Установка антигравийных пленок
25 мая 2021, Иван СОКОЛОВ
Способов защитить кузов автомобиля от внешнего воздействия много, однако самым эффективным по праву считается установка защитных полиуретановых пленок. Сегодня мы подробно поговорим об этом направлении детейлинг-бизнеса, а также о том, как обучают мастеров и какие цели в сотрудничестве преследовали Андрей Вайвадс, директор тренировочно-сервисного центра «Защитные решения» и Сергей Кожухов, руководитель ACADEMY BUSINESS CAR при создании обучающего курса.
Тренд на развитие обучающих программ в разных сферах бизнеса растет с каждым годом. Появляются новые услуги, которым нужно как-то обучаться. А поскольку система образования в этом плане достаточно инертна и неповоротлива, просветительскую и образовательную функции на себя берут частные компании. Интересная коллаборация вышла у ACADEMY BUSINESS CAR и тренировочно-сервисного центра «Защитные решения», которые совместно разработали обучение по программе повышения квалификации «Установка антигравийной пленки на детали кузова автомобиля».
Если говорить о качественном и прочном покрытии, то недостатков у такого продукта практически нет: такая пленка не портит вид автомобиля, долговечна, не боится агрессивной химии, легких механических повреждений и даже способна «самозаживляться». «Так как мы используем премиальный продукт, пленка имеет особый верхний слой лака Top Coat и способна сама восстанавливается, — рассказывает о преимуществах пленки LLumar (рис. 2) Руслан Турков, технический директор "Защитных решений". — Детали из зоны риска автомобиля подвержены износу. К примеру, в зимний период люди часто чистят фары щеткой или скребком, и если они покрыты бюджетной пленкой, раз в год ее приходится менять. С нашим продуктом таких проблем нет, пленка ходит очень долго».
Пожалуй, единственный серьезный недостаток — это стоимость продукции: покрыть самые повреждаемые зоны автомобиля (часть капота, фары, бампер и зеркала) автовладельцу обойдется в 35 000 рублей, а за оклейку автомобиля полностью — 180 000 рублей и выше. Кто-то может сказать, в таком случае проще перекрасить поврежденные элементы по отдельности, однако спрос и опыт автовладельцев говорят об обратном: покрыв автомобиль пленкой, владелец в течение минимум 5–6 лет может забыть о сохранности ЛКП.
Установка защитных пленок как бизнес
Объемы продаж новых автомобилей сокращаются, что, казалось бы, должно отрицательно сказаться на этом сегменте детейлинга. Однако спрос на дорогую услугу только растет, несмотря на кризис. «Учитывая, что мы этот проект запустили с нуля, за год мы динамично подросли. Так, каждый месяц к нам поступает около 150–200 заказов непосредственно по антигравийной пленке, — рассказывает Андрей Вайвадс. — Несмотря на падение продаж новых автомобилей, срок их эксплуатации увеличился, соответственно, возросла потребность в более долгой защите ЛКП автомобиля. А лучше пленки ничего не защищает. Может падение продаж автомобилей и есть, но на рынке допоборудования это особо не отразилось. Если раньше каждый 10-й проданный авто попадал в оклейку, то сейчас по некоторым салонам — уже каждый четвертый».
Чаще всего спросом пользуется оклейка основных зон риска — это бампер, капот, крылья, зеркала. Целиком автомобили покрывают значительно реже — где-то в 10 процентах случаев, однако таких работ становится больше. «У нас было много клиентов, которые заклеивали лицевую часть авто, ездили месяц-два, после чего приезжали покрывать весь кузов целиком, так как от частых моек "обнаженная" часть ЛКП покрывалась "паутинкой". А те элементы, которые были закрыты пленкой, таких проблем не имеют, — рассказывает Руслан Турков. — Если еще совсем недавно основными клиентами этой услуги были владельцы автомобилей исключительно из премиум-сегмента, то сейчас спросом пользуется оклейка и более доступных автомобилей. Видимо, сейчас люди намерены дольше эксплуатировать автомобиль и, соответственно, хотят сохранить его в лучшем состоянии, в том числе для более выгодной его продажи в будущем».
Кадровый вопрос
Одно из ключевых преимуществ детейлинга — относительно низкий порог вхождения в бизнес. Если для малярно-кузовного цеха нужна дорогостоящая покрасочная камера и огромный набор инструментов — для жестяных работ, подготовки, покраски, сушки, — то в детейлинге этот список значительно скромнее, а его стоимость — ниже.
Но главная сложность, как и в любом другом сложном и трудоемком виде услуг, — подготовка и поиск специалистов. «Основная беда нашей профессии — острая нехватка рук, — объясняет Андрей Вайвадс. — В московском регионе руководство компаний, представленных на рынке антигравийной защиты, как правило, переманивает сотрудников друг у друга. Однако с экономической точки зрения это не совсем целесообразно: если ты переманиваешь сотрудника, ты должен предложить ему более выгодные условия, а это большая нагрузка на сервис. Правильнее и проще — создавать своих специалистов. В целом от 1 до 3 месяцев достаточно, чтобы обучить сотрудника с нуля. Конечно, если у него есть определенные качества — усидчивость, отсутствие импульсивности, умение концентрироваться».
Обучиться мастерству начинающему мастеру — не самое дешевое занятие. Однако для руководителя СТО эти затраты могут оказаться неплохим вложением в свой бизнес. «Заказчик, отправляя своего сотрудника к нам на обучение, получает возможность монетизации его навыков на первой же машине», — объясняет Сергей Кожухов, руководитель Академии.
Минимальный инструментарий
Программа для учеников, которых готовит «Защитные решения» совместно с ACADEMY BUSINESS CAR, состоит на данный момент из двух независимых модулей. Первый модуль — базовый, включает в себя обучение оклейке зеркал, фар, крыльев и капота автомобиля. В процессе подготовки ученики изучают нюансы раскроя и резки пленки, подготовки поверхности, нанесения и демонтажа пленки. Для работы нужно не так уж много ингредиентов.
Минимальный набор оклейщика включает в себя:
Ну и, конечно, важны такие атрибуты детейлинг-центра, как хороший свет и чистое теплое помещение. Идеальная температура для работы составляет 23 °С. При высокой температуре материал становится очень мягким и клей перестает правильно реагировать, а при низкой температуре пленка, наоборот, становится жесткой и плохо поддается нанесению. Также не будет лишним отдельное помещение, предназначенное для мойки кузова, которой в этом ремесле отдается максимально важное значение.
Процесс обучения
Машину предварительно моют, удаляют грязь, затем обезжиривают спиртом. «Все завороты (обратные участки кузовных панелей, где заканчивается край пленки) обрабатываются специальным праймером, — объясняет Руслан Турков. — По-хорошему, машину нужно тщательно продуть и высушить, потому что при взаимодействии праймера с водой он начинает белеть».
В первый день студенты изучают, как подготавливается поверхность и какими материалами им предстоит работать, после чего начинают работу с оклейки фар и зеркал. Работу с зеркалами было решено включать в каждый день обучения, так как геометрически это не самые простые элементы (рис. 4). В следующий день предстоит работа с крыльями, в третий день — нанесение пленки на капот, в четвертый — закрепление результата, в пятый — итоговая аттестация, обратная связь по итогам и рекомендации. Так как бамперы (особенно у современных автомобилей) — самые сложные элементы для оклейки защитной пленкой, работу с ними было решено выделить в отдельный продвинутый курс, который также длится 5 дней.
В обучении принимают участие 5–6 человек, для которых выделяют две машины. Два человека, к примеру, работают с зеркалами, два человека — с фарами. Один или два в это время занимаются крыльями. Учитывая, что на обучающихся выделяется два инструктора, проблем с недостатком наставничества нет (рис. 5).
Если человек работал с тонировкой или винилом, то базовые знания ему, возможно, пригодятся и процесс обучения будет проходить быстрее. Рез пленки, подготовка поверхности, нанесение материала — все эти процессы будут понятнее. Хотя, конечно, многое зависит и от человека: бывает, что и начинающий мастер все схватывает на лету. Кто-то, наоборот, даже спустя время допускает множество ошибок и не пытается вникнуть в суть процесса. Но нанесение полиуретана, по сравнению с винилом, значительно тяжелее. Виниловая пленка — у нее и клей другой, и устанавливается проще. Если допустил ошибку, ее можно отклеить, подогреть и снова приклеить. Полиуретан таких ошибок не прощает. Это же касается и стоимости продукта: если метр винила стоит от 700 и до 3 000 рублей, то премиум полиуретан от Люмара — 7 000 р. Дорого, конечно, зато продукт качественнее аналогов и выглядит лучше.
Демонтаж пленки занимает где-то час-полтора, если работает профессионал. Проблемы могут возникнуть с бамперами: если, к примеру, до установки пленки бампер был некачественно покрашен или установка производилась на поцарапанное до пластика ЛКП, то пленка может сойти вместе с краской, даже если это заводское покрытие. С элементами из металла такого обычно не происходит. Есть свои хитрости и при работе с капотом: кто-то наносит пленку внахлест прямо на герметик. Кроме того, что это смотрится некрасиво, при демонтаже велик риск просто оторвать пленку вместе с герметиком, поэтому мы все же советуем пленку до него не доводить.
Андрей Вайвадс, директор тренировочно-сервисного центра «Защитные решения»
У нас ушел целый год, чтобы разработать программу, собрать и структурировать все знания и создать качественный курс, который мы можем с гордостью предложить ученикам. Курс по установке антигравийной пленки — это наш пилотный проект, который мы запустили в том числе для того, чтобы «обкатать» наших тренеров, а также чтобы составить для себя четкое представление об этой деятельности. Ведь прийти к нам могут люди с совершенно разной начальной подготовкой: кто-то вообще первый раз взял в руки инструмент, для кого-то эта работа не в новинку, так как имел дело, к примеру, с тонировкой. Поэтому мы попросили Сергея Кожухова, чтобы он собрал для нас разношерстную аудиторию специалистов из разных областей.
Наша задача — не только предлагать услугу и обучать персонал, но и создавать потребность в услуге. Конечная цель, которую мы преследовали при организации курса — сотрудничество с официальными дилерами, каждый из которых представляет собой площадку сбыта новых автомобилей, где особенно востребованы дополнительные услуги по антигравийной защите. Мы надеемся, что основные потребители курсов — руководители автосалонов смогут отправить своих сотрудников к нам на обучение, которые, в свою очередь, используя полученные навыки в процессе работы, будут приносить дополнительный доход своим работодателям.
Другая наша цель — легитимизировать профессию детейлинга, которая незаслуженно обделена вниманием со стороны системы образования. А «Бизнес Кар» — это единственный дилер, у кого есть лицензия на выполнение образовательной деятельности. Мы хотим, чтобы авторемонтная профессия не просто приобреталась, а чтобы под нее были прописаны конкретные стандарты, по которым учат людей. И, надеюсь, наш центр по защитным решениям позволит сделать эту деятельность настоящей профессией, что будет выгодно отличать нас от других компаний, присутствующих на рынке. Мы видим, что при таком подходе и кредит доверия от потенциальных партнеров значительно выше.
О партнерстве, работе и будущем отрасли
— Как появилась идея о создании подобного курса?
Если говорить про конкретную программу, то ее история достаточно проста. Наша образовательная лицензия позволяет нам реализовывать актуальные тематические программы дополнительного профессионального образования, что, во-первых, гарантирует клиентам определенный уровень качества самой услуги, во-вторых, дает клиенту по окончанию обучения возможность получения официального документа установленного образца. А это, как ни крути, имеет вес. С другой стороны, представители компании LLumar, которая начала развивать систему обучения для своих партнеров, не имели опыта с точки зрения методик, формирования и построения образовательной программы. Год назад судьба свела нас с Андреем Вайвадсом: тогда мы и решили, что надо реализовывать совместную программу. Мы оба осознавали потребность рынка как в самих детейлерах, так и в качественном обучении и системном подходе к профессии. А для этого у нас есть все необходимое — учебный центр, преподаватели и, главное, возможности. Так впоследствии мы и решили сформировать учебную программу. Это был довольно сложный и долгий процесс.
— В чем отличие этого курса от более доступных?
— Во-первых, мы используем качественные и премиальные материалы. Как говорят специалисты, если ты научился работать с «Люмаром» (а эта пленка самая прочная и толстая из аналогов), то и с пленками других брендов проблем не будет. Во-вторых, этот курс максимально практический: одновременно обучаются всего 5–6 человек, с которыми постоянно работают два инструктора. При работе в малой группе мастера могут уделить максимум внимания всем ученикам, которые на протяжении пяти дней не смотрят презентации по продукту, а работают руками! В-третьих, на выходе они получают гарантию качества самой программы и документ, который поможет им при трудоустройстве на новой работе или, если вы частное лицо, поможет в сотрудничестве с другими компаниями.
— Какие знания получают студенты?
— Первое — это резать пленку (рис. 6), причем резать экономно (один рулон стоит около 105 тысяч рублей). Второе — последовательно выполнять операции от простого к сложному. Оклейка дверей под ручками, фар, корпусов зеркал, капота... Плюс каждый ученик получает в подарок специальный tool box — набор инструментов, с которыми он сможет сразу приступить к работе. Второй модуль, который мы планируем развивать и продвигать — это работа со сложными деталями, такими как бампера.
— Каким образом вы выбираете автомобили для обучения?
— Пока мы тренируемся на автомобилях Toyota, которые находятся в парке наших машин для тест-драйвов. Такой выбор хорош и тем, что автомобиль — в данном случае это Toyota Camry — имеет довольно сложные формы. Наши мастера отмечали, что ручки на Камри особенно сложно покрывать пленкой, не говоря уже про бампера. Работу стараемся чередовать — обучение на автомобилях и на отдельных элементах (двери, крылья).
— Кто является целевой аудиторией подобных курсов?
— Когда мы проговаривали стратегию продвижения с Андреем, то рассчитывали, что сейчас мы нацелены на дилерский бизнес и на независимые сервис-центры. Дальше — в зависимости от реакции рынка и от того, как этот проект будет развиваться, — есть мысль задуматься о разработке квалификации «Специалист по защитным пленкам и решениям кузова». Я уже обсуждал с Cоветом по профессиональным квалификациям возможность разработки отдельного профстандарта. Это надо в первую очередь для того, чтобы в дальнейшем можно было и в систему среднего образования включать программы, которые позволят хотя бы на базовом уровне готовить выпускников под эту новую трудовую функцию. Понятно, что это очень узкий стандарт, но можно взять, к примеру, более широкий профиль — «Специалист по защитным решениям кузова», который будет включать химическую и механическую защиту кузова, тонировочные пленки, а возможно, стоит интегрировать в него и точечный локальный ремонт. Так мы получим нужный и важный стандарт.
— Расскажите подробнее о Совете по профессиональным квалификациям в автомобилестроении.
— Совет по профессиональным квалификациям в автомобилестроении был наделен полномочиями решением Национального совета при Президенте РФ по профессиональным квалификациям от 23 июля 2015 года. Деятельность Совета направлена на проведение мониторинга рынка труда; разработку, актуализацию и организацию применения отраслевой рамки квалификаций; разработку, актуализацию и организацию применения профессиональных стандартов в автомобилестроении; организацию, координацию и контроль деятельности по оценке и присвоению профессиональных квалификаций, взаимодействие с системами высшего и среднего профессионального образования РФ.
В 2017 году представители Ассоциации РОАД получили возможность представлять авторитейл в Совете. Сегодня Советом по профессиональным квалификациям разработаны и утверждены 33 квалификации и 23 профессиональных стандарта. Таким образом, сегодня Совет действует в рамках полного жизненного цикла продукции автомобилестроения.
Важный вопрос, которому Совет уделяет особое внимание, — это развитие системы независимой оценки квалификаций* (НОК). Данный функционал реализует Комитет СПКА по независимой оценке и отраслевые центры оценки квалификаций (ЦОК). Сегодня в автомобилестроении России утверждены три центра: первый находится в Набережных Челнах (ООО «Центр обслуживания бизнеса»), второй — в Москве (ООО «СП БИЗНЕС КАР»), третий — в Санкт-Петербурге (Союз «Автопром Северо-Запад»).
Кроме плановой деятельности, центры оценки реализуют пилотные проекты. Например, в 2020 году ЦОК ООО «СП БИЗНЕС КАР» совместно с Национальным агентством развития квалификаций (НАРК) реализовал пилотный проект совмещения промежуточной аттестации (ПОА) студентов трех колледжей Москвы и Подмосковья с процедурой независимой оценки квалификаций. 60 студентов получили возможность оценить свои силы в рамках профессионального экзамена. К сожалению, никто из студентов не набрал необходимый проходной балл. Зато в процессе подготовки проекта к реализации мастера производственного обучения и преподаватели колледжей прошли программу обучения по применению профессиональных стандартов, смогли посмотреть на программы обучения сквозь призму профессиональных стандартов, глазами работодателей. А это, я считаю, очень важный шаг по интеграции современного бизнеса в систему образования!
* Независимая оценка квалификации — процедура подтверждения соответствия квалификации соискателя положениям профессионального стандарта или квалификационным требованиям, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ. Эта процедура проводится Центром оценки квалификации в соответствии с Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 238-ФЗ «О независимой оценке квалификации».
Видео о прошедшем обучении https://academy-bc.ru/media/video/
3. Покрытие зон риска автомобиля (часть капота, фары, бампер и зеркала) в авторизованном сервисе стоит примерно 35 000 рублей, оклейка автомобиля полностью — от 180 000 рублей
Еще никто не оставил свои комментарии. Ваш комментарий будет первым.