27 апреля 2024,
05:04
Москва

Дефекты лобового стекла автомобиля

13 января 2015, Александр ШУБИН

Несмотря на то, что для автомобильного остекления используют твердый и одновременно очень хрупкий материал, боковые и задние стекла обычно живут долго и порой при утилизации транспортного средства не имеют существенных повреждений. С ветровым стеклом все иначе. В нашем журнале уже приводились статистические данные, согласно которым на легковом автомобиле ветровое стекло приходится менять в среднем раз в пять лет. Стекла коммерческого транспорта меняют еще чаще. По этим причинам ветровые стекла впору отнести к расходникам.

Дефекты лобового стекла автомобиля
Специалисты убеждены, что повреждения стекла не могут возникнуть сами по себе, без всякой на то причины. Эти причины могут быть видимы или скрыты, дефект может появиться сразу или образоваться со временем, но совершенно беспричинных дефектов не бывает.

В этой статье сделана попытка классификации повреждений автомобильных стекол, для чего суммированы опыт и знания, накопленные мастерами автостекольных мастерских, техническими специалистами фирм, производящих клеящие составы, и экспертами страховых компаний.

Виды стекол, используемые автопроизводителями

Автомобильное остекление выполняется в основном из стекол двух видов: закаленного и триплексного. Закаленные стекла – это боковые и в подавляющем большинстве случаев задние стекла автомобиля. Триплексные (трехслойные: два тонких стекла, а между ними гибкий, вязкий и прозрачный пластик) используют для изготовления ветровых стекол.

В скобках стоит отметить, что остекленной иногда бывает часть автомобильной крыши, и, кроме того, масса фирм выпускает стеклянные автомобильные люки. Для этих целей используют чаще всего даже не закаленное, а обычное стекло, ламинированное специальной пленкой. Характер повреждения стекол крыши близок к ветровым, а стойкость к ударам ниже, чем у закаленного стекла. Эти стекла может разбить град, падение яблок или веток и даже случайный, вроде бы несильный удар по стеклу изнутри машины.

Стекла фар уже не считают остеклением, поскольку у всех современных автомобилей они выполнены из пластика.

Характер разрушения закаленных и триплексных стекол совершенно различен. Закаленное стекло хорошо сопротивляется ударам (как ударам физических предметов, так и термическим ударам) лишь до определенного предела. Если энергия удара превысит способность стекла сопротивляться, то оно сразу полностью разрушается. Вначале все стекло покрывается сетью трещин, которые делят его на мелкие частички. Видимость через стекло падает почти до нуля, стекло теряет прочность и рассыпается от самого легкого воздействия на мелкие, размером от нескольких миллиметров до десятков миллиметров осколки. (Они могут травмировать глаза.) Ошибки установки и дефекты изготовления закаленного стекла приводят к тем же последствиям: полному разрушению стекла. (Специалисты помнят, что нарушение технологии одно время приводило к вроде бы беспричинному «рассыпанию» задних стекол тольяттинских автомобилей 10-го семейства.)

Повреждение лобового стекла
Прочность поверхности закаленных стекол выше, чем триплексных, поэтому ее абразивный износ обычно нетипичен, но поверхность закаленного стекла менее стойка к воздействию агрессивных химических препаратов. На поверхности закаленного стекла могут образовываться сколы, но этот дефект, с тех пор как из этого материала перестали делать ветровые стекла, тоже считают нетипичным.
Итак, не имеющее недостатков изготовления закаленное стекло (которое не мыли, например, «злой» жидкостью, предназначенной для удаления загрязнений с автомобильных дисков) может либо служить верой и правдой, либо рассыпаться в прах. На этом вся информация, относящаяся к закаленным стеклам, исчерпывается.

Все дальнейшее относится или к триплексным стеклам, или (в случае, например, вклейки задних и боковых стекол) к тем и другим.

Триплексное стекло, разрушаясь, сохраняет большую часть своей прочности даже при довольно большом количестве трещин. Видимость при этом падает незначительно, поскольку количество трещин на несколько порядков меньше, чем при разрушении закаленного стекла. Осколки крупные, но они редко становятся причиной серьезных травм, поскольку их прочно удерживает слой вязкого пластика.

Эксплуатационные повреждения и повреждения от ошибок монтажа

Дефекты триплексных стекол делят на эксплуатационные и монтажные.

Среди эксплуатационных дефектов различают те, что приводят к разрушению стекла или вызывают эрозию его поверхности (абразивный износ).

Следы абразивного износа ни с чем не спутать. Он может быть результатом ударов большого количества мелких твердых частичек (песок). Также причиной местного абразивного износа может стать грязь на дворниках. Во многих случаях качество поверхности может быть восстановлено полировкой стекла. Правда, полировка таких дефектов очень трудоемка и нерентабельна, да к тому же вызывает искажения. (Песок, въевшийся в уплотнения, может вызвать абразивный износ даже закаленных опускающихся дверных стекол; поверхность ламинирующей стекла пленки страдает от него особенно сильно.)

Согласно данным статистики, самой распространенной причиной разрушения становится удар твердым предметом. Если удар слабый, то образуется поверхностный скол. Удар, превышающий возможность стекла к сопротивлению, приводит к образованию одной или нескольких трещин, расходящихся от скола. Если их длина не превышает пяти сантиметров, стекло можно отремонтировать, но если не принять меры вовремя, то при эксплуатации автомобиля трещины могут быстро «вырасти», и ремонт такого стекла станет невозможен.

Термический удар – это следствие неправильной эксплуатации. Горячий воздух из отопителя, направленный на замерзшее зимой, или холодная вода на нагревшееся на летнем солнцепеке стекло – вот основные причины термических повреждений. Результат – длинные почти прямые трещины, уходящие за край стекла, при отсутствии видимых сколов. Подобный вид дефекта может возникать при нарушении технологии вклейки. Однако специалисты по ряду косвенных симптомов могут отличить дефект, полученный в результате термического удара, от дефекта, причиной которого стала неправильная установка.

Трещина лобового стекла автомобиля эксплуатация
Среди самых распространенных случаев неправильного монтажа, ведущего к разрушению стекла, можно назвать следующие:

■ Плохая установка автомобиля на рабочем посту. (Автомобиль должен стоять на собственных колесах на ровной площадке; не допускается передвижение автомобиля с удаленным стеклом.)
■ Применение клея низкого качества, который меняет свой объем при полимеризации.
■ Попытка вклейки бракованных стекол, имеющих серьезные отклонения геометрических размеров.
■ Нарушение технологии вклейки.
Несмотря на относительную простоту технологии вклейки, в ней задействован целый ряд механических и химических операций, вследствие чего нарушения ее могут быть довольно многообразными, а именно:
■ Плохое качество рихтовки кузова (перекос оконного проема или значительные остаточные напряжения деталей кузова).
■ Применение нерекомендованных (несистемных) препаратов для грунтования и обезжиривания во время вклейки.
■ Ошибки при установке пластмассового профиля. В этом случае трещина проходит под керамической надпечаткой (шелкографией), поэтому она может быть не видна сразу после вклейки. При эксплуатации трещина быстро «растет» из-под надпечатки.
■ Нанесение клея, хорошо проводящего электрический ток, на полоски электрического обогревателя стекла. Ток вместо того, чтобы обогревать стекло, найдет более короткий путь – через клей. Произойдет местный перегрев стекла и его растрескивание, напоминающее разрушение стекла при тепловом ударе.
■ Нанесение черного грунта на слой старого клея. (Адгезия клеевого соединения при этом снижается.)
■ Порой приклеивают не само стекло, а пластиковый уплотнитель. Если это будет сделано по всему периметру, стекло вывалится из проема. Если приклейка стекла будет местной, то оно треснет. Время появления такого дефекта зависит от качества дорог и стиля вождения.
■ Ряд современных автомобилей имеет очень податливое основание (рамку). Чрезмерные усилия, прилагаемые к нему при монтаже, могут привести к повреждению стекол.
■ Растрескивание стекла вокруг приклеенного датчика дождя или основания зеркала чаще всего связано с неправильным подбором клея. Слишком твердый клей не компенсирует тепловые деформации стекла и приклеенного предмета, что вызывает отслоение или сколы, а затем приводит к образованию трещин.

Мастера считают, что если стекло треснуло в течение первых суток после вклейки, то виноват скорее всего дефект вклейки либо стекла. Если же трещина образовалась при дальнейшей эксплуатации, то причина может крыться в неустраненных напряжениях кузова.

Производственный брак

Наибольшие неприятности доставляют дефекты, которые не удается обнаружить при осмотре нового автомобиля или при покупке стекол, поскольку они могут появиться позже. Часто это связано с дефектами внутренней пленки, которые ухудшают прозрачность стекла.

Иногда дефекты могут быть похожи на неустраненные следы от скотча, только находящиеся внутри стекла, а не на его поверхности. Порой дефект пленки выглядит как местное помутнение стекла. Наиболее часто отслоение внутренней пленки начинается из-за попадания влаги через некачественную заделку кромки стекла. В этом случае белесое помутнение распространяется очень быстро, и остановить этот процесс невозможно.

Кузовной ремонт и дефекты остекления

Трещины в стеклах могут образовываться из-за ошибок рихтовщика. Среди наиболее часто встречаемых указывают такие:

■ Неполная вытяжка силового каркаса кузова. Порой при спешке или недостатке опыта рихтовщик не до конца вытягивает силовой каркас, подгоняя к нему элементы обшивки. В этих случаях остаточные напряжения еще очень значительны. При сушке лакокрасочного покрытия во время нагрева в окрасочно-сушильной камере они могут вызвать деформацию кузова, в частности его оконных проемов.
■ Отсутствие у рихтовщика информации о строении силового каркаса кузова, типовых схемах его деформирования при различного вида ударах и методах восстановления. При аварии силы распространяются по всему каркасу, вызывая напряжения и деформации во всех его частях, а не только в месте контакта. Типовая технология предусматривает правку всего силового каркаса.
■ Недоучет «памяти формы» материала автомобильного кузова. Мастерам известно, что проще всего выполнять рихтовочные работы на протяжении первых 4–6 недель после аварии. Металл имеет некоторую «память», которая позволяет легко восстановить первоначальную форму кузова. Длительное хранение деформированного автомобиля сделает его рихтовку очень трудоемкой, а иногда даже невозможной.
■ Перекос рамки стекла. Желательно все рихтовочные работы кабины автомобильного кузова выполнять с вклеенными стеклами (даже если они разбиты), которые придают кузову необходимую жесткость. Если приходится рихтовать кузов без стекла, то необходимо постоянно контролировать размеры проема с помощью шаблона или запасного стекла.
■ Сушка окрашенного автомобиля в окрасочно-сушильной камере (ОСК) вызывает быстрое снятие остаточных напряжений. Правильно отрихтованному кузову нагрев идет только на пользу: он не изменит своих размеров. Если рихтовка была выполнена неправильно, кузов в ОСК может деформироваться. Искажение формы оконных проемов вызовет дополнительные напряжения в приклеенном стекле. Трещины в таком случае могут образоваться не сразу, а появиться в результате наложения внешнего воздействия на напряжение установки. Например, после попадания колеса в выбоину или после несильного внешнего удара. (Длительное нахождение машины на солнцепеке может вызвать такой же ее нагрев, как в ОСК, и привести к тем же самым последствиям.)

Последствия неграмотного кузовного ремонта порой встречаются в практике автостекольных мастерских. Например, обращается владелец машины, у которой треснуло стекло. После демонтажа старого стекла остаточные напряжения кузова деформируют проем, и оказывается, что новое стекло к нему не подходит.

В заключение стоит сказать об устаревшем и в корне неверном отношении к стеклу, которое сложилось как среди автовладельцев, так и среди мастеров.

Владельцы автомобилей думают, что ветровое стекло предохраняет лишь от ветра и дождя.

Мастера считают, что главный критерий качества вклейки – отсутствие протекания, а клей должен быть подешевле.
Мало кто (даже среди экспертов страховых компаний) подозревает, что современное автомобильное стекло – это важнейший элемент силового каркаса, и некачественная вклейка его может стать причиной деформации кузова, его быстрого износа и даже привести к серьезным травмам пассажиров при аварии, если из-за плохого качества шва оно не удержит подушку безопасности.

Все эти вопросы не раз поднимались в журнале «Кузов», поскольку формирование правильного отношения к технике – одна из основных задач нашего издания. 

Комментарии

Еще никто не оставил свои комментарии. Ваш комментарий будет первым.

отправить
Рекомендованные статьи