Развитие рынка кузовного ремонта
25 апреля 2013, Татьяна Акимова
Развитие рынка кузовного ремонта, на котором присутствуют дилерские предприятия и независимые автосервисы, не только определяется традиционными законами, такими как сезонность, но и зависит от ряда факторов, в числе которых курс, выбранный страховыми компаниями, основными поставщиками ремресурса в кузовные цеха; работа на рынке компаний-поставщиков оборудования и материалов для кузовного ремонта; направление потребительского спроса и др.
В настоящей публикации мы представляем мнения экспертов, аналитиков и представителей компаний-производителей о развитии рынка кузовного ремонта в России.
Александр Груздев, генеральный директор компании GiPA Russia:
GiPA Russia с конца 2012 года начала проводить исследования рынка кузовного ремонта. По данным, собранным GiPA в 2012 году, в России насчитывалось 12 500 независимых автосервисов (в такой статистике не учитывались шиномонтажные станции, частные гаражи и мойки). В целом на авторемонтном рынке в 2012 году работали 40 000 точек обслуживания автомобилей (включая дилерские станции, независимые автосервисы, индивидуальные предприниматели), в том числе около 20 000 автосервисов, принадлежащих индивидуальным предпринимателям. Сбор статистики по сектору независимых СТО осложняется тем, что существенная часть этих предприятий принадлежит физическим лицам, зарегистрированным в качестве индивидуальных предпринимателей, собрать данные об этих бизнесменах нельзя, потому что такая информация является конфиденциальной.
В своих исследованиях GiPA Russia разделяет предприятия по кузовному ремонту на кузовные станции, специализирующиеся исключительно на малярно-кузовных работах, и на автосервисы, где помимо прочих цехов есть участок кузовного ремонта. Первая категория часто функционирует по европейскому формату Body Shop, не только обслуживает своих клиентов, но и получает клиентов по аутсортингу от партнерских автосервисов. И, конечно же, для выполнения таких работ необходимо оснастить свою станцию кузовного ремонта или автосервис окрасочно-сушильной камерой. Таких станций в стране, по оценке GiPA, около 4000. При этом, например, в Москве, только 42 % независимых СТО осуществляют малярно-кузовные работы.
Отмечается такой интересный факт: многие специалисты автосервиса своеобразно понимают, что такое окрасочная камера, многие подразумевают под этим не тип оборудования, а отдельный бокс (порой даже, например, гараж), оснащенный инструментом для проведения окраски.
Далеко не все автовладельцы придирчивы к качеству ремонтной окраски автомобиля, а также тюнингу кузова. Так, по данным последних исследований GiPA, 20 % опрошенных спокойно относятся к разнотону, который может оставаться на окрашенной поверхности автомобиля после ремонтной окраски. Есть автомобилисты, которые относятся к своей машине исключительно как средству передвижения, их интересует только техническое состояние автомобилей. Таких автовладельцев 24 %. Есть еще три категории людей, которые в сумме дают 56 % от общего числа, которые ревностно относятся к внешнему виду своего авто. Примечательно, что среднестатистический клиент, который допускает разнотон при ремонтной окраске, владеет автомобилем, средняя стоимость которого составляет 177 000 рублей. Водитель, который не допускает разнотона, ездит на машине средней стоимостью 306 000 рублей.
Но рынок услуг кузовного ремонта развивается сейчас в прямой зависимости от объема автопарка, который, как мы видим, стабильно увеличивается в последние годы. При этом если даже процент автомобилистов, которые попадают в аварии, снижается, то в целом количество дорожно-транспортных происшествий растет. Что, в свою очередь, увеличивает спрос на малярно-кузовные работы.
Если в количественном выражении авторынок увеличился, в то в денежном исчислении уменьшился. Предпосылки к этому сложились еще в 2008 году, когда было продано большое количество новых автомобилей, по гарантии их обслуживали и ремонтировали на станциях официальных дилеров, где средний чек за работы был достаточно высок. Через несколько лет эти автомобили сошли с гарантии и начался их отток с сервиса официальных дилеров на сервис независимых СТО, где стоимость среднего чека была ниже. Из-за такого перетекания клиентов от официальных дилеров к независимым автостанциям общий объем рынка в деньгах снизился. Хотя стоимость запчастей и стоимость работы не уменьшилась, а, наоборот, увеличилась. В будущем мы будем наблюдать обратную картину: в последние годы рынок гарантийных автомобилей стабильно растет, а значит, объем сервисных работ на дилерских предприятиях снова увеличивается.
По данным GiPA за 2012 год, разница между стоимостью нормо-часа на сервисе дилера и независимых СТО составляет 35 %, в 2010 году этот показатель достигал 50 %. В обороте независимых СТО окраска, остекление и кузовной ремонт занимают в среднем 9 %. Для сравнения: сложные технические операции – 30 %, обслуживание и сервис – 42 %, работа с шинами – 16 %.
Косвенным признаком, указывающим на то, что сфера услуг кузовного ремонта интересует бизнес независимых СТО, является их предпочтения в плане выбора обучающих курсов. В независимом сегменте до 27 % сотрудников выбирают обучение по таким типам работ, как электрика и электроника, по направлению механика – 20 %, диагностика и ремонт кондиционеров, а также диагностика неисправностей – по 16 %, а кузовные работы и окраска – 5 %.
Отвечая на вопрос в исследовании GiPA, о том, какое направление развития позволит бизнесу расти, до 64% представителей сектора независимых СТО называют кузовной ремонт и еще 60 % ‑ окраска автомобилей.
Из статистических данных понятно, что независимые СТО хотят развивать направление кузовного ремонта. Наиболее перспективным является организация независимых автосервисов, специализирующихся на малярно-кузовном ремонте. Такие автоцентры не только обслуживают своих клиентов, но, что интереснее в плане повышения доходности, и получают заказы на аутсортинг и могут быть аккредитованы страховыми компаниями».
Оценка количества малярно-кузовных цехов на территории РФ. Информационно-аналитическая справка некоммерческого партнерства поддержки и развития автосервисов «Автомобильной Сервисной Ассоциации»:
Некоммерческое партнерство поддержки и развития автосервисов «Автомобильная Сервисная Ассоциация» (АСА), опираясь на собственные[1] внутренние исследования автомобильного рынка, оценивает общее количество действующих малярно-кузовных цехов в 14 000[2]. За малярно-кузовной цех принята любая СТО, занимающаяся кузовным ремонтом автомобилей, независимо от наличия или отсутствия у нее окрасочно-сушильной камеры, постов подготовки и лаборатории по цветоподбору.
Общее количество малярно-кузовных цехов использующих собственные лаборатории цветоподбора оценивается в 1000–1500 единиц. Такие МКЦ часто имеют несколько окрасочно-сушильных камер, а также обладают высокой производительностью. Примерно 75–80 % от общего количества СТО не имеет окрасочно-сушильных камер, специализируясь на проведении мелкого (до 10 нормо-часов) и среднего (до 25 нормо-часов) кузовного ремонта.
Методика проведения расчетов: сравнительный анализ перекрестных данных, полученных от производителей специализированного программного обеспечения, предназначенного для автоматизации работы СТО, анализ данных по установленным и действующим лабораториям цветоподбора ряда крупных поставщиков, использование собственной, обновляемой базы данных СТО, анализ данных, предоставленных членами «АСА» о своей деятельности за период 2011–2013 гг. В расчеты включены все сегменты рынка: А, B, С.
[1] Начиная с 2010 года «АСА» проводит планомерную работу, систематизируя информацию по количественному присутствию СТО в разрезе конкретных регионов, формируя специализированную базу данных – реестр предприятий автосервисного обслуживания Российской Федерации, включая придорожный формат С-сегмента.
[2] При оценке количества малярно-кузовных цехов на территории РФ возникает проблема, связанная с отсутствием достоверных статистических данных о количестве станций технического обслуживания автомобилей.
Николай Янковский, руководитель службы по развитию сети «Бош Авто Сервис»:
«Хотя концепция “Бош Авто Сервис” напрямую не связана с бизнесом малярно-кузовных работ, мы предоставляем обучающие курсы по управлению автосервисом, которые можно эффективно применять и для запуска МКЦ. Из 270 станций сети “Бош Авто Сервис” в России 56 предприятий имеют участки малярно-кузовного ремонта. Это преимущественно большие СТО с 10 и более рабочими постами. Как правило, техстанция входит в сеть “Бош Авто Сервис”, уже имея малярно-кузовной цех. Если выручка от МКЦ превышает выручку от остальной ремзоны более чем в три раза, мы говорим об автосервисе, в котором механическая ремзона является вспомогательным элементом для основного бизнеса. Это значит, что у данной СТО, как правило, нет всех атрибутов современной станции: нет продвижения на рынке услуг, нет качественной работы с клиентами. Значительно лучше ситуация, когда автосервис организует малярно-кузовной цех, уже имея опыт работы на современном рынке. Но таких СТО мало, так как малые и средние автосервисы чаще всего стеснены условиями арендуемого здания.
Нужно отметить, что последние десять лет технологический уровень малярно-кузовного ремонта в стране значительно вырос, не в последнюю очередь локомотивом данного процесса являются дилерские СТО. Участники нашей сети отмечают, что из-за кардинально меняющихся условий работы со страховыми компаниями этот сектор бизнеса часто “лихорадит” по финансовым причинам. Такая нестабильная ситуация ведет к проблемам с кадрами, дефицит которых весьма ощутим».
Рынок кузовного ремонта имеет много точек соприкосновения с рынком лакокрасочных систем. Ведь именно эта отрасль дает СТО уже готовые решения для ремонтной окраски. И в целом о развитии рынка автоэмалей можно судить по емкости автосервисов различных сегментов. В настоящее время продолжается развитие рынка ЛКМ B-сегмента (бюджетные краски), начавшееся в кризисный период. Однако рост рынка продаж новых автомобилей, ремонтом которых занимается преимущественно дилерский сегмент авторемонтного бизнеса, по-прежнему дает стимул для роста сегмента ЛКМ класса «премиум». Рыночные доли автоэмалей А-, В- и С- сегментов составили в 2012 году 25, 45 и 30 % соответственно, по данным агентства Discovery Research Group. По мнению экспертов, рынок автомобильных ЛКМ до сих пор выходит из кризиса, в будущем существует потенциал роста его объема, который будет вызван увеличением потребления ЛКМ премиум- и среднего сегмента.
Константин Бугров, руководитель службы технической поддержки OOO «БАСФ Восток»:
«Основная доля наших клиентов – автосервисные станции сегмента А (преимущественно дилерские станции) и независимые СТО сегмента В, стремящиеся соответствовать высоким стандартам качества и уровню организации производства. Отмечу, что год от года бизнес кузовного ремонта в России становится все более профессиональным, в том числе и в сегменте независимых СТО. Сокращается категория так называемых гаражных сервисов, эти станции или закрываются, или переходят на другой, более качественный уровень работы. И если раньше профессиональные станции кузовного ремонта можно было найти только в крупных городах, то теперь такие предприятия открываются повсюду. Другое дело, что они испытывают трудности в плане нехватки квалифицированных кадров, однако готовы инвестировать и в эту часть своего бизнеса.
«БАСФ Восток» – дочернее предприятие BASF Coatings GmbH – предлагает автосервисам продукт, который помогает предприятиям оптимизировать процесс кузовного ремонта, обеспечить его качественный результат и повысить эффективность работ. Если говорить о торговой марке Glasurit, это высококачественная система ЛКМ, предназначенная для профессионального использования. Портфолио Glasurit весьма широко: от шпатлевок до лаков и средств ухода за ЛКП. Основной упор в России «БАСФ Восток» делает на базовые краски на водной основе, как и в Европе. Отмечу, что на европейском рынке, где водные технологии преобладают, доля Glasurit в этом сегменте составляет порядка 40 % рынка. И в России данная технология в настоящее время набирает обороты. Порядка 70 % продаж базовых эмалей Glasurit занимают краски на водной основе. Профессионалы на деле знают преимущества водных систем, а потому запрос на такую продукцию формируют именно кузовные станции, которым важно работать эффективно, которые хотят стабильно иметь качественный результат работ. Что касается Москвы, то здесь у нас только один-два клиента, которые пользуются сольвентными красками, остальные, а таких, поверьте, много, работают с водной системой базовых эмалей Glasurit. Если говорить в целом о рынке ЛКМ в России, то существенную его долю составляют пока еще сольвентные краски. Однако подчеркну, что спрос на водные ЛКМ растет, и не только благодаря дилерам (использование при ремонтной окраске лакокрасочных продуктов на водной основе им рекомендуют стандарты производителей), но и независимым СТО.
На российском рынке «БАСФ Восток» предлагает две линейки базовых эмалей: водную и сольвентную. Последняя линейка востребована преимущественно в регионах, где бытует отчасти консервативный подход к ремонтной окраске. По технологии нанесения обе системы схожи, они требуют использования одно и того же оборудования и инструментов. К тому же, наша водная система позволяет значительно сократить процесс сушки базовой краски в сравнении с сольветными продуктами. Хотя по-прежнему существует мнение, что водные продукты сохнут медленнее, но это один из ошибочных стереотипов. В этой связи отмечу важность информированности специалистов о преимуществах работы с данными системами ЛКМ, это основной и приоритетный принцип работы с рынком в нашей компании.
Преимущества Glasurit в действии заключается в том, что это весьма простая в использовании система. Именно поэтому мы так успешны в продажах этого продукта. Glasurit не требует от маляра каких-либо существенных изменений в технологии нанесения или в перечне используемого оборудования. Материал не капризен и стабилен в поведении, «прощает» некоторые огрехи в подготовке поверхности в силу высокой укрывистости и неагрессивности к материалу подложки. К тому же существует тесный симбиоз конвейерных и ремонтных решений. BASF Coatings, крупнейший химический концерн, разрабатывая системы для конвейерной окраски, выпускает одновременно решение и для ремонтной отрасли. Glasurit имеет простую и понятную систему цветоподбора. Наша цветовая документация объединяет в себе около десяти тысяч карточек с накрасами, она удобна и проста в использовании и нравится колористам. К тому же водная система Glasurit соответствует требованиям европейских норм по содержанию VOC (летучих органических соединений), не создает дополнительные риски для здоровья колориста или маляра.
«БАСФ Восток» уделяет самое пристальное внимание технической поддержке клиентов. Отмечу, что компания работает преимущественно методом прямых продаж в регионы через сеть собственных подразделений. Сейчас у нас 14 региональных офисов на территории России, в каждом из них работает технолог. С этого года приступил к работе наш представитель в Казахстане. Региональные технологи по окраске и колористике регулярно проходят подготовку в учебном центре «БАСФ Восток». Занятия с ними проводит национальный тренер, который, в свою очередь, несколько раз в год участвует в семинарах в Германии и владеет самыми последними технологиями, которые разрабатывает BASF Coatings. В Россию также регулярно приезжает глобальный тренер из Германии, который курирует команду технических специалистов компании, проводит обучения на разных уровнях совместно с национальным тренером. Благодаря такой налаженной структуре мы можем гарантировать оперативное решение технических вопросов в том или ином регионе.
Наша компания позиционирует себя не только как поставщика ЛКМ, но в большей степени как провайдера решений для развития эффективного бизнеса. В «БАСФ Восток» есть специалисты-консультанты, которые проводят семинары для управленческого персонала СТО, а также аудит станций, разрабатывают и предлагают дизайн-концепции для автосервисов, инструменты оптимизации ремонтного бизнеса с точки зрения отладки процессов кузовного ремонта. На данный момент это направление очень востребовано клиентами».
«По данным Discovery Research Group, в настоящее время на рынке автомобильных ЛКМ существует большое количество товарных групп. В связи с этим ни дистрибьюторы, ни потребители не могут выделить какие-либо пустующие ниши. Однако, по их мнению, сейчас на рынке скорее появляются новые бренды, чем новые материалы. Отсюда можно сделать вывод, что рынок автомобильных ЛКМ еще не достиг своей зрелости и есть место для будущего роста и насыщения».
Еще никто не оставил свои комментарии. Ваш комментарий будет первым.