Широкий шаг роботизации
12 сентября 2014, Роман Акользин
Лидеры шиномонтажной отрасли продолжают выводить на российский рынок инновационное оборудование, которое зачастую остается невостребованным. Эксперты уверяют, затишье вызвано скорее не платежеспособностью клиентов, а региональными нюансами. Разобраться в российской специфике рынка шиномонтажного оборудования нам помогли сами производители и дистрибьюторы.
На отечественном рынке отсутствие роста объясняется его полным насыщением. Тенденции в сфере оборудования обусловлены изменениями в компонентах, с которыми оно работает. Игорь Галахов, продукт-менеджер Bosch по гаражному и диагностическому оборудованию, считает, что в настоящее время особых перемен в производстве шин не наблюдается. «Все технологии производства, которые влияют на способ монтажа шин, уже были разработаны ранее – это сверхнизкопрофильные шины, run-flat, PAX. И современное оборудование успешно справляется с соответствующими задачами», – рассказал эксперт.
Среди производителей шин идет борьба за топливную экономичность и снижение уровня шума, но это принципиально не отражается на конструкции и оборудовании. А потому революции в области производства шиномонтажного оборудования пока не ожидается. Нововведения касаются повышения удобства работы и увеличения скорости выполнения операций. Время от времени на рынке появляются оригинальные автоматические модели типа станков-роботов, но пока это, скорее, имиджевые вещи. Из-за высокой цены спрос на них невысок.
По словам Игоря, главная проблема производителя – это постоянно меняющийся курс доллара по отношению к рублю, что приводит к удорожанию импортируемого товара. От этого и сокращение объемов инвестиций и покупка более дешевого оборудования.
В начале лета Bosch вывела на российский рынок новую линейку шиномонтажных станков. По словам представителей компании, инновационные модели TCE 4430 и TCE 4435 задают новый стандарт в сегменте профессионального шиномонтажного оборудования. Модели TCE 4430 и TCE 4435 имеют откидную монтажную колонну сечением 140х140 мм, приводимую в движение пневматическим цилиндром диаметром 100 мм, и четыре захвата на монтажном столе. На станках можно обслуживать колеса легковых автомобилей и легкого коммерческого транспорта, а с помощью опционального набора – и мотоциклов. Посадочный диаметр при внутреннем зажиме колеса может колебаться от 10 до 22 дюймов, при внешнем – от 12 до 24 дюймов. Максимальные габариты ремонтируемого колеса в сборе (внешний диаметр шины) 1,1 м при ширине обода от 3 до 12,5 дюймов. Можно безопасно осуществлять монтаж любых типов шин, в том числе наиболее сложных в работе – низкопрофильных высокоскоростных класса UHP и шин Run Flat с усиленными боковыми стенками. Для работы необходимо располагать давлением воздуха в системе от 8 до 10 атмосфер.
По данным компании «СПВ Проджект», официального дистрибьютора оборудования Hunter в России, в 2013 году зафиксировано 13% спад интереса к продукции бренда. Вероятными причинами этого явления в компании считают падение продаж новых автомобилей и расширение группы импортеров Hunter в России.
Виктор Уланов, руководитель отдела оборудования Hunter компании «СПВ Проджект», уверен, что роботизация постепенно приведет к тому, что станки перестанут быть инструментом в руках человека и сами станут «шиномонтажниками». Пока компания «СПВ Проджект» с финансовыми сложностями не столкнулась, однако падающий рынок легковых автомобилей в перспективе может существенно повлиять на реализацию шиномонтажного оборудования.
Hunter Engineering в этом году представила свою новейшую разработку – шиномонтажный станок Revolution. Философия этого станка: «Нажми одну педаль и получи выполненную работу». Он может обслуживать любые колесные сборки (макс. диаметр дисков, колес и их ширина – 30”, 1 270 мм и 15” соответственно) легковых автомобилей, внедорожников и легких грузовиков, при этом в среднем на 15% быстрее, чем опытный оператор на обычном шиномонтажном станке. Для работы на Revolution оператор должен принять в 4 раза меньше важных решений, чем при работе на обычном станке: задать диаметр диска, положение датчика TPMS, использование нажимного устройства и давление для накачивания, остальное сделает станок. С повреждениями шин и дисков из-за ошибок оператора и ограничений оборудования можно попрощаться. Крупные европейские автопроизводители уже одобрили использование этого станка на своих дилерских станциях по всему миру.
«Оборудование Hunter привлекает качеством и скоростью работы сервисной службы дистрибьютора. За 6 лет эксплуатации балансировочного стенда пришлось поменять всего два подшипника и резиновый шкиф. На шиномонтажном станке заменили пластиковые насадки. Однажды вылетел цилиндр управления лопаткой, ремонтники за один день устранили проблему. Радует нас и универсальность этого оборудования, берет практически все колеса», – делится впечатлениями от эксплуатации Сергей Строчко, инженер по оборудованию «Авто Ганза».
«Из шиномонтажного оборудования среднего и верхнего ценового сегмента наиболее известными и распространенными являются такие марки, как Hofmann, Hunter, Beissbarth, Sicam, Bosch», – считает Павел Верещагин, руководитель направления «Шиномонтажное оборудование и стенды РУУК» компании «Эквинет».
Однако эксперт уточняет, что основную долю на рынке последние несколько лет занимают бренды из Китая. Это обуславливается более низкой ценой такого оборудования, даже по сравнению с бюджетными аналогами итальянского производства. А доля потребителей китайских станков, малых, средних сервисов и шинных центров, более велика, чем доля крупных сервисов и официальных дилерских СТО. В сравнении с европейским оборудованием надежность и ресурс китайских конкурентов ниже, а это может привести к внезапным поломкам станков в самый неподходящий момент, в разгар шиномонтажного сезона, и, следовательно, к потере прибыли.
Павел подтверждает мнение о том, что в последнее время динамика роста продаж оборудования в целом замедлилась из-за снижения объема продаж большинства автомобильных брендов. «Количество открываемых СТО уменьшается, однако компания «Эквинет» даже в условиях замедления экономического роста демонстрирует стабильные финансовые результаты работы благодаря своей известности, разветвленной дилерской сети по всей России, а также широчайшему ассортименту поставляемого оборудования различных брендов», – подчеркнул эксперт.
С точки зрения технологичности, производительности и безопасности в работе основной тенденцией в развитии отрасли Павел называет шиномонтажные стенды с максимальной степенью автоматизации операций. Это дает возможность любому, даже не очень опытному оператору, одинаково качественно, безопасно и быстро обслуживать как стандартные, так и эксклюзивные колеса с дисками большого диаметра, сверхнизкопрофильными шинами и шинами с жесткими бортами, такими как Runflat, UHP и пр. С точки зрения массовости, самыми перспективными продуктами можно назвать шиномонтажные стенды средней ценовой категории с поворотным монтажным столом с диапазоном зажима до 22"-24" и вспомогательным монтажным приспособлением типа «третья рука» для обслуживания низкопрофильных и жестких шин.
Специалист компании «Эквинет» представил нам шиномонтажный станок Beissbarth MS 630. Основное его отличие – высочайшая жесткость конструкции, которая достигается благодаря G-образной структуре, сокращению длины нагруженных элементов, изменению точки опоры колонны и увеличению ее сечения до 140х140мм. Функциональные компоненты станка стали также элементами его жесткости. Скорость работы обуславливается мощным насосом, который, по словам Павла, накачивает колеса на 25% быстрее, чем станки конкурентов, а также скоростью работы отжимной лопаты. В захваты монтажного стола MS 630 IT интегрированы сопла встроенной системы взрывной подкачки.
Станок спроектирован на срок службы не менее 5,5 лет в режиме «шиномонтажный сезон = круглый год», это аналог пробега в 1 млн км для легкового автомобиля, и имеет расширенную 4-летнюю гарантию на замену неисправных запчастей.
«Немецкие станки Beissbarth очень удобны в обслуживании. Однако стоит отметить одну общую для всех производителей тенденцию: чем больше электроники, тем велика вероятность сложной поломки, которая ведет к простою. Варианты моделей предыдущих поколений купить невозможно, производители выводят на наш рынок самое инновационное, да еще и в богатых комплектациях. Оборудование попросту не соответствует требованиям рынка, который завален подержанными и бюджетными автомобилями. Зачем мне, например, микролифт? Мы переплатили за него 1/4 часть станка, а в итоге он поломался через месяц. То есть одни нововведения существенно упрощают жизнь, а другие, наоборот, усложняют», – резюмирует Андрей Мамаев, директор шинно-сервисного центра «Профиль» в Обнинске.
Еще никто не оставил свои комментарии. Ваш комментарий будет первым.