пространство
профессионалов
авторемонта

Курсы переподготовки автомеханика

18 декабря 2014, Татьяна Акимова

В настоящее время государственные технические училища не выпускают специалистов по кузовному ремонту требуемого рынком уровня. Такой подготовкой занимаются учебные центры частных компаний – поставщиков оборудования для кузовного ремонта и лакокрасочных материалов. Сегодня есть целый ряд в целом успешных учебных заведений такого плана, о которых и пойдет речь ниже.

Курсы переподготовки автомеханика
Анлрей ЕмельяновКак справедливо замечает Андрей Емельянов, руководитель направления кузовного ремонта и окраски Academy Business Car, сегодня производители автомобилей и лакокрасочных материалов используют все более и более сложные краски с добавлением различных частиц, придающих тот или иной цветовой эффект. «Все это говорит об актуальности подготовки квалифицированных кадров по кузовному ремонту, необходимости постоянного повышения их профессиональной подготовки и оценки знаний и навыков», – справедливо отмечает Андрей.

Учебный центр Nippon Paint Academy Business Car обладает как минимум двумя преимуществами. Все методики обучения учебного центра основаны на огромном практическом опыте ГК «БИЗНЕС КАР» в области кузовного ремонта. Сегодня компания объединяет 19 торгово-технических центров Toyota и Lexus по всей России. В работе применяется уникальный японский опыт организации производственных процессов и обучения, философия компании Toyota и бренда Lexus.

«Мы проводим обучение и для новичков, и для опытных специалистов по всем направлениям кузовного ремонта – жестянка, окраска, цветоподбор, – рассказывает Андрей. – Все программы разбиты на уровни подготовки. Так для маляров проводятся такие тренинги как «Окраска поверхности. Подготовка поверхности к окраске», «Нанесение 2-хслойных покрытий», «Прогрессивный курс»; для жестянщиков – «Кузовной ремонт. Подготовка поверхности», «Ремонт панелей кузова», «Замена панелей кузова».

Полная программа подготовки маляра или жестянщика в УЦ Nippon Paint Academy Business Car состоит из трех курсов по 3-4 дня каждый и включает в себя как теоретические, так и практические занятия. Каждый из тренингов составлен так, чтобы участники могли получить теоретические знания и отработать практические навыки, необходимые для самостоятельного выполнения работ. Как отмечает Андрей, практическим занятиям уделяется особенное внимание, так как именно профессиональное мастерство является залогом высококачественного ремонта – 70-80% времени тренинга отводится именно на практику.

«Ученики наших тренингов – не только сотрудники ГК «БИЗНЕС КАР», но и представители других организаций, – уточняет Андрей. – Это наши партнеры со всей России и заинтересованные компании в других странах, например, в Грузии или Армении. Зачастую у них нет возможности направить нескольких сотрудников на тренинги, и тогда мы отправляем к ним своих инструкторов и технических специалистов».

Обучению авто ремонту
Организаторы стараются сделать тренинги универсальными с точки зрения использования материалов того или иного производителя. По словам Андрея, имеет значение, какой шпатлевкой или абразивным материалом будет пользоваться маляр или жестянщик по возвращении в «домашний» цех. Но есть технологические тонкости, которые не имеют отношения к конкретному материалу и которые нельзя упускать из вида – на этом в значительной степени и строятся все программы обучения и их практическая составляющая в первую очередь.

Обучение специалистов кузовного ремонта – комплексная и долговременная задача. Требуется чередование тренингов с отработкой практических навыков путем ежедневной работы в цехе. Уровни знаний и навыков должны регулярно отслеживаться. Только при таком подходе в течение как минимум двух-трех лет можно «вырастить» настоящего профессионала. Проблемы в учебном процессе возникают тогда, когда предпринимаются попытки пропустить тот или иной этап обучения или ускорить подготовку (переподготовку).

В учебном центре Nippon Paint готовят и колористов. Основным в процессе их подготовки является тренинг «Цветоподбор. Базовый курс». На курсе участники получают знания и навыки в области теории цвета, цветовых систем, учатся работать с уникальными электронными весами Synergy от Nippon Paint и другим оборудованием для подбора цвета. Здесь изучаются основные принципы и правила смешивания пигментов, свойства компонентов и их влияние на цвет при смешивании, отрабатываются приемы смешивания и колеровки сложных цветов (металлик, перламутр). Программа подготовки колористов сертифицирована Nippon Paint, а все тренеры по подготовке маляров и колористов прошли обучение в учебном центре компании в Токио, что подтверждается сертификатами.

Андрей Кудряшов«От уровня подготовки специалистов кузовного ремонта напрямую зависит уровень доходов кузовной станции», – считает Андрей Кудряшов, национальный тренер по ремонтной окраске компании «Европроект Групп». Неквалифицированный сотрудник неизбежно совершает ошибки в технологическом процессе, это приводит к необходимости переделывать работу, расходовать дополнительные материалы и тратить время.

По мнению Андрея, в производственной цепочке «колорист-маляр» качество конечного результата одинаково зависит и от одного, и от другого звена. «При проведении обучения персонала или аудита работы малярно-кузовного участка мы проверяем не только оборудование, задействованное в цехе, но и работников, анализируем эффективность их работы на каждом этапе ремонта, – рассказывает Андрей. – Проверяются стандартные навыки и узкоспециализированные умения. Наша задача, как технологов, выявить причины, которые приводят к дефектам в работе, и исключить таким образом ошибки, снижающие эффективность и качество работ».

В структуре обучающей программы R-M BASF задействованы национальные тренеры, работающие в каждой стране присутствия производителя ЛКМ. Они проходят обучение в центральном учебном центре компании R-M BASF, получают знания, которые затем передают своим региональным технологам. А те организуют обучение на местах, собирая группы из сотрудников партнерских дилерских автосервисов и независимых станций кузовного ремонта. Компания «Европроект Групп» – давний партнер R-M BASF на российском рынке – именно так и выстраивает свою учебную деятельность. Региональные технологи работают на базе филиалов «Европроект Групп», которые открыты во всех крупных регионах страны. В одном филиале работают технолог по колористике и технолог по ремонтной окраске.

В рамках учебных программ по ремонтной окраске рассматриваются следующие темы:

  • технология окраски детали в стык, «мокрый по мокрому»;
  • технология окраски детали в стык с шлифованием грунта наполнителя;
  • технология окраски деталей из алюминия, пластика, стали;
  • изучение и отработка методики различных видов переходов: локальный, в рамках одной детали, переход с одной детали на другую;
  • методика выполнения окраски переходом однородными эмалями;
  • методика восстановления трехслойного покрытия;
  • изучение методики выполнения быстрых ремонтов. Использование специальных добавок, экспресс материалов, коротких технологических цепочек;
  • рациональное использование материалов R-M, расходных материалов, оборудования.

В курсе по системам цветоподбора предусмотрена солидная доля практических занятий, необходимых для получения навыков колеровки. В рамках этого курса рассматриваются такие темы:
  • Теория цвета. Основы колористики. Подбор автоэмалей однородных цветов.
  • Подбор цвета и корректировка оттенка эмалей с эффектом металлик и перламутр. Специальные добавки для изменения декоративных и физических свойств покрытия.
  • Подбор и корректировка рецептур эмалей при ремонте трехслойных декоративных покрытий.
Программа обучения от «Европроект Групп» имеет гибкую структуру и настраивается в зависимости от особенностей рынка кузовного ремонта того или иного региона. «В каждом регионе разное потребление продуктов, – отмечает Андрей, – например, в тех областях, где больше станций гаражного типа, потребление водоразбавляемых ЛКМ относительно низкое. Поэтому и в обучающих программах для технологов таких регионов делается упор именно на те технологии ремонта, которые преобладают на местном рынке».

Курсы авторемонта
Головной учебный центр проводит обучение для региональных технологов два раза в год, традиционно весной и осенью; отдельно раз в год проходит программа для технологов, работающих на дилерских станциях. Группы формируются в зависимости от уровня подготовки специалистов. Порой же к группе опытных технологов присоединяются их молодые коллеги, это очень полезно в плане передачи практического опыта и знаний. Оптимальный состав группы – 6-5 человек. Курс длится неделю.

«Тренинги хорошо сбалансированы в плане соотношения теоретических и практических занятий, – рассказывает Андрей. – Все полученные на теоретических уроках знания всесторонне отрабатываются на практических занятиях. Следующий этап – аттестация – позволяет определить, насколько эффективно ученикам удалось понять и усвоить новую информацию. Результаты тестов – неединственный критерий оценки работы технологов. Другой важный критерий – насколько эффективно применяются в работе полученные знания.

Программа регулярно обновляется. Драйвером ее развития выступают технологические инновации, которые внедряет концерн BASF. В обучающие курсы включают новые продукты и технологии работы с ними, а также новые технологии, которые можно внедрять на кузовном производстве, и, конечно же, современные методики преподавания.

«Любому маляру или колористу, который пришел на работу на новую для него станцию, необходимо получить необходимый багаж знаний по технологиям ремонта и материалам, которые применяются на этом предприятии», – отмечает Виталий Косарев, технический специалист компании PPG Industries. Именно такую узконаправленную информацию дают в учебном центре компании PPG Industries в России.

«Российское представительство компании PPG Industries оказывает техническую поддержку пользователям продукции бренда, – рассказывает Виталий. – Эту поддержку мы реализуем, в первую очередь, через сотрудничество с дистрибьюторами, которые равным образом оказывают поддержку своим клиентам, станциям кузовного ремонта. Речь идет в том числе и о системе обучения». На обучение приезжают специалисты разных уровней подготовки, а также специалисты с разными запросами в плане обучения. Это как и сотрудники станций кузовного ремонта, так и рабочие с автозаводов. В рамках поддержки дистрибьюторов сотрудники PPG Industries организуют выездные обучающие семинары. Чаще всего это происходит тогда, когда компания принимает участие в процессе запуска сервисной станции или приезжает на обучение, организуемое дистрибьютором на местах. PPG Industries ведет активную работу в регионах. По словам Виталия, каждый специалист учебного центра проводит около 60% своего времени в командировках по разным регионам страны.

Компания разработала также программы для руководящего состава сервисных станций, в рамках которых рассматриваются вопросы по управлению предприятием, от приемов планирования работы цеха до методов правильной организации загрузки. «Курсы обучения для маляров и колористов занимают около одной недели, – уточняет Виталий. – Обучающая программа настроена так, чтобы дать работникам максимум знаний и умений, которые они могут сразу же по возвращении на рабочее место использовать в процессе выполнения работы. Цель ставит необходимость в сбалансированной по объему информации программе, которая предусматривает большое количество часов на практическую отработку полученных знаний. Существенный плюс такой программы заключается в том, что она позволяет специалистам из сферы кузовного ремонта повышать степень своего профессионализма постепенно, шаг за шагом. Отмечу, что мы делаем упор прежде всего на практику, а потому на теоретические занятия отводится не более 20% от всего учебного времени». Существует также и программа обучения колористов, в рамках которой рассматриваются такие темы, как правила работы с лакокрасочной системой и ее компонентами, а также работа с программным обеспечением и инструментарием для цветоподбора. В этом случае также применяется принцип постепенного предоставления информации и знаний в объеме, необходимом для того, чтобы приступить к работе уже после первого этапа обучения.

На занятиях используются все системы марки PPG. «К нам приезжают специалисты с разным опытом работы, и каждый имеет свои предпочтения в плане брендов оборудования, – рассказывает Виталий. – Мы обеспечиваем им возможность проходить обучение на привычном для них оборудовании, но также даем шанс опробовать новое оборудование. Иногда мы приглашаем на наши семинары и поставщиков оборудования для кузовного ремонта, производителей окрасочных пистолетов, абразивных материалов для того, чтобы они рассказали о своей продукции и продемонстрировали ее возможности. И это полностью согласуется с нашей задачей – сделать тренинги максимально полезными для наших клиентов и партнеров».

Курсы автомеханика с нуля
Обучение проводят технические специалисты PPG, прошедшие подготовку на базе головного офиса производителя. «В наш учебный центр регулярно приезжают зарубежные коллеги для обмена опытом, – уточняет спикер. – Такой обмен – бесценный источник для расширения профессионального кругозора. Отмечу, что российская программа обучения PPG Industries отличается от зарубежных программ. Такие различия определены, в первую очередь, спецификой местного рынка, а также запросами клиентов. У нас станции кузовного ремонта вынуждены работать в таких условиях, которые заставляют их максимально экономно расходовать материалы и выполнять работу в кратчайшие сроки. Поэтому у нас, например, есть программа тренингов, которая не только учит правильно выполнять ремонт, но и максимально экономить материалы и рабочее время».

По мнению Романа Туркова, технического представителя компании Axalta Coating Systems Rus, в настоящее время остро стоит вопрос с уровнем подготовки и компетенцией руководителей станций кузовного ремонта. «Порой такие управленцы не понимают тонкостей бизнеса и принимают неэффективные для бизнеса решения, – уточняет Роман. – Для автосервиса суровая правда заключается в том, что или он выполняет ремонт автомобилей по правилам и стандартам, предписанным заводами-производителями, или он не будет зарабатывать достаточно средств даже для того, чтобы просто оставаться на плаву».

Через учебную работу компания Axalta Coating Systems Rus стремится донести до руководителей кузовных станций необходимость работы по стандартам. «Мы обучаем не только руководящее звено, но и сотрудников, которые непосредственно выполняют работу, – рассказывает Роман. – Весь обучающий процесс исходит из концепции кузовного ремонта и ее правильного понимания. Задача работника должна сводиться к выполнению набора стандартных операций, а технологическая составляющая заложена заводом-автопроизводителем. И мы следим за тем, чтобы в части нанесения окрасочных покрытий все действия выполнялись согласно технологии, рекомендованной заводом. А если таких предписаний нет, то работу можно выполнить по нашим процедурам, которые отличаются лишь тем, что на них нет «штампа» автопроизводителя. В технологическом плане это сути дела не меняет».

Учебный центр компании Axalta Coating Systems Rus готовит специалистов под запросы и требования предприятий, технологического процесса и того бренда автомобилей, с которыми они работают. Такая подготовка – это целенаправленная настройка навыков и умений. «Мы понимаем, что отдельному специалисту трудно выделить в своем рабочем процессе 5-6 месяцев для всестороннего изучения предмета, – отмечает Роман. – Зачастую им приходится учиться без отрыва от производства. В недельном курсе обучения мы делаем упор на практические занятия. Для тех, кто не может найти свободное время для очных занятий, мы можем предложить дистанционный формат обучения, интернет-ресурс, где любой работник кузовной станции может выполнить теоретические задания, а потом записаться на практический экзамен в нашем учебном центре. Мы также реализуем и выездной формат обучения, для этого у нас в учебном центре есть штат технологов. Выездные семинары проводятся, в том числе и на базе крупных и региональных дистрибьюторов нашей продукции. Оценка полученных знаний осуществляется по нашей собственной методике, в рамках которой специалист, прошедший обучение, выполняет на экзамене определенный набор практических заданий. При этом оценивается точность соблюдения технологии и временной норматив. В рамках этого экзамена необходимо также ответить на вопросник, содержащий от 70 до 200 вопросов по изученным темам».

«Система профтехобразования готовит рабочих в широком смысле этого слова, но такие кадры никому не нужны», – считает Роман. Проще говоря, из стен учебных учреждений выходят специалисты широкого профиля, практическая ценность которых невелика. Для предприятий кузовного ремонта работники общего профиля не являются идеальными кандидатами. В этой сфере требуются люди, которые хотят работать по направлению кузовного ремонта, которые готовы правильно выполнять технологические процедуры, соблюдать правила техники безопасности, нормы трудовой дисциплины.


«В сфере профтехобразования решающую роль должны играть государство, профсоюзные организации и их участники, – считает Роман. – Но в нашей стране не существует профсоюза работников индустрии автомобильного кузовного ремонта, который мог бы поставить на государственном уровне, на уровне отрасли, задачу по разработке стандартов обучения». На самом деле, мы говорим сейчас о целом комплексе проблем. В России индустрии кузовного ремонта фактически не существует. По факту она есть, но в реестре профессий нет подавляющего большинства специальностей по такуму виду авторемонта. «И главное, что ставить соответствующие задачи системе профтехобразования некому, – сетует Роман. – Это мог бы сделать профсоюз работников кузовного ремонта, которого в нашей стране, увы, нет». Во всем мире именно профсоюзы рабочих ставят соответствующие вопросы и задачи по подготовке кадров на уровне государственной власти. Понятно, что государство не может вести диалог с каждым автосервисом, для эффективного взаимодействия необходимо контактировать с отраслевым объединением.

Комментарии

Еще никто не оставил свои комментарии. Ваш комментарий будет первым.

отправить

Рекомендованные статьи