03 декабря 2024,
19:12
Москва

Вслед за трубой

25 марта 2024

Вслед за трубой

Тренд на газификацию коммерческого транспорта способствует развитию заправочной инфраструктуры. Мнение Артура Солдаткина, исполнительного директора компании «Сторк». 

Начнем с очевидного: в России много природного газа, и до недавних пор он был совсем дешевым. В 2014 году наша компания первой сертифицировала и начала поставлять в РФ китайские газовые тягачи. К 2019-му мы оказались в тренде на газификацию коммерческого транспорта. Незадолго до этого сегмент газовых грузовиков стали активно развивать «КАМАЗ», а также Scania, которая до момента своего ухода с рынка продала около 1200 машин на ГМТ, в основном тягачей. Таким образом за несколько лет в России сформировался небольшой парк газовых грузовиков.

Сейчас в России активно развивается заправочная инфраструктура и расширяется сеть автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (АГНКС). На начало 2024 года в РФ насчитывалось более 700 КПГ-заправок общего пользования (без учета частных).

Опыт наших поставок показывает, что есть целый ряд клиентов, для которых использование машин на газу позволяет забыть о проблеме нестабильной заправки. Такие компании, как правило, работают в специфических условиях, например, ведут добычу и перевозку нерудных материалов, при которых машины должны работать безостановочно, или в условиях Севера, где на местах нет жидкого топлива, а дизель приходится везти с расположенных южнее регионов. Кроме доступности метан хорош тем, что его можно сжижать, предварительно подвергнув несложной очистке от пыли и воды, и заправлять машины на месте, прямо из «трубы». Что и делают перевозчики, создавая на производственных площадках собственные АГНКС или используя мобильные станции заправки

Сеть СПГ-заправок в России не развита: на конец 2023 года в стране работала 31 АГЗС для машин на СПГ, из них 6 станций в Челябинске и 4 станции — в Санкт-Петербурге, в парке общественного транспорта которого используются около 3000 автобусов на СПГ.

Убежден, что 2024 год в России станет годом активного использования сжиженного природного газа (СПГ). Это признается и на уровне заявлений компаний, и на уровне государственных инициатив. Например, стратегию развития рынка газомоторного топлива приняла компания «Газпром газомоторное топливо». Но для достижения поставленных целей придется еще поработать.

В России формирование сети СПГ-заправок идет одновременно с развитием дорожной инфраструктуры. Компании, в парках которых много техники на газу, заинтересованы в расширении газонаполнительной инфраструктуры и активно участвуют в проектах ее совершенствования.

Актуальной видится задача по развитию сети СПГ-заправок по трассе Санкт-Петербург — Челябинск, а также на М4 «Дон», которая к концу этого года, мы надеемся, будет закрыта станциями для заправки СПГ. Для этого в г. Шахты уже запущен завод, который будет производить и поставлять такое топливо.

Несмотря на то, что СПГ обходится дороже в производстве в силу технологических особенностей, его использование выгоднее, чем применение КПГ. Так, грузовик на СПГ потратит столько же газа в килограммах, сколько машина на КПГ, но проедет в три раза большее расстояние. И еще один довод в пользу СПГ: автомобиль на сжиженном газе везет физически меньший объем газа, так как СПГ в отличие от КПГ сжимается в 600 раз. Например, магистральный тягач Dayun 4x4 имеет только два баллона под газ по 450 литров каждый, что обеспечивает ему более 1000 км пробега на одной заправке. А тягач с такими же характеристиками и восемью баллонами КПГ по 130 литров каждый проедет в автономном режиме около 500 км. То есть при использовании СПГ емкость газа на борту повышается, а автономность пробега увеличивается.

Также есть плюсы в том, что СПГ-заправка может располагаться на удалении от завода по сжижению газа, и топливо к ней можно подвозить изотермическими танк-контейнерами. При этом каждая емкость, вместимостью 17 тонн, может служить ресивером для заправки. Этого объема топлива хватит для заправки 48 машин Dayun 6х4 с баком максимальной вместимостью 350 кг. На 350 кг такого топлива грузовик проедет около 800 км пути, а 48 машин — 38,4 тыс. км. Это весьма приличные показатели.

Комментарии

Еще никто не оставил свои комментарии. Ваш комментарий будет первым.

отправить
Рекомендованные статьи