Правда и мифы о защитных покрытиях
20 марта 2018, Роман АКОЛЬЗИН
Одним из излюбленных методов защиты лакокрасочного покрытия автомобилей на рынке детейлинга являются жидкие полимерные составы. Существует несколько технологий производства и применения таких продуктов, о чем поговорить начистоту согласились руководители Центра профессионального детейлинга Advance Star.
В целом все направление жидких защитных покрытий на российском рынке стало стремительно развиваться благодаря единственному бренду. Когда первая нанокерамика пришла в Россию, она страстно увлекла как самих автолюбителей, так и в те годы еще небольшую касту практикующих детейлеров. Мощная рекламная и маркетинговая поддержка бренда позволяла построить на раскрученной торговой марке свой бизнес с нуля практически без финансовых вливаний.
Однако монополия со временем привела к печальным последствиям. Декларируемые брендом потребительские свойства продукта не отвечали реальному содержанию. В результате резкий взлет популярности сменился таким же категорическим падением. И в обоих случаях бренд увлек за собой все направление в целом, по сути, дискредитировав массу недавно появившихся аналогичных конкурентных торговых марок. Множество рожденных в те времена составов были вынесены автолюбителями за скобки как раз из-за разочарования в первопроходце.
Так что же такое в реальности жидкие защитные покрытия? Что же в данном контексте означает слово «защита»? Очевидно, что никакой полимер не способен спасти ЛКП от удара щебнем, с этим не всегда справляется даже антигравийная пленка. Защита в этом случае сводится лишь к консервации отполированного и обезжиренного лака. По уму, эти покрытия нужно называть «консервирующими». Именно они усиливают эстетические свойства автомобиля – придают гидрофобный эффект и насыщают цвет. А достигаются эти эффекты как раз за счет некоторых защитных качеств.
«Жидкие покрытия действительно защищают кузов от различных агрессивных факторов, стремящихся разрушить ЛКП. Они не позволяют кузову оксидироваться, сохраняют лак от окисления и ультрафиолетовой деградации, сдерживают натиск агрессивной химии и прочих каждодневных неприятностей в виде птичьего помета, тополиных почек, битума, налета чужеродной краски, дорожной разметки и прочего. Благодаря им автомобиль может выглядеть новым даже на 5-й год эксплуатации», – рассказывает Павел Беляков, технический директор Центра профессионального детейлинга Advance Star.
По словам эксперта, на рынке присутствует 3 вида жидких защитных покрытий. Так называемые «пироги» из глейзов, силантов и восков – это самый доступный по цене и простоте нанесения вариант для автолюбителя, очень популярные продукты в южных регионах США. Однако в условиях российского климата, а также агрессивных реагентов на дороге и дешевой химии на мойках «пироги» вымываются очень быстро.
Оставшиеся две категории: жидкие стекла и нанокерамика – химически активные составы. Помимо самой формулы между собой они различаются размером молекул. Чем меньше молекула, тем лучше состав запечатывает микроскопические неровности лака, а значит, показывает лучшую устойчивость с течением времени. Например, размер молекулы нанокерамического покрытия варьируется в районе 60-65 нм, а жидкого стекла – 150-200 нм.
На рынке в каждом из сегментов представлена масса продуктов. Автолюбителю для самостоятельного нанесения стоит обратить внимание на бюджетные варианты. Полочные продукты не отличаются высокими характеристиками, однако просты в применении и прощают массу ошибок. В профессиональном же детейлинге предпочтительнее все-таки пользоваться премиальными системами. Чем выше стоимость, тем меньше расход и стабильнее качество. Это правило в равной степени касается и восков, и силантов, и жидких стекол, и нанокерамики.
Эксперт подчеркивает, что все-таки нанокерамикой не стоит увлекаться в домашних условиях, поскольку велик риск ошибки и брака. Лучше взять зарекомендованный силант Wurth «Защитный глянец» стоимостью всего в полторы тысячи рублей и просто наносить на кузов раз в месяц после мойки. Флакона обычно хватает на 4-5 среднеразмерных седанов, а простота нанесения с лихвой компенсирует недостаток, связанный долговечностью покрытия. С составами из разряда «жидких стекол», если взять в пример даже топовый Wilson, все иначе. Производители дают гарантию на полгода и даже год эксплуатации, но в этом случае уже требуется тщательная подготовка поверхности.
Нанокерамика Liquidglass Protec 9H, которую применяют в компании Advance Star, может держаться и два-три года, однако технология нанесения разительно не отличается от продуктов из других групп. Сначала на очищенный, отполированый и обезжиренный кузов наносится подложка High Gloss Nano Polish. Nano Polish не только эффективно заполняет и сглаживает микроскопические неровности на лаке, но и является эффективным активатором адгезии. Далее на подложку в два слоя с выдержкой и располировкой каждого слоя наносится базовый состав Liquidglass Protec 9H. А вот уже за блеск и гидрофобные свойства отвечает исключительно финишный продукт Liquidglass Carbody X13. Именно после него лакокрасочное покрытие приобретает свойства зеркала.
Разобравшись с классификацией составов, мы можем обозначить комплекс проблем российского детейлинга. Первая и главная – тотальный демпинг, в результате которого среди известных детейлинг-студий произошел настоящий «звездопад». Устояли в основном те, кто сумел наладить выпуск собственной химии за рубежом или же стал дистрибьютором мирового бренда. «Падают в цене не только услуги, обесценивается сама идеология детейлинга. Вывеску «детейлинг-центр» налепила каждая вторая мойка. Те, кто вошел в рынок на его подъеме с минимальными вложениями, сегодня готовы работать за тарелку супа», – рассказал Андрей Вайвадс, генеральный директор Центра профессионального детейлинга Advance Star.
Эксперт уверен, что именно отсюда берет начало вторая основная проблема – некомпетентность специалистов. За последние несколько лет на рынке появилось много школ детейлинга, которые просто не в состоянии дать слушателям требуемые знания. В результате выпускник такой школы, организовав свой бизнес, умеет полировать лишь эксцентриком, а его знания о продуктах и покрытиях ограничиваются растиражированной мифологией. Например, многие до сих пор наливают нанокерамику в стакан и застывшую твердую прозрачную смесь демонстрируют клиентам, мол, это и есть основной полимер. В реальности же таким образом можно было лишь определить процент сухого остатка состава, а сам полезный материал, который как раз отвечает за закрепление покрытия на лаке, просто испаряется. Зафиксировать его соотношение невозможно.
Вопиющая некомпетентность тянут за собой третью основную проблему индустрии детейлинга – обман потребителей и их последующее разочарование во всем направлении в целом. «Некоторые детейлеры до сих пор умудряются замерять ЛКП толщиномерами до и после обработки нанокерамикой. Это необходимо, чтобы заставить автолюбителя заплатить за большее количество слоев. Зачастую машины, бывшие в обработке таких горедетейлеров, лишь полировались и в лучшем случае покрывались финишным составом. Когда человек приходил через полгода с жалобой на потерю свойств, его упрекали в том, что он неправильно заботился за кузовом. Многослойность в качестве защиты от царапин является ложью маркетологов. Невозможно создать толстый нанокерамический пирог из 8-12 слоев, поскольку каждый предыдущий слой за короткое время не успевает кристаллизоваться. По сути, это просто размазывание «воды» и перерасход дорогого продукта.
Одна из задач детейлера – разбираться в лаках различных автомобилей. Нанокерамика лучше всего ложится на HS и керамические лаки. А на нашем Mitsubishi L200 лак очень мягкий и неравномерно пористый. Молекулы керамики проваливаются в него, из-за чего на поверхности проявляются пятна. Поэтому в некоторых случаях детейлер должен знать, каким продуктом можно заменить основной полимер. Вообще с черными автомобилями всегда сложно. Чем ни покрой автомобиль, на нем появляется матовая паутина уже через полгода. Мы живем в России, и агрессивные условия нашей окружающей среды никто не отменял. В случае с черными автомобилями профессионалы рекомендуют пользоваться силантами или закатывать кузов пленкой.
В целом лучший способ защититься от некомпетенции и обмана – обращаться в детейлинг-студии, которые работают с партнерами в лице тех же автосалонов. В этом случае «напарники» контролируют друг друга и следят за качественным выполнением работ, делая этот процесс прозрачным для потребителя. Только в этом случае можно, например, узнать реальную себестоимость подготовки одного автомобиля. Так, на обработку среднеразмерного седана приходится материалов на сумму от 7 000 до 20 000 рублей, куда входят полировальная паста, микрофибровые полотенца, полировальные круги, специальные очистители и приспособления, профессиональный инструмент, защитные составы и т.п. В неподконтрольной студии никто не сможет доказать, с помощью каких средств мастер работал с поверхностью, и соблюдал ли он технологию нанесения нанокерамики.
Четвертая проблема – это засилье брендов. Здоровая конкуренция безусловно является двигателем прогресса, однако в реальности все недавно появившиеся торговые марки являются продуктами всего нескольких заводов Юго-Восточной Азии и Южной Кореи. Одни детейлеры обеспечивают конвейер объемом и тем самым могут позволить создание собственного бренда, другие просто покупают у производителя доступные составы, пользуясь его маркетинговой поддержкой, а третьи и вовсе ввозят в Россию нонеймы, являясь по сути лишь упаковщиками. И все рассказывают об исключительности их нанокерамики.
Некоторые уверены, что от проблем отрасль может уберечь сертификация. Однако детейлеры отмечают, что ни НАМИ, ни НАТИ не смогут ее выработать, как это происходило в случае с автомобильными лаками. Жизнестойкость жидких коррекционных покрытий зависит от качества подготовки поверхности, соблюдения технологии нанесения и правил эксплуатации автомобиля. Прозрачными могут быть только химические вводные по продукту и месту его производства.
Если даже провести тестирование конкурентных продуктов на десяти одинаково выкрашенных капотах, то после полимеризации ни один технолог не отличит свой состав от конкурентных. Когда все продукты качественные, то и общий результат будет идентичен. Наши собеседники из Advance Star сходятся во мнении, что продавать нужно не защитные покрытия, а эмоции и знания об уходе. Нет разницы, что у детейлера на витрине – Ceramic Pro или Liquidglass Protec. Главный критерий качественно выполненных работ – это состояние автомобиля через полгода-год после обработки. Сразу будет видно, как была выполнена работа, а главное, как клиент понял правила эксплуатации и ухода за кузовом.
«У нас есть клиенты, которые полировали автомобиль и наносили нанокерамику всего один раз за 4 года. Все остальное время они просто правильно эксплуатировали автомобиль. А заезжают и такие автолюбители, которым абразивная полировка необходима каждый год. Машины затерты скребками и щетками до такой степени, что царапины присутствуют даже на стеклах», – делится Андрей. Это свидетельствует о том, что жидкие коррекционные покрытия – продукт не для всех, требующий участия владельца. Если человек не может обеспечить щепетильного ухода за автомобилем, то нужно ездить к детейлерам хотя бы раз в 4-6 месяцев. В противном случае каждая подготовка ЛКП потребует агрессивной абразивной полировки, что лишний раз истончит слой лака. Не хотите морочиться, тогда обклеивайте машину антигравийной пленкой.
Еще никто не оставил свои комментарии. Ваш комментарий будет первым.