Как лечить крылатый металл
3 августа 2015, Роман АКОЛЬЗИН
Главная задача современных машиностроителей заключается в снижении веса автомобиля, и одним из прорывных направлений в этой работе считается широкое использование различных облегченных сплавов. Применение алюминия и сверхпрочных сталей существенно влияет на вес автомобиля и его прожорливость, однако накладывает отпечаток на последующий кузовной ремонт. В этой статье мы расскажем, каким оборудованием должен обладать сервис, чтобы выполнять подобного рода работы, и как производится ремонт нескольких видов повреждений алюминиевых деталей с использованием сварочных аппаратов GYS.
За последние 70 лет процент алюминия в автомобилях вырос в разы. Авиационный металл практически вытеснил чугун и сталь из двигателей, внедрился в подвеску, заменил многие кузовные детали. Уже в 90-е годы некоторые премиальные немецкие автогиганты выпускали кузова на 100% состоящие из алюминия. Сегодня «дюраль» спустился в массы, и попеременно встречается в моделях D и E-сегментов народных брендов.
Алюминий обладает многими достойными свойствами, но не может похвастаться жесткостью. Достигнуть необходимых параметров можно с помощью магниевых присадок. Со временем им на смену пришли медно-кремниевые и медно-алюминиевые сплавы. В отличие от стальных конструкций в алюминиевых кузовах применяются не только листы, но и всевозможные профили (прямоугольные трубы, уголки), а также широкий ассортимент специальных литых деталей. На конвейере для скрепления алюминиевых деталей в одном и том же автомобиле могут быть применены аргоновая сварка, клепка, склейка и даже болтовые соединения.
К сожалению, до недавнего времени после аварии «крылатый» металл превращался в «камень» на шее автовладельца. Зачастую такие детали невозможно отрихтовать и вытянуть, поскольку СТО попросту не располагает необходимым оборудованием. Причина тому – сложившееся среди сервисменов мнение, что ремонт алюминия можно осуществлять лишь на дорогостоящем недоступном для большинства сервисов оборудовании. Из-за таких стереотипов страдают как сервисы, лишающиеся потенциальной прибыли, так и клиенты, вынужденные из-за малейшей вмятины полностью менять дорогую деталь.
«Перед тем как начинать работу с алюминиевой деталью, необходимо осознавать, что этот металл не окисляется на воздухе так быстро как сталь. На голом алюминии образуется защитная оксидная пленка, которая препятствует окислению. Именно она мешает процессу сварки, ведь температура ее плавления в два раза выше, чем у голой поверхности. Поэтому необходимо тщательно подготовить деталь к ремонту. Если зачистка пройдет неряшливо, то на неровной поверхности в момент полуавтоматической сварки произойдет увод тока», – обращает внимание Дмитрий Мягков, технический специалист компании «Европроект Групп».
Комфортнее зачищать ЛКП угловой шлифовальной машинкой с выносным глушителем. Очень важно использовать высококачественные абразивы, поскольку алюминий капризен и мягок.
Чтобы не истончить поверхность и не оставить рисок, в нашем случае были применены 5 мм круги sia Flex 60-ой градации на синтетическом волокне. Следом обезжиривается поверхность ацетоном. Оксидная пленка восстанавливается очень быстро, поэтому работу лучше не откладывать на потом.
В более старых моделях споттеров шли два длинных кабеля «массы», которые приходилось зажимать на одной линии с местом ремонта, портя ЛКП по краям детали. Gyspot ALU серии E.FV отличается от предшественников наличием «сдвоенной массы» на пистолете. Теперь достаточно расчистить лишь зону ремонта. Такая «автоматическая масса» очень удобна для распределения усилия. Ранее жестянщику приходилось контролировать силу нажима, чтобы не прожечь деталь.
В комплекте с Gyspot ALU серии E.FV поставляется штатный набор расходников, состоящий из двух видов шпилек разной марки и 5 проушин. У каждого автопроизводителя по-своему пляшет процент присадок в металле. Поэтому если алюминиево-кремневая шпилька плохо приваривается к детали, то можно использовать шпильку из чистого алюминия.
Остается лишь установить шпильку в споттер. После чего она приваривается в одно касание.
Следом на нее наворачивается проушина, за которую после цепляется специальный мост для вытягивания (пулер).
В конце шпилька откусывается кусачками, поверхность зачищается грубыми абразивами, и деталь отдается маляру.
Ранее такие повреждения варили промышленными аппаратами класса TIG, выполняющими аргонодуговую сварку неплавящимся электродом. У компании GYS они представлены аппаратами TIG 207, 208. Эти машины позволяют варить листы металла толщиной от 2 мм и выше (блок двигателя, колесные диски и т.д.), однако для тонколистовых кузовных деталей не слишком подходят. Для примера мастер нанес повреждение плазморезом. Он ровнее режет, не оставляя отпуска металла.
Сварщик должен думать в равной степени о качестве и скорости. Учитывая фактор времени, компания GYS разработала T-серию полуавтоматических аппаратов, минимальная сила тока которых составляет всего 15 ампер. Это позволяет спокойно работать с наименьшими деформациями тонких кузовных деталей. В наших руках оказалась версия аппарата Т3 GYS Auto.
Конкурентные сварочные аппараты обычно оборудованы стандартным еврорукавом. Чтобы на них варить алюминий, потребуется приобрести еврорукав с тефлоновым каналом, уменьшающим сопротивление проволоки. Также придется заменить ролики для стальной проволоки на ролики для алюминия, поскольку они отличаются формой канавки. Такая система имеет очевидные минусы. Если при сварке произошел какой-то непредвиденный сбой, то проволока моментально замнется. Некоторые производители предлагают очень дорогие улучшенные рукава с дополнительным проволокоподающим механизмом в держаке. Еврорукава быстро изнашиваются, и закупить их на стороне подешевле не получится, ведь сервис накрепко привязан к бренду сварочного аппарата.
Т3 Gys Auto позволяет использовать еврорукава любых компаний. Аппарат производит сварку стали, сварку-пайку медными сплавами тугоплавких жестких сплавов и имеет третий рукав, так называемый Spool Gun для сварки алюминия. В Spool Gun встроены катушка, проволокоподающий механизм, сопло и ролик регулировки скорости подачи проволоки. Помимо этого в самом аппарате установлены два четырехроликовых проволокоподающих механизма, и там же стоит разводка под два газовых баллона.
Случается, что залипает проволока в токосъемном наконечнике. Если это обычный еврорукав, то сварщику приходится останавливать весь процесс, вынимать проволоку из рукава, разматывать образовавшуюся «бороду» на проволокоподающем механизме. На рукаве Spool Gun меняется лишь наконечник и работа продолжается.
Можно работать и с оцинковкой. Раньше приходилось зачищать цинковое покрытие, поскольку при сварке цинка происходит его сильное выгорание и выделяется едкий ядовитый дым. GYS щадит цинк, и он выгорает минимально.
Остается определить, какой шов необходимо выполнить: сплошной, прерывистый или точечный. Все прочие производители сварочных аппаратов устанавливают эту функцию как дополнительную опцию.
В базовой комплектации Т3 Gys Auto все функции, что требуются для полуавтомата, уже в распоряжении сервиса. Аппарат варит проволокой от 0,6 мм до 1 мм в зависимости от того, какая толщина стали на автомобиле и какой ее состав. После выбора режима, можно приступать к сварке.
В свое время перед французами была поставлена широкая задача – создать серию сварочных аппаратов для работы с алюминием, которые будут отличаться от конкурентных продуктов надежностью и простотой в эксплуатации. По проведенному мастер-классу видно, что со споттером Gyspot ALU серии E.FV сумеет приработаться мастер любой квалификации. Возможности подгонки настроек споттера вручную, конструкция «сдвоенной массы» и высококачественные расходные материалы не только упрощают и ускоряют процесс сварки, но также гарантируют высокое качество исполнения.
Полуавтомат Т3 GYS Auto отлично вписывается в сервис, занимающийся ремонтом алюминиевых деталей. Аппарат не такой громоздкий и сложный, как его узкоспециальная альтернатива из серии TIG, но также располагает широким спектром дополнительных настроек и передовыми решениями в устройстве проволокоподающих механизмов.
Два режима работы, ручной и режим синергетики, позволяют вручную регулировать мощность тока, скорость подачи проволоки или же предоставить все электронике. Наличие нескольких рукавов и их замена без привязки к определенному производителю дает клиенту свободу неограниченного выбора в использовании аппарата Т3 GYS Auto.
Гамма аппаратов GYS в сфере сварки алюминиевых деталей закрывает все потребности профессионального специализированного автотехцентра, что подтверждается 23 омологациями от ведущих мировых автопроизводителей.
Комментарии
Рекомендованные статьи
Еще никто не оставил свои комментарии. Ваш комментарий будет первым.