22 декабря 2024,
05:12
Москва

Валерий Соколов

09512.jpg

Утром деньги, вечером стулья. Оборачиваемость денежных средств

Экономическое учение К. Маркса гласит товар-деньги-товар, формула же новой формы обращения: деньги-товар-деньги. Деньги, которые при начале кругооборота вкладываются в обращение, не отданы навсегда, а лишь авансированы. Они снова возвращаются к своему первоначальному владельцу. Сам кругооборот уже не замкнут в себе самом, а постоянно повторяется, уносясь все дальше и дальше; авансированные деньги возвращаются назад, чтобы снова быть направленными в обращение и снова возвратиться назад.

Все это в идеале экономической теории.

На практике: закупаемый товар имеет свою ликвидность (оборачиваемость), она зависит от:

  • востребованности данной позиции;
  • добавочной стоимости-наценки;
  • эффективности работы отдела продаж, компании в целом.

Все это сводится к общему понятию оборачиваемости цикла: деньги-товар-деньги.

Резонный вопрос: «Сколько достаточно денежных средств, для поддержания развития компании, того или иного проекта, ввода нового ассортимента и т.д.». Отвлекая денежные средства из общего оборота или кредитуясь в банке, собственник считает, на сколько эффективны будут вложения. Деньги стоят денег. Оборачиваемость цикла деньги-товар-деньги, я разделяю на: время на доставку продукции до склада, оборачиваемость товара на складе, оборачиваемость денежных средств в долгах от клиентов, время на оприходование денег в компании.

Время на доставку продукции до склада у разных компаний на разный продукт разное, потому как география поставщиков и покупателей в нашей стране разное, оно может сильно отличаться, и сильно влиять на общий показатель оборачиваемости.

Оборачиваемость товара на складе. В эффективности данного показателя выделяю особую роль отдела закупок. Скажу больше: «Неэффективность работы данного отдела может доставить много хлопот, и, наоборот, при эффективной работе он может играть значимую роль в процессе финансирования всего бизнес-процесса».

Формула оборачиваемости товара:

Ост. сред. = (Ост.1 + Ост.2) / 2      -  (Ост.1, Ост.2 – остаток товара по себестоимости на начало и конец периода)

Реал.сред = реал.себест / дни      - (Реал.сред – средняя реализация продукции по себестоимости( в закупочных ценах); Дни – количество рабочих дней, в исследуемом периоде.)

Обор. Тов. = Ост.сред /реал.сред      - (Обор. Тов. – оборачиваемость товара в днях, количество дней (рабочих) необходимое для реализации заданного объема продукции в денежном эквиваленте.)

Вникнув в данную формулу, можно понять, какая на сегодня оборачиваемость, а разбив оборачиваемость по группам, производителям, выявляются проблемные зоны. Существует продукция, которая оттягивает денежные средства и, наоборот, которая является «паровозом» в поддерживании оборотных средств компании. Выставляя же планы на оборачиваемость отделу закупок, собственник имеет возможность контролировать процесс «деньги-товар (уходящий со склада)».

Оборачиваемость денег.

Формула:

Долг. сред. = (Д.1 + Д.2) / 2      - (Д.1, Д.2 – долги покупателей на начало и конец периода)

Прих.сред = Приход / дни      - (Прих.сред – среднее поступление денег от клиентов в заданный период; Дни – количество рабочих дней, в исследуемом периоде)

Обор. денег. = Долг.сред / Прих.сред      - (Обор. денег. – оборачиваемость денег в днях, количество дней(рабочих) необходимое для поступления всей денежной массы за реализацию данного объема продукции.)

Оборачиваемость денег - показатель контролируемый отделом продаж. Распределяя планы менеджерам ( крупный опт, опт, розница), также процесс «товар (ушедший со склада)-деньги», становится контролируемым. Выявляется слабое звено или наоборот. Каждый менеджер, по направлениям продаж, реализует продукцию с разной наценкой, и условиями оплаты. Ставя под контроль, объем реализации через каждого менеджера, процесс оборачиваемости денег становится управляемым.

Принимая за константы Т-время необходимое на доставку груза до склада и В-время на оприходование денежных средств от покупателей (как правило - 1 день), получаем замкнутый цикл:

А). Обор-ть = Т + Обор.тов + Обор.денег. + В

Вкладывая денежные средства в новый проект, расширение ассортимента важно знать, когда произойдет возврат этих денежных средств и будет ли он соответствовать своевременности прихода денег или же он будет оттягивать деньги из оборота, а может, наоборот, будет создавать дополнительный «буфер».

Рынок автозапчастей перенасыщен, существует множество предложений, есть всем известные, раскрученные бренды, на которых большой оборот, но возможность поддержания необходимой наценки проблематична. Здесь велико влияние перетекания товара из других регионов, демпинга. Производитель не всегда способен удержать возможность наценки для регионального игрока. Не скрою, многие производители, на основе дистрибуторских, дилерских договоров, с привязками к объемам и территориям действительно пытаются сохранить возможность наценки. Но этот процесс только формируется, и региональный игрок вынужден зачастую выживать самостоятельно. Повторюсь, рынок автозапчастей перенасыщен, и есть предложения брендов, которые, не являясь достаточно известными, при этом имеют хороший уровень цен и качества. При этом для «входа» в рынок готовы предоставлять дополнительные отсрочки платежа.

В формуле А отсутствует один параметр: К – отсрочка платежа, предоставляемая поставщиком. Полностью формула выглядит так:

В). Обор-ть = Т + Обор.тов + Обор.денег. + В - К

При работающем эффективно отделе продаж, постоянном контроле над продвижением целесообразных для компаний брендов, групп товаров. Так же при четком контроле показателей оборачиваемости по каждому из поставщиков, процесс финансирования предприятия становится управляемым, и он не всегда зависит от дополнительного кредитования, когда необходимо запустить новый проект, расширить ассортимент и т.д.

Пример.

Обор.тов – 14 дней (оборачиваемость по выделенному поставщику, группе товара)

Обор.денег – 12 дней (максимальная отсрочка предоставляемая покупателям 14 дней, кто-то платит по факту)

Т – 2 дня (срок доставки до склада от производителя, в рабочих днях)

В – 1 день (время на оприходование денег внутри компании)

К – 14 дней (отсрочка предоставляемая поставщиком)

Обор = 2 + 14 + 12 + 1 - 14 = 15 дней

Цифра, 15 рабочих дней, показывает, вложенные 100 рублей вернутся собственнику ( с учетом наценки, 100 + %наценки) через 15 рабочих дней после их вложений. В среднем в месяце 20 рабочих дней, т.е. при расчете эффективности вложений денежных средств можно привязаться к процентным ставкам банковского кредитования. При фактической ставке в 24% годовых, 24 / 12(месяцев) = 2% от суммы в месяц будут затраты на поддержание данного оборота.

Из опыта скажу, что оборачиваемость товара в 14-17 дней - вполне реальный показатель при отлаженной доставке продукции в 1-2 раза в неделю от производителя. Так же есть группы товара, оборачиваемость по которым может достигать 4-5 дней, как следствие, оборачиваемость цикла (деньги-товар-деньги) по этой группе товара может достигать 2 и более раз в месяц.

Короткий цикл «деньги-товар-деньги» позволяет организации быстрее вернуть денежные средства, вложенные в оборотные средства. Чем меньше цикл, тем лучше для компании. Встречаются даже случаи, когда предприятие имеет отрицательный показатель денежного цикла. Например, такое встречается у компаний занимающих прочные позиции на рынке, они могут диктовать условия и покупателям (сокращая период оплаты за свою продукцию) и поставщикам (получая у них отсрочку платежа).

Комментарии

Еще никто не оставил свои комментарии. Ваш комментарий будет первым.

отправить
Рекомендованные статьи