Аэрография в трех измерениях
5 декабря 2014, Константин КОЛЕСОВ
Термин «объемная аэрография» я впервые услышал от Александра Федотова, хотя разговор шел совсем о другом. Мы говорили о современном автомобильном дизайне, и между делом Александр показал несколько оригинальных работ из области аэрографии.
Удивила тонкость воспроизведения рельефных изображений. Вот тогда Александр и сказал, что вместе с Денисом Радченко, своим коллегой по группе молодых дизайнеров, любит работать в стиле объемной аэрографии. Прежде чем приступить к этой интересной технике, художники уже имели немалый опыт в аэрографии традиционной. За короткое время они реализовали несколько интересных проектов.
Рост популярности аэрографии в России поначалу озадачил многих экспертов. При относительно небольших (по мировым меркам) доходах россияне буквально тысячами стремятся украсить свои мотоциклы и автомобили росписью по металлу. Истоки этого феномена, однако, вскоре были раскрыты.
Оказывается, чуть ли не каждый третий использует аэрографию в качестве... противоугонного средства. Угнанный автомобиль, имеющий столь ярко выраженные индивидуальные признаки, практически невозможно продать, не вложив довольно значительные средства в его перекрашивание. Но большинство владельцев все же используют аэрографию для того, чтобы подчеркнуть свою индивидуальность, отразить свой внутренний мир на капоте и крыльях. Многим из них уже мало обычного двухмерного изображения, они всерьез увлекаются трехмерной, или объемной, аэрографией. Именно в таком стиле и работают молодые художники Денис Радченко и Александр Федотов. За пару лет они выполнили несколько интересных и оригинальных работ в этой технике.
Начинали они с аэрографии обычной, и одной из ранних работ была роспись капота в стиле Тулуз-Лотрека. Взяв за основу две работы мастера, художники объединили их в единый рисунок, используя для него всю площадь капота. Затем последовала работа над мотоциклом, в которой Александр и Денис попробовали создать эффект объема за счет использования техники наложения нескольких живописных слоев. Центром композиции стал бензобак, который «прикрепили» ремнями к раме. В результате складывалась полная иллюзия накладных ремней за счет живописной росписи, визуально изменившей объем бака и придавшей рельеф изображению.
Так что объемная аэрография стала логическим продолжением аэрографии традиционной. Средства объемной аэрографии позволяют подчеркивать индивидуальность мотоцикла и автомобиля не только за счет росписи, но еще и за счет использования трехмерного рельефного изображения. Она предполагает два варианта исполнения. В первом случае речь идет о доработке относительно небольших поверхностей, например, мотоциклетных бензобаков и шлемов. Детали отделки могут выклеиваться из стеклоткани, предварительно приклеенной к детали, или из объемного и легкого пластика, например, пенопласта, с последующей шпатлевкой и шлифовкой перед окраской. В элементы объемной аэрографии можно монтировать дополнительные фонари или зеркала. В автомобильном мире художники не сразу нашли выигрышное и эффектное применение объемной аэрографии.
В одной из первых «мотоциклетных» работ в стиле объемной аэрографии доработке подвергся мотоциклетный бензобак, на боковых поверхностях которого появились стилизованные изображения головы мотоциклиста в шлеме. В «лица» вмонтировали дополнительные фары головного света. Накладные элементы выклеены из пластика по гипсовой модели и наклеены на бензобак там, где обычно крепятся резиновые накладки. Дообработанный бак, крылья и раму мотоцикла расписали орнаментом в стиле «фэнтези», получилась интересная работа, подчеркивающая не столько стремительность и динамичность машины, сколько ее внушительность и надежность.
Одна из последних работ в стиле мотоциклетной объемной аэрографии – шлем с ребрами жесткости, которые одновременно играют роль воздухоотводящих каналов. Здесь на стандартный шлем наклеены профилированные элементы из пластика, обеспечивающие эффективный отвод встречного воздуха с лицевой части шлема и улучшающие его аэродинамику.
Если говорить об объемной аэрографии применительно к автомобильному миру, здесь используется второй вариант исполнения декоративных элементов – по предварительным моделям. Объясняется это прежде всего тем, что речь идет об относительно крупных элементах отделки. Основным материалом для выполнения достаточно большой формы является скульптурный пластилин: он легко поддается обработке при небольшом нагреве и надежно сохраняет форму при остывании. Затем с пластилинового оригинала делается гипсовая отливка, а с нее – мастер-модель, по которой готовая форма либо выклеивается из стеклоткани, либо формуется из разогретого тонкого пластика, например, полистирола. Готовая пластиковая деталь наклеивается или приклепывается к стальной панели кузова или кожуха запасного колеса. Затем следует обычная шпатлевка и выравнивание совмещенных поверхностей.
В «автомобильной» объемной аэрографии стоит назвать серию работ, выполненных для колпаков запасных колес крупных внедорожников. Сами по себе достаточно большие размеры плоской поверхности колпака позволяют реализовать практически любые замыслы художников. В качестве примера работы в стиле объемной аэрографии рассмотрим изображение головы льва. Мягкий и податливый пластилин позволяет детально прорабатывать такие сложные для воспроизведения места, как волосы и глаза. Техника объемной аэрографии позволяет отойти от обобщенной передачи объекта к его детальной проработке в трехмерном выражении. В самом деле, насколько бы искусно ни была изображена раскрытая пасть царя природы, натурально торчащие клыки производят несравненно более сильное впечатление. В работе над головой льва художники проявили немалое знание анатомии животного – достаточно взглянуть на напряженные брови льва!
Совсем в другой манере выполнен извечный мотив пиратства: Веселый Роджер в бандане, покоящийся на перекрещенных пистолетах. Тут вам и «Остров сокровищ», и «Пираты Карибского моря», и авантюрный дух владельца джипа.
А Медуза Горгона получилась просто красавицей с обложки глянцевого журнала. Идеальные, почти ангельские черты лица словно бы не имеют ничего общего с волосами, переходящими в змей. Если вспомнить мифы, Горгона-то была чудовищем, а тут того и гляди кто-нибудь не успеет нажать на тормоза, вглядываясь в красавицу на запаске впереди идущей машины. Интересно, что при изготовлении окончательной формы она даже потеряла некоторую остроту модели и стала еще более женственной. Пожалуй, именно в Горгоне полнее всего переданы возможности объемной аэрографии.
На одном уровне с этой работой выполнен «Стальной дух» в стиле «фэнтези». Трудно что-либо сказать о точности воспроизведения вымышленного существа, но вот на чем стоит остановиться, так это на высоком уровне отделки и окраски скульптуры. Если в «Горгоне» блестяще реализованы возможности объемной аэрографии в изображении трехмерной модели, то здесь показаны возможности достижения передачи объема великолепной окраской. Причем достичь этого удалось применением однотонной эмали и лаков с высокой степенью глянца. Вообще, как показывает практика работы Дениса и Александра, объемная аэрография не терпит (да и не требует!) применения разноцветной окраски. Достаточно лишь умело и талантливо сочетать художественный вкус, чувство материала и чувство меры.
Несмотря на многоступенчатый технологический процесс изготовления мастер-модели, объемная аэрография не представляется чрезвычайно сложной. Зато какие возможности открывает она перед мастерами!
Подробнее о вклейке лобового стекла автомобиля.
Комментарии
Рекомендованные статьи
24 ноября 2014
26 апреля 2018
3 сентября 2013
27 марта 2015
17 июля 2023
22 октября 2014
29 октября 2025, Богдан Логинов
27 октября 2025, Богдан Логинов
24 октября 2025
Еще никто не оставил свои комментарии. Ваш комментарий будет первым.