21 декабря 2024,
17:12
Москва

Инвестиции в кузовное производство, начинать или не начинать?

24 октября 2018, Роман ТУРКОВ

Первая мысль, которая приходит в голову после прочтения заголовка статьи – не является ли сумасшествием обсуждение данного вопроса именно сегодня, в тот момент, когда авторемонтные предприятия закрываются и уходят из бизнеса, когда падает их прибыльность, не хватает работы? Как можно говорить об инвестициях в умирающий сегмент рынка, какой смысл заниматься бизнесом, который с большой вероятностью заранее обречен на получение негативного результата?

окраска кузовной детали

Роман ТУРКОВЕсли посмотреть на финансовые результаты деятельности большинства предприятий кузовного ремонта, то причина такого положения дел на рынке становится абсолютно очевидна. Именно проблемы с прибыльностью и являются основной причиной ухода предприятий из бизнеса. Но отсутствие прибыли, так же как ее недостаток, есть лишь следствие, а не причина.

Причина в другом, в непонимании руководителями авторемонтных предприятий структуры бизнеса, его органики, в отрицании факта комплексности и сложности управления как такового, перекосах в восприятии ролей и важности трех составляющих бизнеса – техники, менеджмента и предпринимательства.

В теории все выглядит довольно просто.

Для любого инвестора, большого или малого, инвестиция это прежде всего финансовое решение, которое можно свести к двум основным принципам:

  • сегодняшний рубль стоит больше, чем завтрашний;
  • надежный рубль стоит больше, чем рисковый.

Из этих простых утверждений можно сделать первые очень важные выводы:

  • норма прибыльности будущего предприятия должна покрывать альтернативные издержки;
  • норма прибыльности должна учитывать фактор риска.

Как раз фактор риска и призван отражать вероятность успешного развития компании, учитывать жизнеспособность и стойкость данного бизнеса. Именно успешность, прибыльность и надежность компании обеспечивает ее руководитель, первое лицо, которого и ищет инвестор и которому вручает бразды правления.

Но это в идеальной ситуации. А в реальной жизни все часто происходит по-другому, среди инвесторов в автосервисы и конкретно в кузовные производства профессионально подготовленных людей очень мало. Имеется в виду не количество знаний и навыков по ремонту и восстановлению аварийных транспортных средств, а профессиона­лизм в области менеджмента, финансового управления и инвестиций. Ведь у любого бизнеса есть две стороны, операционно-технологическая и управленческо-финансовая, в российской индустрии кузовного автосервиса, как правило, именно вторая сторона вопроса и является источником осложнений.

Многие предприятия кузовного ремонта в настоя­щее время меняют владельцев, продаются или находятся в поиске инвесторов. Желание некоторых «технических профессионалов» повысить свой статус, оставить в прошлом рабочую специаль­ность и сделаться владельцами и совладельцами собственного бизнеса, уйдя от «работы на дядю», в данном случае абсолютно понятно.

Первое, что хотелось бы порекомендовать таким людям, прежде чем они потратят немалые суммы на инвестиции в кузовное ремонтное производство, это убедиться в достаточности своей квалификации в области финансов и управления, так как именно на первоначальных этапах и закладывается фундамент будущих побед или поражений.

Постараемся выделить несколько важных, структурообразующих вопросов, в которых компетентность будущего владельца кузовного автосервиса должна быть безусловной. Начать следует с того, что любой технический профессионал, решивший самостоятельно вести бизнес, должен понимать суть неизбежных и необходимых изменений, которые должны произойти с ним, как с личностью.

С момента принятия решения стать инвестором, возглавить бизнес, человек должен начать существовать одновременно в трех лицах – технического профессионала, менеджера-управленца и собственно предпринимателя. Причем, все три этих элемента его личности должны находиться в здоровом балансе и сотрудничестве друг с другом, в противном случае эффективно управлять бизнесом не получится.

Как правило, технические знания, профессионализм и понимание технического процесса ремонта и окраски аварийных транспортных средств имеется у такого человека в достатке. Дефицит обычно наблюдается в области знаний управленческих и финансовых, что еще раз подчеркивает необходимость овладения функционалом менеджера-управленца. Не меньшая проблема – отсутствие стратегического видения и понимания общей концепции развития бизнеса.

Мы рассмотрим и смоделируем тот случай, когда человек намерен стать первым лицом в компании и самостоятельно руководить кузовным авторемонтным предприятием. Необходимо понимать, что первоочередная задача по эффективному развитию бизнеса ставится и определяется именно предпринимателем, именно он должен четко, понятно и конкретно сформулировать, какой товар, какую услугу бизнес будет производить, кому и как он будет ее продавать. При том, что вопрос звучит банально, его важность и сложность трудно переоценить. При отсутствии четко поставленной, понятной и конкретной цели, никакое движение не будет осознанным, контролируемым, или полезным.

Слишком часто встречаются предприятия кузовного ремонта, задача и цель которых формулируется устами их руководителей очень просто – ремонтировать аварийные автомобили, но такая формулировка задачи неизбежно приведет к печальному результату. Любой успешный бизнес должен работать на решение задачи, поставленной от клиента – какую услугу, какой товар я буду продавать, кому я буду его продавать, и чем мой товар будет отличаться от аналогичных предложений на рынке. Большинство руководителей кузовных автосервисов не смогут четко ответить на эти вопросы, и в этом заключается одна из самых серьезных проблем индустрии.

Следующая проблемная для большинства предприятий область – операционное управление и менеджмент. Задача управленца – разработать и построить административные процессы таким образом, чтобы технология и ноу-хау, непосредственно относящиеся к ремонтным воздействиям на аварийные транспортные средства, работали максимально эффективно и экономично на достижение поставленных целей. Именно процессы в четком, конкретном и формализованном виде и есть тот фундамент, который заставляет бизнес работать автономно и самостоятельно, предохраняет, защищает его от болезненной зависимости от конкретных исполнителей, их индивидуального настроения, убеждений, возраста, суждений и точек зрения.

В случае, когда бизнес управляется хаотически, то есть вне формальной структуры, его владельцы и высшее руководство не могут рассчитывать на то, что он будет приносить им те результаты, которых они так желают и на которые рассчитывали. Управление по модели «Я вот возьму и найду хорошую бригаду» приведет лишь к краху и дальнейшему сползанию предприятия к разорению.

Все такие модели управления фактически означают, что формальный высший руководитель от управления отрекается, передает его в руки рабочего коллектива и мастеров, заменяя истинное, формальное руководство по четким и понятным процессам уговорами, случайными и бессистемными наказаниями, увещеваниями, пустыми и бессмысленными выступлениями перед рабочим коллективом, смехотворными распоряжениями, совещаниями, ничего не значащей болтовней и заклинаниями.

А тем временем рабочий коллектив на таком предприятии делает все исключительно так, как считает нужным и полезным лично для себя, при этом любые совпадения результатов их деятельности с курсом компании носят случайный характер. Как же избежать всех этих ошибок и минимизировать опасность развала управленческого механизма и сползания предприятия в хаос, как не допустить потери или серьезного обесценивания инвестиций?

окраска автомобиля

Единственный путь – построение качественной модели бизнеса с помощью формализации процессов и с использованием надлежащим образом настроенного программного обеспечения, имеющего достаточный потенциал для осуществления всего того, что предприниматель хочет достичь, решив инвестировать в данный бизнес.

Как минимум, такая рациональная модель бизнеса должна охватывать следующие аспекты:

  • создание ценности для потребителя, сотрудников, поставщиков, кредиторов и инвесторов компании, превосходя их ожидания;
  • возможность успешной работы для людей с невысоким уровнем профессиональной подготовки;
  • обеспечение наивысшей степени организованности и порядка во всем;
  • все, что делается, выпускается и производится на предприятии, должно регистрироваться в документации, все процессы должны быть детально описаны в соответствующих разделах Операционного Руководства;
  • предоставление единообразного и стандартного уровня услуг и товара всем клиентам;
  • единообразие форменной одежды, фирменного стиля и дизайна оформления здания.

Из всех перечисленных пунктов в первую очередь хотелось бы остановиться на том, который предписывает возможность успешной работы для людей с низким уровнем профессиональной подготовки. Казалось бы, это противоречит самой идее профессионального ремонта автомобилей, столько лет все только и делали, что говорили о том, как важны для любого автосервиса специа­листы высочайшей квалификации, и как легко работается тем, у кого есть укомплектованный лучшими профессионалами рабочий коллектив.

Высокий профессионализм отдельных сотрудников не способен обеспечить успешность и прибыльность всего бизнеса. Желание нанять «высоких профессионалов» в сознании рядового руководителя зачастую означает лишь одно – им можно будет передать всю работу и, наконец, начать жить спокойно. Это есть фактически очередной пример «руководства посредством отречения от своих обязанностей».

Обязанность руководителя – не поиск и использование «высоких профессионалов», а создание формальной, четкой управленческой и производственной системы, которая позволит стабильно получать стандартный, неизменно высокий результат, как минимум соответствующий, а лучше и превосходящий требования потребителей.

Остальные пункты в приведенном выше списке не менее важны. И документирование процессов, и порядок, и фирменный стиль, все это имеет решающее значение для экономического здоровья предприятия. Инвестиционное решение следует основывать на правильной оценке рисков, связанных с работой и функционированием какого-либо существующего бизнеса, или же рисков, связанных с основанием и запуском нового бизнеса. Оценка рисков обычно происходит как часть финансового аудита данного существующего бизнеса, или же прогноза планируемого бизнеса.

Иными словами, финансовый аудит есть наиболее важная часть процесса принятия инвестиционного решения. Такой аудит подразумевает проведение проверки наличия и функционала всех названных выше инструментов управления, а также эффективности их использования.

В заключение хотелось бы порекомендовать всем предприятиям кузовного ремонта уделять больше внимания вопросам выстраивания управленческой структуры и настройки процессов, не пренебрегать формализацией и документирова­нием всего происходящего на производстве, более вдумчиво и ответственно заниматься анализом показателей и данных, собранных в процессе документирования.

Для этого у современного руководителя есть все возможности, как и говорилось выше, ведь большинство авторемонтных кузовных предприя­тий использует лишь малую часть возможностей управленческого и финансового ПО, которое уже есть в компании. Многим предприятиям следовало бы воспользоваться услугами консультантов по настройке и наладке нужного функционала управленческой программы, а также в большей степени овладеть основными вопросами финансового менеджмента.

Знания и навыки работы с финансовой отчетностью компании являются чрезвычайно важными и для руководителей, и для инвесторов. Способность правильно читать, понимать и анализировать баланс, отчет о доходах и расходах, а также остальные фундаментальные документы финансовой отчетности являются основой для осуществления правильных инвестиций и профессионального управления предприятием, ведь документы финансовой отчетности – это стандартная, общепринятая система оценки деятельности компании.

Миллионы инвесторов во всем мире вкладывают деньги в паевые фонды, но многие также инвестируют непосредственно в предприятия. Разумная инвестиционная практика диктует, что инвестировать следует в качественные, жизнеспособные компании с сильным балансом, твердым заработком и положительными денежными потоками. 

Комментарии

Еще никто не оставил свои комментарии. Ваш комментарий будет первым.

отправить
Рекомендованные статьи