Потребность в протекции
8 ноября 2017, Роман АКОЛЬЗИН
На рынке детейлинга наблюдается спад интереса к жидким покрытиям и серьезный рост интереса к антигравийным пленкам. По информации специалистов Центра профессионального детейлинга Advance Star, за последние 2 года доля услуг по установке антигравийной пленки значительно выросла. Изменения наблюдаются по всей отрасли, даже самые ярые сторонники «жидких стекол» массово переквалифицировались в оклейщиков.
Павел Вайвадс, учредитель центра профессионального детейлинга Advance Star, уверен, что вызвано это объективными процессами. Автолюбители были разочарованы неработающей концепцией жидких защитных покрытий. 7 лет назад на момент появления первых таких продуктов маркетологи наделили их свойствами, которым они не отвечали. Несбывшееся обещание предохранить лак от механических повреждений серьезно подорвало авторитет не только отдельных брендов, но и всего сегмента.
Антигравийные пленки того времени успешно выполняли эту функцию, однако отличались дороговизной, уступали в эстетической составляющей и не всегда имели прогнозируемое качество. Однако за пятилетку производители пленок совершили эволюционный скачок: были усовершенствованы клеевые основы, появились защитные слои, а также существенно улучшился внешний вид продуктов.
Автолюбители применили простую математику. Подготовить и обработать защитным покрытием кузов машины E-класса стоит в среднем 40 000 рублей. Без соответствующего обслуживания его хватит на год-полтора. Оклеить только зоны риска антигравийной пленкой выйдет примерно в 70 000 рублей, а хватит этой процедуры не менее чем на 5 лет эксплуатации. При этом пленка реально имеет подтвержденную толщину, которую можно легко пощупать или проверить толщиномером, и она действительно убережет ЛКП от повреждений и пескоструйного воздействия.
Исходя из реалий рынка, сегодня любой уважаемый детейлинг-центр должен определиться с производителем антигравийных пленок, с которым он будет работать. Делается это лишь, исходя из собственного опыта и серии тестов, которые нужно производить самостоятельно. Для исследований Павел рекомендует выбирать пленку исключительно в премиум-сегменте. Здесь самые мощные игроки – это SunTek, Llumar, STEK, XPEL, и, конечно же, 3M. Эксперт обуславливает этот подход экономической подоплекой. «Перед детейлером стоит один вопрос: платить много или очень много? В нашем ремесле материал чрезвычайно дорог, соответственно более 50% стоимости услуги – это сама пленка. Поэтому в случае любого даже самого незначительного брака специалист выходит в минус. Лучше не рисковать и оградить себя от рекламаций, связанных с недочетами производителя пленок», – считает Павел.
У компании Advance Star более 50 площадок в Москве. Часть из них находятся на территории дилерских предприятий, где разговор с детейлерами обстоит просто: если клиенту по какой-то причине не нравится выполненная работа, то она переделывается за счет компании. Таким образом, на капоте можно потерять до 20 тысяч рублей только на материале.
Итак, современная прогрессивная пленка состоит из трех слоев. Верхний и самый важный – это лаковое покрытие TopCoat, предохраняющее полиуретановую основу от повреждения агрессивной химией и УФ-лучами. Пленки без защитного слоя вообще не стоит применять. Такие продукты совершенно не держат химию со зверомоек, желтеют и выгорают. Химическая стойкость этого слоя должна определяться, исходя из его способности выдерживать хороший 646 растворитель, спирт и ацетон. Это значит, что гудрон с дороги можно будет легко удалить с пленки подручными средствами.
Первым TopCoat на российском рынке представила компания SunTek на модели PPF. Несмотря на наличие 3-го дополнительного слоя, пленка была тоньше конкурентов, что облегчало установку и делало продукт более интересным с эстетической точки зрения. Спустя какое-то время сюда подтянулись остальные мастодонты рынка. В новых генерациях пленок слой TopCoat обладает возможностью самозаживления. Небольшие царапины исчезают при нагревании поверхности на солнце. Поэтому второй тест должен касаться именно этого вопроса, для чего пригодится фен.
Современные антигравийные пленки имеют защитный слой, который лучше блестит, а также обладает выраженными гидрофобными свойствами. Причем отталкивать воду он должен на протяжении долгого времени. В случае с дешевыми пленками это достигается за счет использования силикона, который смывается на первой же мойке. Следовательно, в третьем тесте так и нужно поступить – отмыть пленку различными автошампунями и понаблюдать за гидрофобным эффектом.
Следом мы тестируем клеевой слой. Клей должен предотвращать образование растяжек. Пленка устанавливается сначала на ровные детали, потом на поверхности с изгибом. Далее специалист проверяет, как клей реагирует на отлип. Если при этом слой повреждается и остается на кузове, значит, после установки под пленкой проявятся еле заметные полосы – шоклайны (shock line). Для черного цвета такой исход точно будет означать брак. Качество клея следует постоянно контролировать от поставки к поставке.
«Огрехи случаются даже у премиальных брендов. Одно время были вопросы к 3M – при отрыве клей оставался на кузове. Усилить клеевой слой просили компанию SunTek. В обоих случаях претензии были удовлетворены в кратчайшие сроки. Отмечу, что на развитых рынках шоклайны не являются браком, и только у нас педантичность клиента зашкаливающая, что следует учитывать», – отмечает Павел.
Основной полиуретановый слой – это ударопрочный материал с прекрасной износостойкостью к серьезным механическим повреждениям и нагреву. Вообще, саму полиуретановую основу для пленки выпускают всего несколько предприятий на территории США. Все остальные бренды лишь закупают это сырье в виде рулонов и индивидуально добавляют свой клей, лак, а также праймеры. Некоторые известные игроки просто покупают готовую пленку и ее брендируют.
Наличие качественного праймера демонстрирует серьезность производителя. Павел считает, что защитный лайнер должен наклеиваться с обеих сторон пленки. Нижний лайнер, предохраняющий клеевой слой, присутствует во всех продуктах, и только у дорогих пленок им также защищен слой TopCoat. Справедливости ради отметим, что некоторые производители стали отказываться от верхнего лайнера, мотивируя это тем, что плоттеры, которые ранее повреждали пленку, ушли в прошлое.
Не следует на одной площадке использовать различные модели пленок. Дело в том, что продукты даже внутри одного бренда разительно отличаются по толщине, возможности растяжения и скорости реакции клея. Для их установки также нужны мыльные и спиртовые растворы разной концентрации. Получается, что оклейщику, привыкшему к одному продукту, будет сложно с ходу использовать другую пленку. Конечно, существуют всеядные мастера, но это чревато финансовыми потерями. Павел заметил, что в компании Advance Star все риски по рекламациям лежат полностью на организации, а не сотрудниках.
Также в нашей беседе мы затронули вопрос использования лекал. Существует распространенное мнение, что в Москве предпочитают резать пленку вручную, а в регионах – с помощью плоттера. Среди положительных качеств этого способа можно отметить скорость подготовки. У производителей пленки есть база по автомобилям и всем модификациям, согласно которой плоттер сам размещает лист и режет так, чтобы минимальное количество материала уходило в брак. Это очень удобно для начинающих мастеров, которые пока не научились резать из-за риска повреждения ЛКП.
Однако и минусов здесь немало. За доступ к автобазе придется платить в форме подписки. Сам плоттер стоит дорого, соответственно, придется тратить время на поездки в подрядные организации, занимающиеся резкой. Получается, что профессионал самостоятельно отрежет пленку быстрее. Плоттер размещает пленку и режет ее так, что линии стыков остаются на видимой части деталей. Во-первых, это некрасиво, а во-вторых – непрактично. Любой мойщик одним неуклюжим движением АВД срежет всю пленку. 99% рекламаций по пленкам – как раз этот случай. Соответственно, такое расположение пленки не приветствуют и сами клиенты, некоторые даже требуют снимать бампера, чтобы загнуть пленку за деталь. Поэтому в распоряжении специалистов Advance Star вся номенклатура специнструмента. Благодаря ему можно заводить пленку в самые труднодоступные места даже между кузовными элементами.
Сегодня специалисты Advance Star успешно используют пленку STEK DYNOshield. Она отлично тянется, клеится без проблем, располагает защитным слоем и обладает продолжительным гидрофобным эффектом. STEK – это американо-корейский бренд, который также предлагает матовые и перламутровые полиуретановые антигравийные пленки.
Лучше всего наносить пленку на новый автомобиль. Если же машина уже поездила, то поверхность следует подготовить. Пленка способна поглотить небольшие царапинки и паутинку на поверхности ЛКП, но если вся машина в сколах и повреждениях, то вначале потребуется локальный ремонт и многоступенчатая абразивная полировка. Наш Mitsubishi L200 уже 3 года в строю. Известно, что у этих машин чуть ли не самое тонкое ЛКП из существующих на авторынке, а также чрезвычайно мягкий лак. Дополнительный «бонус» – машина черная.
L200 сначала нужно хорошо отмыть и продуть, особое внимание уделив местам сопряжения деталей. В противном случае вся грязь в момент нанесения потечет под пленку. Далее кузов должен быть очищен автоскрабом или микроабразивной глиной, отполирован в несколько этапов и обезжирен.
Оклеивают машину два специалиста. Перед ними стоит задача выполнить работу как можно скорее. Это обосновано тем, что пыль, присутствующую в любом помещении, чрезвычайно сложно увидеть и выгнать из-под пленки. Когда пленка высохнет, маленькие ворсинки превратятся в большие белые пузыри. Самое эффективное оружие против них – скорость.
Оклейка капота занимает у профессионалов 20-30 минут, а на «зоны риска» (капот, бампер, фары, передние крылья, боковые зеркала, места под ручками) обычно уходит 2-3 часа. Выполняется работа строго при температуре не выше и не ниже 22°C. Чем ниже температура, тем хуже клеится пленка и соответственно хуже работает клей. На жаре присутствует обратный эффект.
От рулона отмеряется необходимое количество пленки и отрезается лист с запасом по 2-3 см по периметру. Оба лайнера снимаются, и пленка располагается на детали, предварительно смоченной мыльным раствором. Далее пленка прожимается для удаления из-под нее мыльного раствора, а края детали обрабатываются спиртовым раствором для увеличения адгезии клея.
«Российскому автовладельцу очень важна визуальная составляющая. Поэтому все отрезы и швы, если они не заправлены, должны быть выполнены ювелирно. После процедуры машина сутки стоит в помещении. Спустя 24 часа специалист должен проверить и подкорректировать стыки. Более того, мы просим клиентов показать машину через неделю, чтобы зафиксировать результат», – делает акцент наш эксперт.
В силу возросшего ажиотажа клиентов вокруг антигравийных пленок многим СТО и детейлинг-студиям потребовались мастера-оклейщики высокой квалификации. В связи с этим компания Advance Star переформатировала и расширила программу собственных курсов подготовки оклейщиков. Сегодня на ее прохождение потребуется 5 рабочих дней. В первый день преподается лишь теоретическая часть, и демонстрируются основы ремесла. Во второй день студентов учат правильно резать пленку. Задача технологов состоит в том, чтобы научить человека чувствовать полиуретан и понять принцип. В оставшиеся 3 дня будущим мастерам покажут, как делать спиртовые и мыльные растворы, расскажут, как размещать, тянуть, прижимать и отклеивать пленку. «Это всего-навсего азы, и если человек спустя 5 дней обучения сможет хотя бы аккуратно без повреждений оклеить фару, то это можно сказать, что обучение для него уже окупилось», – резюмирует нашу встречу Павел.
Комментарии
Рекомендованные статьи
Еще никто не оставил свои комментарии. Ваш комментарий будет первым.