21 декабря 2024,
21:12
Москва

Сергей Кожухов – о том, как привести в порядок рынок труда

21 апреля 2022, Автор Иван Соколов

Сергей Кожухов – о том, как привести в порядок рынок труда

Руководитель Академии БИЗНЕС КАР рассказал о внедрении комплексных образовательных программ для дилерских центров и СТО

В последние годы мы отмечаем на рынке услуг резкое повышение спроса на разные формы обучения сотрудников, которые не могут в полной мере предложить высшие и средние учебные заведения. Возможно это связано с тем, что рынок меняется быстрее, чем государственные образовательные программы, а возможно – классические формы обучения кажутся нецелесообразно длительными для начинающих специалистов и малоприменимыми к реальным профессиям. Гибко и профессионально к этому вопросу подходит Академия БИЗНЕС КАР, которая имеет огромный опыт в сфере внедрения самых комплексных образовательных программ для дилерских центров и СТО. Мы побеседовали с Сергеем Кожуховым.

– Сергей, какова, на ваш взгляд, ситуация на рынке труда в авторемонтной отрасли?

Для оценки ситуации на рынке труда в авторитейле можно опираться на усредненный показатель – индекс HeadHunter. Если сравнивать с 2021 годом, то в январе-феврале 2022 года в автомобилестроении и авторитейле стало на 15 % вакансий больше, при этом количество резюме кандидатов снизилось на 28 %. Соответственно, мы получаем в среднем (если брать в расчет индекс HH) 1,4 кандидата на одну вакансию, хотя в допандемийный период этот показатель был равен 2.4. Это катастрофическая ситуация, учитывая, что в других секторах экономики на одну вакансию приходится в среднем от 4 до 6 кандидатов. Мы сначала думали, что это происходит из-за перетекания кадров от официальных дилеров к независимым СТО, однако оказалось, что нет.

hh.индекс* в профессиональных областях

hh.индекс в профессиональных областях
*hh.индекс — отношение количества активных резюме к вакансиям. Активные резюме — резюме, которые были видны работодателям за последние два месяца и которыми соискатели откликались на вакансии или просто обновляли или редактировали.

Динамика вакансий в профессиональных областях

Динамика вакансий в профессиональных областях

Динамика резюме в профессиональных областях

Динамика резюме в профессиональных областях

– Выходит, все из-за оттока кандидатов в другие отрасли?

Думаю, да. Авторитейл сейчас, как сфера бизнеса, достаточно турбулентный, да и сфера деятельности весьма ответственна: автомобиль сам по себе представляет собой технически сложный товар, существует повышенная опасность (как физическая, так и финансовая) при работе с ним. Молодым специалистам сейчас гораздо проще идти в логистические, транспортные или курьерские службы. К примеру, курьер может сегодня получать те же 60–80–100 тысяч рублей – деньги, которые зарабатывает квалифицированный механик со всем своим багажом знаний и высоким уровнем ответственности.

Работу сегодня в основном ищут сотрудники со стажем 3-5 лет, то есть достаточно молодые: они попробовали себя в одной-двух компаниях и продолжили поиски. Те, кому за 40-45 – в основном состоявшиеся специалисты, которые, думаю, сегодня уже неплохо себя чувствует в авторемонтном бизнесе. Рынок меняется и авторитейлу нужно внимательнее подходить к формированию кадрового резерва и в целом построению HR-бренда. Собственно, чем мы (HR-комитет РОАД) и занимаемся.

– Насколько вообще сегодня существует потребность в получении высшего автомобильного образования?

Если говорить о работниках в возрасте от 40 лет и старше, то в автомобильных компаниях эти люди зачастую обладают высшим образованием, в то время как более молодые соискатели в основном закончили обучение в колледжах (я имею ввиду механиков). За последние 5-8 лет государство достаточно серьезно инвестировало в систему подготовки кадров для СТО. Конечно, не везде, но тем не менее инъекция была сделана конкретная –с точки зрения мастеров производственного обучения. Обновляется и материально-техническая база. Так, колледжи в значительной степени изменились и стали более популярными для желающих обучаться, в то время как высшее образование очень сильно просело. Сокращаются контрольно-приемные цифры приема, студенты выбирают бакалавриат, в то время как в магистратуру поступать желающих мало. Не готов современный молодой человек тратить на образование 5-6 лет – он хочет в кратчайшие сроки начать зарабатывать.

С другой стороны, в системе обучения сейчас проводится очень интересный эксперимент, который затрагивает 9 сфер экономики: новый специалитет подразумевает под собой сокращение сроков обучения в колледжах до 2 лет, при этом из программы образования исключается общеобразовательная часть, и остаются только специальные дисциплины. Я искренне рад, что автомобилестроение в этом году этот эксперимент не затронул, так как нам неплохо бы сначала посмотреть, как он пройдет в других сферах. Да и не готово автомобилестроение к таким резким переменам.

– Какую роль играет Академия БИЗНЕС КАР в решении кадровых вопросов автомобильной отрасли?

Процесс работы в автосервисе

фото предприятия

Мы с ассоциацией дилеров (РОАД) совместно с независимыми сервисами хотим создать успешные региональные проекты, в частности в Москве и Санкт-Петербурге. Далее в наших планах – провести встречи на уровне Министерства образования науки и просвещения и представить коллегам, принимающих решения на системном уровне, во-первых, наши проблемные зоны, а во-вторых, решения, которые мы либо уже нашли, либо которые сейчас разрабатываем. Таким образом мы будем пытаться масштабировать наши лучшие практики на федеральном уровне.

Если говорить о результатах нашей деятельности, то, во-первых, мы приняли участие в проекте «Единая база практики», в который вошли 8 крупных сильных компаний: «Ключавто», Inchcape, «Рольф», «Авилон», BUSINESSCAR, «Автодом», RTDService, ТЦ «Кунцево». Во-вторых, у нас сформировалось отраслевое HR-сообщество, которое включает в себя около 40 HR-специалистов из разных компаний.

Также в 2021 году мы создали сайт-агрегатор www.praktikant-road.org, через который студенты смогут выбирать место прохождения своей практики.

Сайт будет объединять между собой разных участников рынка труда – студентов, работодателей, а также образовательные организации (колледжи и ВУЗы).

Преддипломная практика студентов уже началась: через этот ресурс 85 студентов Колледжа № 9 по результатам выпускных квалификационных работ уже распределились по восьми дилерским предприятиям. Далее мы планируем тех, кто будет соответствовать нашим требованиям, пригласить на дилерские предприятия РОАД. Это что касается Москвы. Следующий этап работ – Санкт-Петербург, Ленинградская область. Таким образом мы формируем связь между потенциальными сотрудниками и ассоциацией авторитейла, выстраиваем образовательную и профессиональную траекторию для студентов и молодых специалистов.

– Как студенты узнают о подобных программах?

Первое – это целевые встречи со студентами на базе учебных заведений. Второе – участие экспертов отрасли в дисциплине «Введение в специальность». Третье – Проект департамента образования города Москвы, который включает в себя экскурсии и мастер-классы на предприятиях. В прошлый год мы провели для ВУЗов, колледжей и школ 11 мероприятий – какие-то проходили в формате онлайн, какие-то представляли собой выездные экскурсии в компании-члены РОАД. В результате чего почти тысяча студентов получили информацию о возможных профессиях и трудоустройстве: они узнали, как стать директором ДЦ, какие новейшие технологии применяются на официальном дилере бренда Lexus и т.д. На таких встречах мы уделяем большое внимание технической стороне вопроса, знакомим с руководителями, погружаем их в сферу авторитейла – как и где учиться, как развиваться. В итоге ближайшие месяцы у нас уже расписаны, каждую неделю мы продолжаем знакомить ребят с будущими профессиями, применяя дискуссионную платформу Департамента.

– Насколько крупнейшие игроки автомобильного рынка едины в этом вопросе?

Я считаю, что величайшее достижение 2021 года в том, что автомобильные компании поняли, что только объединившись, мы сможем создавать хороший кадровый резерв для нашей отрасли. Это ощущается по скорости обратной связи ключевых игроков, по их активности. А когда есть поддержка и понимание со стороны коллег – появляется больше возможностей по масштабированию мероприятий. Так, 25марта мы будем проводить большое мероприятие на базе колледжа № 9, куда пригласим директоров московских и подмосковных колледжей по 23 группе («Техника и технология наземного транспорта»), ФУМО, Департамент образования г. Москвы, который курирует это направление, а также независимых СТО (здесь мы друг друга дополняем, так как специфика выпускников для ОД и НСТОА немного разные). Планируем сделать ярмарку вакансий, где будут представлены 8 компаний-партнеров, организуем мастер-классы от поставщиков компонентов и оборудования (Ольга Селезнева и РАСТО в этом нам помогут), а представителям образования расскажем о текущих проектах «Единой базы практики», а также о планах, которые будет реализовывать Совет по профессиональным квалификациям в области образования. Вести диалог, объединять, информировать – этого сейчас всем нам очень не хватает. Ведь отраслевые темы – это наша социальная ответственность. Уверен, общими силами мы приведем, наконец, в порядок систему подготовки кадров для всей отрасли.

СТО

Какие учебные программы появились за последнее время непосредственно у Академии БИЗНЕС КАР?

Академия БИЗНЕС КАР продолжает развиваться. Так, в 2021году мы сделали ставку на наш последний продукт – «Академия детейлинга». И эта ставка сыграла. Это направление включает много образовательных продуктов: профессиональная мойка, химчистка, детейлинг-полировка, восстановление кожи, удаление вмятин без покраски (по этому направлению мы недавно заключили договор с компанией Carepoint). Формирование этих навыков сегодня является крайне востребованным не столько для дилерского сообщества, сколько для независимых СТО, детейлинг-центров и «гаражников». Кроме того, нам удалось согласовать в Совете по профессиональным квалификациям в автомобилестроении вопрос о разработке стандарта «Специалист по восстановлению экстерьера и интерьера автотранспортных средств – Детейлер». Так, в 2022 году при методической и финансовой поддержке Минтруда мы займемся разработкой профессионального стандарта, который позволит эту профессию систематизировать, создать определенные стандарты и функциональные карты. В результате должна возникнуть образовательная программа, которая будет готовить специалистов в учреждениях среднего профессионального образования.

В 2022 году Академия БИЗНЕС КАР также делает ставку на DigitalAcademy – онлайн-система, основанная на электронной платформе, которая позволит ученикам обучаться дистанционно фактически по всем должностям (продавцы, сервисные консультанты, руководители и т.д.). За прошедшие 2 года мы внедрили эту систему в рамках ГК «БИЗНЕС КАР» – 23 дилерских центра уже обучаются в автоматическом режиме в этой системе. Онлайн-курсы и образовательные программы мы создаем собственными силами и постепенно выводим их на внешний рынок.

– Насколько вообще онлайн обучение сотрудников в авторемонтной сфере эффективно?

Здесь все зависит в первую очередь от построения самого процесса. Так, наша образовательная программа включает в себя модуль для самостоятельного обучения. Например, сперва нужно изучить регламенты, технологические карты и общие стандарты. Дальше ученику необходимо сдать тест, чтобы оценить, насколько он понял и усвоил конкретный стандарт/технологию. Затем нужно пройти тренировку на виртуальном тренажере. Это может быть диалоговый виртуальный тренажер – в этом случае ученику могут предлагаться возможные варианты развития событий с клиентом (все происходит в виде анимации). Здесь есть возможность потренироваться: клиент что-то сказал, вы ему ответили, за этим последовала реакция и так далее – программа самостоятельно отвечает и управляет процессом. Так вот, этот процесс можно проводить полностью дистанционно, учащимся не надо приезжать в Москву, тратить свое время и деньги на дорогу. А уже потом, когда теоретическая и виртуальная части обучения будут освоены, мы приглашаем учеников на мастер-классы, где отрабатываем их навыки в «боевых» режимах в формате практики. В результате такого подхода обучение становится куда более гибким и результативным.

А что на счет рабочих профессий?

Автомехаников, как оказалось, тоже можно так обучать. Конечно, в этом случае онлайн-подход не дает 100-процентную эффективность, но целесообразность такого обучения определенно есть. Так, сначала мы предоставляем ученикам качественные теоретические семинары, затем даем им домашние задания, которые они выполняют на своих рабочих местах, после чего – отчитываются об их выполнении. Также мы применяем такую форму обучения, как живой стрим: один инструктор демонстрирует этапы технического обслуживания автомобиля (его при этом снимают с двух видеокамер с разных ракурсов), а второй инструктор в это время – комментирует и объясняет его работу. Также параллельно с этим на экран может выводиться технологическая полезная информация (моменты затяжек резьбовых соединений, инструкция по работе с порталом технической информации и т.д.).

Все это можно сделать на ¾ в формате онлайн, а уже потом провести либо выездное обучение на площадке клиента, либо пригласить его специалистов к нам, чтобы окончательно сформировать и отработать умения. Все возможно. Мы 15 лет не верили в это, а сейчас даже получаем определенное удовольствие от того, насколько процесс обучения стал более гибким и удобным для автобизнеса. Таким образом, мы можем сделать семинар для 30 механиков, потом разбить их на 5 групп по 6 человек, после чего пригласить на практику, которую они отработают фактически в индивидуальном формате.

Но все-таки практическое обучение для мастеров, которые работают и, что немаловажно, «думают руками» (это маляры, механики, арматурщики), исключать нельзя. Механикам, к слову, мы никогда не выдаем раздаточный материал – вместо этого мы вручаем им чистые листы формата А4 и ручки. Вы не представляете, сколько листов во время одного учебного курса они умудряются исписать – комментариями инструкторов, своими заметками, замечаниями и т.д. Ведь если на обучении наш студент понимает ценность получаемой информации, то он понимает насколько возрастает его потенциальная стоимость на рынке услуг, какой спектр этих услуг он может предлагать своим клиентам и работодателю. Создавать ценность для сотрудников – вот что самое главное.

– Есть ли у вас комплексные программы для СТО?

Мы никогда не общаемся с клиентом в следующем формате, когда он говорит: «Я пришел на ваш сайт, мне нужно обучить сервисного консультанта по такой-то программе». Если это корпоративный заказ, то мы начинаем с диагностики, так как «лекарство», которое сам себе выбирает клиент, ему не обязательно и поможет. В 80 % случаев параллельно большую роль играют дополнительные факторы, поэтому мы в таких случаях делаем предтренинговую диагностику СТО, в зависимости от которой можно проанализировать, какие зоны у клиента проблемные. Уже потом мы можем сформировать рекомендованную адаптированную комплексную программу.

Исходя из целей клиента/бизнеса, мы разрабатываем соответствующий комплекс мероприятий. Это могут быть:

  • дополнительные замеры (например, применение такой японской технологии, как Ямадзуми, которая позволяет искать дополнительные возможности или потери времени, которое нужно использовать более эффективно);
  • дополнительный анализ профессиональных знаний и умений (который скорее похож на аттестацию) персонала;
  • обучение (как линейного персонала на производстве, так и обучение руководителей).

Часто руководители предприятий сами принимают участие в обучении и получают обратную связь – это нужно, чтобы сам начальник также учился во время аудита.

Что касается обучения специалистов сервисных станций, то здесь у нас представлена целая гамма профессий и навыков: технические специалисты, сервисные консультанты, обучение устройства автомобиля, обучение законодательства в области сервиса, технологии ведения продаж автомобилей, способы расширения заказ-нарядов и средних чеков, нюансы продаж дополнительного оборудования, обучение по шинам, маслам… В последнее время мы стараемся обучать механиков так, чтобы в процессе выполнения работы он думал, где он может оказать клиенту дополнительный сервис, обезопасить клиента, предложить ему дополнительные работы или товары – конечно, в том случае, если автомобиль в этом нуждается. То есть он и в своей работе должен думать, как продавец – в хорошем смысле слова, как продавец-профессионал.

В автосалоне

Комментарии

Еще никто не оставил свои комментарии. Ваш комментарий будет первым.

отправить
Рекомендованные статьи