«Лучший автомеханик РФ — 2022»: непреодолимый устойчивый рост
15 декабря 2022, Евгений БОЧКАНОВ
18 ноября 2022 г. Инжиниринговый центр SMART в Москве провел финал чемпионата «Лучший автомеханик РФ — 2022». Участвуем и рассказываем о чемпионате подробно. А также разбираемся, почему он лучше всех предшествующих.
«Лучший автомеханик РФ — 2022». Как это было
Старт и отборочный тур
«Лучший автомеханик РФ — 2022» стартовал 26 сентября. Как и раньше, отборочный тур проводился в дистанционном формате и состоял из нескольких видеозаданий. Каждое видеозадание — это запись определенной процедуры обслуживания и ремонта автомобиля, выполненной с несколькими заранее запланированными ошибками. После просмотра видео конкурсанту предлагается несколько утверждений, среди которых необходимо выбрать верные и отметить их галками. Выглядит это примерно так:
Видеозадания готовятся совместно с техническими специалистами компаний-партнеров чемпионата. В этот раз на этапе дистанционного отбора были представлены следующие задания:
- Замена компрессора кондиционера (LUZAR).
- Замена деталей подвески (CTR).
- Замена тормозного диска, колодок, переборка суппорта (FRENKIT).
- Замена тормозной жидкости и охлаждающей жидкости («Тосол-Cинтез»: ROSDOT, Felix).
- Замена задних амортизаторов и защитных комплектов (KYB).
Очевидная сложность этого этапа в том, что часть утверждений требует досконального изучения технологии проведения работ, которая в реальной жизни может радикально расходиться с требованиями сервис-мануалов.
В самом деле, попробуйте найти хоть один сервис-мануал, в котором описана процедура сбивания прикипевшего тормозного диска кувалдой, или, скажем, срезания развальных болтов сабельной пилой. И в то же время — попробуйте найти хоть один реальный автосервис, который не был вынужден выполнять подобные работы.
Или вот еще яркий пример: подавляющее большинство руководств от производителя описывает снятие рулевых тяг при уже снятой рулевой рейке. И в то же время, хотелось бы хотя бы издалека посмотреть на лицо мастера-приемщика, выслушивающего эмоциональный ответ клиента после предложения снять-поставить рейку только ради замены рулевых тяг.
Однако и спорить с подходом организатора сложно — знание регламентов работнику СТО необходимо. Хотя бы для того, чтобы четко понимать, какие конкретно действия являются нарушением этих регламентов.
На дистанционный тур зарегистрировалось 1926 участников. Набираемые ими баллы в ходе выполнения заданий выводились в турнирной таблице, и топ-100 лидеров рейтинга получили приглашение на очный финальный этап.
Финал
Для проведения очного тура партнер чемпионата ГК АВТОДОМ предоставила целый этаж одного из своих сервисных центров. Просторный шоурум вместил все необходимое: посты для выполнения заданий, зрительный зал, стенды компаний-партнеров, зону для кофе-брейков, гардероб. Оставшегося места хватило бы на проведение еще одного аналогичного чемпионата, но у этого мероприятия в стране просто нет достойных аналогов.
В предыдущие чемпионаты организаторы использовали такую схему: сначала 100 участников поочередно выполняют одно задание, по итогам которого отбирается часть лучших, и они выполняют следующее задание, и так далее до момента определения победителей. В этом году применили другую систему: каждый участник получает полное задание, содержащее несколько частей, и должен выполнить его за один подход. По результатам выполнения награждаются лучшие.
Каждый пост для выполнения заданий имел следующее оснащение:
- верстак с инструментом и стендом-фрагментом передней подвески Ford Focus 2;
- инструментальная тумба с инструментом и ноутбуком, на котором открыта база Autodata;
- стенд для двигателей, на котором закреплен блок цилиндров двигателя;
- главное нововведение этого сезона — реальный автомобиль для выполнения части заданий.
На выполнение задания отводилось 20 минут. И вот что надо было успеть сделать за это время:
1) на верстаке со стендом подвески:
а) измерить биение тормозного диска;
б) измерить износ тормозного диска и колодок;
в) найти допустимые зазоры на впускных и выпускных клапанах двигателя 1,8 i-VTEC на автомобиле Honda Civic 2008 г.в.
г) проверить диодный мост генератора мультиметром.
2) На стенде блока цилиндров двигателя G4GC произвести проверку износа цилиндра 1.
3) На автомобиле:
а) оценить состояние тормозной жидкости специальным тестером;
б) оценить состояния охлаждающей жидкости с помощью рефрактометра;
в) проверить аккумулятор специальным тестером АКБ.
Из субъективных придирок можно отметить не очень интуитивную структуру информации в базе Autodata (не умаляя других ее достоинств): кто столкнулся с ней впервые, очевидно, потерял много времени на банальную операцию «найти зазор клапанов».
Из объективных — маленькую недоработку в задании с блоком цилиндров. Выставлять нутромер предлагалось по микрометру, что является абсолютной нормой. Но вот к микрометру не предлагалось никакого держателя или тисков, и в итоге микрометр придерживали ладонью судьи. Что является несомненным подтверждением и без того очевидных положительных качеств судейского состава, но, увы, небольшим просчетом со стороны организаторов.
Впрочем, если отбросить брюзжание, задания продуманы очень хорошо, и на фоне этого мелкие недочеты — это просто свидетельство той огромной работы, при которой существенных нареканий не удалось найти даже тем, кто занял последние места в турнирной таблице (автор этих строк находится именно там). А количество тех, кто выполнил все задания в поставленный срок, подтверждает, что задание сбалансировано достаточно хорошо.
Вообще, главная концепция конкурса остается неизменной — хороший механик обязан уметь выполнять работы строго по технологии и быстро, даже в присутствии наблюдателей, отслеживающих каждый шаг. В сущности, это и есть реальные условия сервиса, допускающего присутствие клиентов в ремзоне. Следующим шагом реалистичности было бы допустить к заданию имитатора клиента, задающего вопросы по каждому шагу, а судье оценивать корректность и скорость ответов одновременно с выполнением работ. Но, наверное, на такое организаторы не пойдут в связи с высокой травмоопасностью для исполнителя роли клиента.
Параллельно с выполнением заданий, представители компаний-партнеров проводили свои презентации, рассказывая о новых продуктах и «фишках». Так, например, открытием стал рассказ от представителей компании Milwaukee о том, что на конвейерах ряда заводов — цехах сборки кузовов HAVAL, сборки отдельных элементов интервьюера АВТОВАЗ, конечной сборки НефАЗ — отказались от пневмоинструмента и используют только аккумуляторный инструмент.
А одним из самых интересных моментов выступления технического директора Volk Brake Performance — питерской мастерской, где в реальной работе по ремонту суппортов применяются около 85% продуктов Frenkit, стал рассказ о том, с чего начинается производство ремкомплектов: как изучается рынок, выбирается компонент для изготовления, как он разрабатывается и тестируется.
Не забыты были и культурно-развлекательные аспекты — начиная с кофе-брейков и обедов для участников чемпионата и заканчивая традиционно зажигательным выступлением коллектива NelliDance.
После того, как все участники прошли основные задания, при поддержке партнера чемпионата ITAKO Group, представляющей на российском рынке под брендом В-Ring все типы подшипников и ШРУСов, был организован дополнительный «бонусный» мини-турнир для самых активных: нужно было на время выполнить замену ступичного подшипника на том же стенде подвески.
Наконец, когда судьи закончили подсчет баллов, началось вручение призов победителям. Пьедестал заняли:
1-е место — Конев Александр Аркадьевич, «Garage.76», г. Ярославль,
2-е место — Жуковский Сергей Владимирович, «Гранат Авто М», г. Минск,
3-е место — Тихонов Владимир Александрович / СПб ГБПОУ «Автодорожный колледж», г. Санкт-Петербург.
Наборы призов были вручены также тем, кто вошел в топ-15 лучших. Остальных конкурсантов поощрили хоть и более скромными, но очень приятными наборами сувениров, а также свежим 4-м изданием учебника «Основы конструкции современного автомобиля» от ИЦ «СМАРТ» — этот фундаментальный труд простыми словами объясняет практически все аспекты конструкции автомобиля, от классических моделей до самых современных.
В качестве еще одной интриги вечера среди всех присутствующих были разыграны ценные призы, в т.ч. 3-дневная поездка в Санкт-Петербург весной 2023 г. в формате «всё включено», с посещением завода автомобильных радиаторов Luzar и экскурсионной программой.
Почему этот чемпионат лучше предыдущих
В этом разделе мы попытаемся привести немного фактов о предыдущих чемпионатах, чтобы на их основании подтвердить вывод, вынесенный в подзаголовок. Итак, возьмем за точку отсчета 2018 год, чтобы не погружаться в глубину веков.
Год |
Количество участников, зарегистрировавшихся на дистанционный тур |
Место проведения |
Задания |
2018 |
812
|
Колледж Московского транспорта* + ремзона ЕвроАвто Химки |
Теоретическая часть — тест Практическая часть — задания на автомобилях на подъемниках в ремзоне для 12 финалистов |
2019 |
946
|
Колледж Московского транспорта* |
Практические задания на стендах подвески и двигателей |
2020/2021 |
1522
|
КОМДОРАВТО* |
Практические задания на стендах |
2022 |
1927
|
Шоурум АВТОДОМ Алтуфьево |
Практические на стендах и автомобилях |
* Места расположения учебно-практических баз ИЦ СМАРТ
Исходя из этой таблицы, виден тот самый «устойчивый рост», вынесенный в название статьи:
- количество участников постоянно растет, ширится охват по регионам и компаниям. Организаторы еще несколько лет назад приняли решение не ограничиваться конкурсантами только из НСТО. В соревновании принимают участие на равных и независимые специалисты, и сотрудники дилерских станций (АВТОДОМ, У Сервис+, РОЛЬФ и мн. др.). В этом году, когда ориентироваться в разноцветных коробочках с продукцией производителей Aftermarket научились абсолютно все, стали еще более очевидны преимущества такого подхода;
- площадка проведения становится все более комфортной: светлый просторный шоурум автосалона куда приятнее, чем ремзона грузового автосервиса. А ремзона, в свою очередь, гораздо ближе по духу участникам и зрителям, чем актовый зал колледжа;
- задания однозначно пришли к чисто практическим, и за их выполнением могут наблюдать все желающие. В отличие от 2018 г., когда в ремзону техцентра смогли попасть только отобранные финалисты, судьи и около 10 журналистов. А все остальные участники и гости посмотрели репортаж с места событий на экране.
Здесь можно было бы попробовать прогнозировать дальнейшее развитие чемпионата. Но это не входило в наши задачи — куда интереснее зафиксировать существующее положение. А о том, как будет развиваться соревнование дальше, интереснее узнать по факту, наблюдая за проведением финала на очередной площадке в 2023 году, а затем, надеемся, и в следующих.
Еще никто не оставил свои комментарии. Ваш комментарий будет первым.