявляет растущий интерес к авторынку, инвестируя в покупки: Van Tuyl Group (№5 в авторетейле Штатов), Axalta. Добавим в эту картину прио­бретение одного из лидеров страхового рынка страны – GEICO (более 22 млн. застрахованных автомобилей) и пакеты акций автопроизводителей – это, по сути, готовая структура контроля нового рынка, «управляемого» телематикой.

– Альянс Nissan/Renault активно сотрудничает со страховыми группами The Floow и Generali, формируя совершенно новый подход к страхованию на рынках и, по сути, развивая прямой канал коммуникации с конечным клиентом и прямое ему предложение, которое остро необходимо для внедрения средств телематики.

Все это, еще раз подчеркнем, полностью меняет в среднесрочной уже (для указанных рынков) перспективе всю сложившуюся «картину мира». Страховые компании становятся партнерами и вынуждены договариваться; автопроизводители (и значит, их дилеры тоже) активно играют на рынке аварийных ремонтов, где прежде многие и стандартов-то для дилера толком не предлагали. Системы снабжения в связи с новыми возможностями по получению информации и анализу заказов – имеющихся и потенциальных – очень существенно меняют свою работу. И все ремонтники на этих рынках просто вынуждены следить за смещением «центров силы»: и, как уже сказано выше, включаться в сети, ведь теперь доступ к потоку клиентов дает тот, кто контролирует и продает полисы – а это крупные платформы в сети!

Комментарии

Еще никто не оставил свои комментарии. Ваш комментарий будет первым.

отправить
Рекомендованные статьи